Main Menu

Трудный выбор Кыргызстана

В Бишкеке прошел международный научный семинар на тему «Таможенный союз Евразийского экономического сообщества: опыт Казахстана и ориентиры Кыргызстана». 

Мероприятие организовал Центр исследований Центральной Азии (ORASAM) Кыргызско-турецкого университета «Манас» совместно с Институтом евразийских исследований Международного университета им. Ахмета Яссауи (Казахстан).

Участвовали в нем представители государственных структур, гражданского общества, эксперты, исследователи, академическое сообщество, студенты и СМИ. Собравшиеся проанализировали и обсудили выгоды и потери от вступления Кыргызстана в  таможенное интеграционное объединение на основе опыта Казахстана.

Выступая на круглом столе, заместитель директора Института евразийских исследований доцент КазНУ имени Аль-Фараби  Жанат Момынкулов отметил, что создание союза трех государств — России, Казахстана и Беларуси — прежде всего направлено на заполнение идеологического вакуума.

По его словам, евразийство в каком-то смысле — искаженная версия СССР. «Если Советский Союз основывался на идеологии, философии коммунизма, то евразийская интеграция основана на географии», — сказал эксперт.

По его мнению, место РК в Евразийском союзе зависит от экономического прорыва, иначе страна останется наполовину зависимой. «Для Казахстана союз — это путь к модернизации. В любом случае Россия — это его ядро, а у Казахстана — участь стать компонентом и таким образом изменить себя», — заметил он.

Далее Момынкулов посоветовал Кыргызстану разработать план вхождения в Таможенный союз. «Не стоит торопить процесс. К этому вопросу надо подходить основательно, фундаментально, научно. Надо обосновать необходимость такого шага», — заключил он.

 

Другого выхода нет

Вариант невступления в альянс для Кыргызстана хуже, чем вступления. Такие выводы сделал председатель общественного наблюдательного совета при Министерстве финансов Азамат Акелеев.

«Мы провели исследование, затрагивающие экономические последствия вступления Кыргызстана в Таможенный союз. Также рассмотрели вариант невступления республики. Как оказалось, вторая версия немного хуже», — заявил он.

Среди негативных последствий присоединения к ТС Акелеев назвал рост цен на ГСМ примерно на 30 %, а также рост ряда тарифов. «Повышение цен будет, и отрицать это, как минимум, опасно»,- резюмировал он.

По словам эксперта, ожидаются ценовые шоки в ряде отраслей от 5 до 20%. Соответственно это отразится на уровне ВВП. В первый год он вырастет за счет таможенных сборов, далее ожидается замедление до 3%.

«Многие товары, которые мы получаем из КНР, незаменимы, и при вступлении в союз, возможно, произойдет задержка поступлений. Что касается повышения цен, основной рост ожидается в легкой промышленности. Положительная динамика прогнозируется  в сельском хозяйстве, так как Россия и Казахстан нуждаются в этом сырье», — сообщил эксперт.

По его мнению, чтобы получить выгоды от Таможенного союза, прежде всего Кыргызстану нужно институциональное развитие. А это означает более эффективное госуправление и благоприятный инвестиционный климат. «Мы имеем определенные конкурентные преимущества, в отличие от других, и должны их усиливать, прежде чем вступить в ТС. Реформы, о которых постоянно идет речь, нужно осуществить, только тогда мы найдем свое место внутри союза», — добавил А. Акелеев.

Эксперт обратил внимание и на то, что при вхождении  в интеграционное образование нашей стране придется принять около 40 законов, подзаконных актов, подписать более 10 международных соглашений. «Стоит учитывать, что все эти законы и соглашения должны проходить через парламент. И все нормы, которые предстоит вводить, ведут к ужесточению правил. Жесткие рамки в какой-то мере означают повышение стандартов, но в большей степени — это ужесточение условий для ведения бизнеса», — указал он.

