Main Menu

Ограничьте бюджетный дефицит

Искусству управлять надо учиться. В своем Указе Президент страны Алмазбек Атамбаев говорит о том, что в последние годы у большинства кыргызстанцев появилось чувство ответственности за свою родину и ее будущее, меняется отношение людей к своей стране, особенно у молодежи. Сегодняшние молодые люди совсем другие, они лучше знают проблемы, чем старшее поколение.

Для управленческих должностей в Кыргызстане, как, впрочем, и в России, создан кадровый резерв. Учитываются профессионализм, компетентность, личные качества кандидатов, их успешность. Тех, кто приходит незаслуженно в сферу управления, погубит конкуренция, не помогут ни связи, ни вузовские дипломы, ими нельзя завоевать популярность среди народа, здесь нужна соответствующая репутация.

— Подготовка кадров государственных менеджеров — наиболее важная составляющая жизни нашего общества. Все беды у нас от того, что в министерствах и ведомствах сидят зачастую люди некомпетентные, — считает специалист по бюджетным отношениям Института политики развития Назира Тюлюндиева. — Приходят новые политические фигуры, изменяют по своему усмотрению количество министерств, то их укрупняют, то дробят, то ликвидируют, то создают новые без всякого на то основания, просто передают функции от одного ведомства другому. Видно, какому-то очередному политику понадобился портфель. Скажите, пожалуйста, для чего в нашей республике создали Министерство молодежи? Для его работы в бюджете не заложены денежные средства.

Раньше обходились 12 министерствами, теперь их 17, прежде функционировало два госкомитета, нынче -10, то же самое произошло с государственными инспекциями, службами, различными фондами. Их количество быстро меняется, но улучшения качества государственных и муниципальных услуг мы не ощущаем. Это свидетельствует о существовании проблем в управлении, незаинтересованности чиновников выполнять свои обязанности на «отлично». У них нет к этому никакого стимула.

В последнее время правительство активно продвигает реформы местного самоуправления. Восстанавливается районный бюджет, а местные как бы отодвигаются в сторону. Почему? Айыл окмоту у нас сплошь дотационные, зачем забирать у сельских управ возможность самим развивать свои территории?

Принимаемые Жогорку Кенешем законы часто противоречивы и не способствуют прогрессу, экономическому развитию республики. Взглянем хотя бы на обсуждение проекта бюджетного кодекса Кыргызской Республики (общественное слушание назначено в парламенте на 28 февраля).

Этот документ вызывает много вопросов и опасений. В проекте появилось новое для большинства граждан Кыргызстана понятие «отрицательные гранты». Похоже, что они не что иное, как завуалированный способ изъять деньги из местных бюджетов, обескровить муниципалитеты.

Планирует ли наше государство ограничить рост дефицита бюджета или мы по-прежнему будем проедать большую часть внешних займов? В проекте бюджетного кодекса об этом ни слова. Сможет ли общественность узнать, на что направит правительство средства из бюджета развития, если его сумму трудно проследить: по проекту капиталовложения будут находиться часть в республиканской, а часть в местной казне. И не обрастут ли коррупционными схемами новые полномочия Министерства финансов, предполагаемые проектом: размещать временно свободные бюджетные деньги на счетах в коммерческих банках?

Если процедуры общественных слушаний не закреплены законодательно, станет ли власть открывать информацию народу, прислушиваться к его рекомендациям НПО? Ведь одним из главных положений любого бюджетного законодательства является норма, регулирующая величину дефицита бюджета. Его ограничивают большинство стран мира, и это приносит положительные результаты. А в Кыргызстане предложенный проект бюджетного кодекса законодательно не регулирует размер дефицита народной казны.

Занимай сколько душе угодно, значит, будем продолжать жить в кредит? Учитывая, что отношение государственного внешнего долга к ВВП в Кыргызстане в 2013 году составляло почти 45%, а дефицит республиканского бюджета в нынешнем году запланирован на уровне 9,4 млрд. сомов (для сравнения: в 2013 году эта цифра была гораздо меньше: 6,4 млрд. сомов), напрашивается вывод о прямой угрозе экономической безопасности нашей республики.

К примеру, в рамках Соглашения о проведении согласованной макроэкономической политики в странах Таможенного союза и Единого экономического пространства государственный долг должен оставаться ниже 50-процентного порога объема внутреннего валового продукта страны. Необходимо дефицит бюджета законодательно ограничить.

Напомню, «золотое правило» сбалансированности бюджета гласит: текущие расходы не должны превышать бюджетные доходы, иными словами, дефицит государственного бюджета не должен превышать объема государственных инвестиций. В Кыргызстане только часть казенных денег направляется на строительство инфраструктурных сооружений, стимулирующих работу предпринимателей, что помогает стране развиваться, а львиная доля уходит на покрытие текущих расходов, то есть на     каждодневные нужды. Мы элементарно их проедаем, а в будущем придется отдавать, да еще с процентами.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий