Main Menu

Вместо министерства — аграрный штаб Новая программа развития сельского хозяйства

Ее предлагает заслуженный экономист Кыргызской Республики, доктор экономических наук, профессор Ж. АКЕНЕЕВ. Сегодня он — гость «СК». Предлагаемые им реформы в аграрном секторе страны охватывают период с 2014-го по 2017 г. Над дальнейшей судьбой села специалист долго раздумывал, сопоставлял, анализировал, делал прогнозы и отнюдь не в тиши кабинета…

Слово — известному общественному деятелю, ученому, который стоял у истоков экономических реформ в Кыргызстане и проблемы земляков-крестьян знает не понаслышке.

— За прошедшие 23 года независимости кыргызское село пережило период резкого падения производства, затем адаптировалось к условиям рыночной экономики и в последние годы медленно пошло в гору. Это потребовало мужественного противостояния крестьян натиску «дикого» рынка, который свел на нет былые достижения тружеников села. В памяти хорошо сохранились успехи наших свекловодов и животноводов, прославивших своим трудом наш горный край.

Во времена Советского Союза проводили научные исследования, была отлажена племенная и селекционная работа, власти заботились о социальной поддержке села. После того как Кыргызстан обрел независимость, молодое суверенное государство так и не смогло оказать сельчанам надлежащую материальную, финансовую и другую помощь. Господдержки хватало лишь на то, чтобы крестьяне могли выживать от урожая до урожая, не бросали бы свои делянки в поисках других источников дохода.

К сожалению, на селе сохраняется еще сознание, что государство обязано обеспечить дехканам и животноводам нормальные условия работы, полное финансирование их безбедного существования, предоставлять по низким ценам сельскохозяйственную технику, горюче-смазочные материалы, ветеринарное обслуживание, помогать сбывать сельхозпродукцию.

Но наше государство небогатое, правительство не в состоянии субсидировать сельхозработы, взяв на себя риски неблагоприятных погодных условий, засухи, маловодья и т.д. Правительство не отказывается от помощи сельским труженикам. Несколько лет подряд успешно работает проект «Льготные кредиты фермерам», часть процентных ставок по погашению кредитов коммерческих банков правительство берет на себя. В прошлом году этой услугой воспользовалось около 20 тысяч частных крестьянских хозяйств и кооперативов, в нынешнем году льготные государственные кредиты могут получить перерабатывающие комбинаты.

Считаю, что на этом уровне развития аграрного сектора экономики полностью должна измениться политика Министерства сельского хозяйства и мелиорации. Из малополезного государственного органа управления, который в основном занимается сбором статистической информации, фактов и констатирует то, что происходит на селе без участия чиновников, ведомство должно превратиться в мощный государственный аграрный штаб по резкому подъему экономики села.

Для этого следует задействовать все рычаги рыночной экономики. Изменения произойдут не за счет увеличения бюджетного финансирования, а за счет привлечения в страну прямых частных инвестиций. Наши дехкане могут производить экологически чистую сельхозпродукцию, у крестьян для этого есть все необходимые ресурсы: орошаемые земли, вода для полива, пастбища для выпаса скота и т.д. Трудолюбия нашим людям не занимать.

Хорошо знаем, что продукция, производимая в Кыргызстане, востребована не только внутри страны, но и успешно продается за ее пределами. Перед аграрным сектором надо поставить амбициозную задачу: вдвое увеличить производство и сбыт продукции сельского хозяйства в ближайшие 5 лет. Эти задачи нам по плечу, следует лишь мобилизовать все имеющиеся ресурсы. Каким образом?

Отвечу и на этот вопрос. Под патронажем Министерства сельского хозяйства и мелиорации нужно создать высший аграрный совет, работающий на общественных началах. В него войдут ученые-аграрники, ведущие специалисты сельского хозяйства, депутаты Жогорку Кенеша, представители гражданского общества, бизнеса, успешные фермеры и крестьяне. Основная задача высшего аграрного совета — разработка Стратегии развития аграрной отрасли, координация работы всех отраслей хозяйствования, задействованных на селе. Председатель совета избирается из числа авторитетных и уважаемых людей из аграрной отрасли. Рабочим органом совета станет Министерство сельского хозяйства и мелиорации. Министр займет должность первого заместителя председателя совета.

Подобные советы необходимо организовать в каждой области, районах. Для работы в советах могут быть привлечены опытные специалисты сельского хозяйства, фермеры, крестьяне и все те, кто искренне заинтересован в развитии аграрного сектора на местах. Таким образом, под эгидой Министерства сельского хозяйства и мелиорации возникнет мощная организационная система, которая в центре и на местах займется решением насущных проблем аграриев. Причем все это будет действовать на общественных началах, без нагрузки на государственный бюджет.