«Как говорится, из двух зол приходится выбирать меньшее, и мы должны найти приемлемые решения. Нам необходим переходный период для подготовки функционального развития климата. Стоит дождаться вступления России и Казахстана в ВТО», — подытожил А. Акелеев.

 

Как Казахстану в союзе живется?

«Несмотря на то что с основания Таможенного союза прошло немного времени, некоторые социально-экономические результаты население Казахстана успело почувствовать», — рассказала эксперт Центра гуманитарного и политического развития РК Динара Норушева.

По ее словам, условия ТС сразу же ударили по людям, занятым сбытом  импорта из третьих стран. К слову, ввозить автомобили в страну стало дороже, и многие, кто занимался куплей-продажей авто из зарубежья, вынужденно свернули свою деятельность. «Ранее российская сторона ввела протекционистские меры к своему автопрому, применив утилизационные сборы. Это в свою очередь        отразилось на росте экспорта машин из Казахстана в Беларусь, тогда как вывозить в Россию нерентабельно», — отметила она.

Наряду с этим одним из первых ощутимых последствий интеграции оказалось повышение цен на многие товары потребления и услуги. Стоимость выравнивается в сторону российских. Между тем уровень жизни трех стран заметно отличается. «Если у Беларуси с Россией примерно одинаковый уровень пошлин, то у Казахстана ставки были гораздо ниже», — подчеркнула Д. Норушева.

Более того, как сказала эксперт, объявленные преимущества интеграционного проекта, такие как свободное движение капитала, товаров и услуг, на практике реализуется довольно проблематично. Еще одна трудность технического регулирования касается сертификации и экспертизы товаров. «В Казахстане существует нехватка материально-технической и испытательной базы. Многие центры сертификации на данный момент находятся на территории Российской Федерации, которые нередко затягивают процесс. Складывается ситуация, когда от наднационального технического регулирования в большей степени пока выигрывают экспертные сертификационные организации, нежели субъекты бизнеса», — говорит Д. Норушева.

Она также сообщила, что есть несколько секторов товарного рынка в ЕЭП, которые выведены за пределы наднационального регулирования: лекарственные средства, изделия медицинского назначения, алкоголь, табак, рыба, автопром, нефть, газ. «Все эти товары обладают достаточно высокой степенью специального регулирования в обороте. И это зафиксировано и сохранено как национальный режим регулирования», — объяснила эксперт.

Далее Норушева перечислила факторы, которые осложняют участие Казахстана в ТС: отсутствие достаточно конкурентоспособной отраслевой структуры; недостаточное количество предприятий, производящих готовую продукцию; слабое развитие малого и среднего бизнеса; слабое соперничество на внутреннем рынке. «В Казахстане есть сырье, но при этом слабо развиты малый и средний бизнес. Это создает проблемы при конкурентной борьбе с партнерами ТС. В экспорте у наших партнеров 90% занимают готовые товары, а у нас только сырье», — заключила эксперт.

 

Неравные силы

«Если Кыргызстан вступит в Таможенный союз, это не значит, что границы автоматически откроются при экспорте сельхозпродукции», — заметил фермер-предприниматель Марат Мусуралиев.

По его словам, РБ и РФ устанавливают высокие пошлины при импорте сельхозтехники, при вхождении страны в ТС станет невозможным привоз ее из государств-членов ВТО. «Забудем о более дешевом и качественном оборудовании, которое мы в течение пяти лет завозили из этих стран», — говорит М. Мусуралиев.

Как сообщил эксперт, после развала СССР и реформ в аграрной отрасли в результате ликвидации совхозов появились тысячи фермерских хозяйств. «Многие фермерские хозяйства Кыргызстана еле держатся, и в то, что они будут конкурировать с фермерами России и Беларуси по мясу, молоку, зерновым и другим культурам, мало верится», — сказал он.

Аида ШИРИНОВА.






Добавить комментарий