На научной основе с учетом требований рынка в каждом районе, области и в целом по стране надо разработать стратегические направления развития аграрной отрасли. Таким образом, Министерство сельского хозяйства и мелиорации охватит деятельность аграрного сектора всей страны, вовлекая в эту сферу опытных хозяйственников, ученых, специалистов. Многие из успешных бизнесменов-сельхозников непрочь поучаствовать в развитии аграрной отрасли у себя в районе, области, в республике. Сельское население ежедневно будет чувствовать поддержку и помощь Министерства сельского хозяйства и мелиорации, у фермеров и крестьян резко улучшится отношение к аграрному ведомству.

В Программу развития сельскохозяйственной отрасли необходимо включить вопросы социального развития села, улучшения существующей инфраструктуры, жилищных условий. С помощью аграрных советов можно наладить точный учет выращенной продукции, посчитать домашний скот, имеющуюся на подворьях сельскохозяйственную технику, выявить болевые точки и проблемы аграрного сектора на местах.

Необходимо также координировать работу научно-исследовательских институтов, готовить квалифицированных специалистов, особенно по племзаводам, селекции, выращиванию новых сортов сельскохозяйственных культур.

Пора раз и навсегда покончить с мелкотоварным отсталым производством, усилить работу по кооперированию фермерских и крестьянских хозяйств в более крупные, применяя рычаги рыночной экономики. Приведу пример: многие частные компании из Турции, Кореи, Арабских Эмиратов и др. хотели бы арендовать на долгосрочный период сельскохозяйственные земли у наших крестьян и фермеров площадью до 30 тысяч гектаров. Основной принцип аренды земель состоит в том, что иностранцы предлагают всем желающим получить по итогам сельскохозяйственного года в качестве арендной платы за использование их земель ту усредненную прибыль, которую они получали от этих земель за последние 5 лет. При этом крестьяне и фермеры могут работать на своих землях и получать дополнительную заработную плату. Экономическая заинтересованность зарубежных фирм в том, что они, внедряя в производство свои наработанные агротехнологии, применяя высокопроизводительную сельскохозяйственную технику, получат на этих землях урожаи в 3-4 раза выше, чем местные жители. За счет высоких урожаев сельскохозяйственных культур, их переработки и сбыта капиталисты-аграрии могут платить нашим крестьянам и фермерам арендную плату и получать свою долю прибыли. При заключении договоров аренды сельскохозяйственных земель необходимо включить в соглашение вопросы рационального использования и реабилитации используемых земельных площадей.

Видеть цель: прибыльный, успешный сбыт части выращенного урожая на внутреннем рынке, остальное продавать за пределами республики. При этом государство в лице Агропродкорпорации могло бы выступить конкурентом частным компаниям, которые сегодня занимаются куплей и продажей отдельных видов сельхозкультур (фасоль, хлопок, картофель, овощи и фрукты, мед и другие). Хорошо бы воспользоваться поднявшимися в последние годы мировыми ценами на высокоэкологическую продукцию сельского хозяйства, стимулировать крестьян не применять химических удобрений.

При высшем аграрном совете будет действовать информационный центр, который займется сбором оперативной информации цен на сельхозпродукцию в нашей стране и на международных рынках. Работа центра должна проходить на хозрасчетной основе.

Для работы в Кыргызстане нужно привлечь высокотехнологические лаборатории Казахстана, России, других стран мира, имеющие высокий международный рейтинг. Это позволит беспрепятственно продавать кыргызскую продукцию в любой части света.

Особое внимание нужно уделить переработке. Для этого необходимо создать крупные логистические центры по сбору, закупке, хранению и транспортировке продуктов. У сельхозпроизводителей  должен быть выбор: самому продать выращенное на полях или воспользоваться услугами логистических центров, которые будут авансировать крестьянские и фермерские хозяйства и полностью выкупать произведенную продукцию, затем перерабатывать ее и продавать внутри страны и за ее пределами. Посредники в хорошем смысле этого слова подпишут договоры с крупными городами Кыргызстана и тех стран СНГ и мира, где эта продукция стоит намного дороже, чем в Кыргызстане.

Следует развернуть по всей стране работу центров обслуживания крестьян и фермеров сельскохозяйственной техникой на хозрасчетной основе. Причем при логистических центрах также будут созданы лизинговые компании по обеспечению крестьянских и фермерских хозяйств техникой. Они станут конкурировать с частными компаниями, что поможет сбить цены на техническое обслуживание. Следует развернуть по всей стране работу центров обслуживания крестьян и фермеров сельскохозяйственной техникой на хозрасчетной основе.

Всю работу водохозяйственных предприятий страны тоже нужно перевести на хозрасчет путем внедрения платного водопользования. Только строительство крупных гидросооружений может оставаться в руках государства, а после окончания строительства эксплуатация этих сооружений также должна перейти на хозрасчетную основу.

Вот основные пункты предлагаемой мной программы развития аграрного сектора страны. Он по-прежнему остается приоритетным для правительства, ибо дает около 30 процентов внутреннего валового продукта экономики. К тому же на селе проживает более 60 процентов населения страны. И от того, как будут обстоять дела в аграрной отрасли, зависит экономическое, социальное и политическое благополучие Кыргызстана.

Подготовила 

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий