Main Menu

НОВАЯ АРХИТЕКТУРА БЕЗОПАСНОСТИ

В конференц-зале КРСУ прошла встреча студентов и профессорско-преподавательского состава университета со специальным представителем Президента России по делам  ШОС, национальным координатором РФ в ШОС, послом Кириллом Михайловичем Барским.  В ней приняли также участие Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Кыргызстане А. Крутько и глава представительства Россотрудничества в КР А. Зенько. Посол России, представляя гостя,  сообщил, что он совершает турне по странам-членам ШОС  с целью консультаций. В Бишкеке он провел встречи с руководством МИДа. 

1Затем слово было предоставлено К. Барскому. Он заметил, что интерес к ШОС у современных политиков не случаен и обусловлен тем, что за прошедшие 12-13 лет с момента создания Шанхайской организации сотрудничества эта структура не только встала на ноги, но и превращается  во все более важный фактор мировой политики, некую объединяющую платформу для государств евразийского пространства. Интерес к ШОС обусловлен еще и возрастанием значимости евразийского региона,  Центральной Азии, а также глобальными процессами. Формируется полицентричный мировой порядок. Нравится кому-то или нет, но это необратимый процесс, подчеркнул К. Барский, другой вопрос, какие формы он будет принимать и как будут взаимодействовать потом между собой  полюса этого нового многополярного мира. Естественно, демократизация международных отношений — вещь хорошая, и все за это выступают, но при этом нужно понимать: если в биполярном мире политика строилась на четких правилах игры, то в  многополярном ситуация становится гораздо сложней.

Эти правила игры, пояснил спецпредставитель РФ, меняются и многими сознательно нарушаются. Мир пришел в движение, произошла не очень радующая разбалансировка международных отношений, идут определенный подрыв основополагающих принципов, действия в обход Совета Безопасности ООН. В ответ  начинает интенсивно развиваться региональная интеграция. Естественно, Евразия и Россия с Китаем тоже не остались в стороне. В чем смысл регионализации? С одной стороны, считает дипломат,   страны ищут какие-то точки опоры и возможности для экономического сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе. С другой, они  хотят быть более независимыми в своей внешней политике, и поскольку в одиночку не могут многое себе позволить, стремятся к объединению.

2Вопрос единства перед лицом угроз вечный. Угрозы ХХI века носят особый характер, они трансрегиональны, не могут быть купированы  действиями одного государства или мерами, которые принимаются в какой-то одной области.  И в этом сложность борьбы с такими угрозами, как терроризм, сепаратизм, экстремизм, незаконный оборот наркотиков, организованная преступность в виде контрабанды оружия, боеприпасов, торговли людьми, отмывания денег и т.д. Взаимное переплетение этих угроз дает эффект, с которым пока международное сообщество не может справляться: доходы от наркотрафика используются для подпитки терроризма, а он крышует  наркоэкономику в Афганистане и других районах мира.

Появляются новые угрозы, связанные с развитием информационных и коммуникационных технологий, например, кибербезопасность. Кто знал об этом еще 15-20 лет назад? А  сегодня в киберпространстве уже идет настоящая война. Она  ведется одиночками, группами, но к ней уже активно подключаются и государства. Более 40 стран сейчас разрабатывают программы создания своих кибервойск, которые будут заниматься обеспечением национальной безопасности, а может, и какими-то другими делами. Мы этого не знаем, но должны иметь в  виду и к этому готовиться.

ШОС обладает огромным потенциалом для решения региональных проблем, и не только. С чего начиналась эта организация? К. Барский напомнил, что между СССР и КНР длительное время велись переговоры по границе, и только нормализация советско-китайских отношений в 1989 году позволила договориться. Потом распался Союз, переговоры продолжились и все государства постсоветского пространства, граничащие с Китаем, подписали соответствующие соглашения о границе с ним.

Эти документы достаточно уникальны для мировой практики, они позволили сторонам создать зону доверия вдоль границы: вывести из  нее лишние войска, договориться о том, чтобы вооруженные силы, которые будут размещаться там, не носили наступательного характера. И граница с Китаем стала более спокойной, безопасной, а те механизмы, которые прописаны в этих соглашениях, работают как часы. Они развиваются, способствуют укреплению доверия между военными соответствующих стран, между местными властями и пограничниками. И в этой связи возникает мысль, что на следующем этапе развития регионального сотрудничества  нужно подумать о том, чтобы не потерять и использовать накопленный опыт. Ведь он актуален и для самих стран ШОС, потому что между ними тоже есть вопросы, связанные с границами, с доверием в военной области.  Узбекистан, например, не имел общей границы с Китаем  и не был участником этих соглашений. Возможно, говорит      К. Барский,  между какими-то странами в приоритетном порядке нужно разработать соглашения, создать эффективные механизмы, отвести войска и снять фактор недоверия.

3По убеждению россиянина, ШОС как элемент становления нового полицентричного мирового порядка, новой архитектуры безопасности и сотрудничества должна и будет участвовать во всех процессах и в Евразии, и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Что мы можем предложить партнерам и привнести нового в создание этой архитектуры? — задал вопрос эксперт и ответил: а вот  хотя бы опыт создания мер доверия в военной области, он универсален, ведь такие же проблемы существуют и в Юго-Восточной Азии, в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом и в других частях мира. Поэтому, если мы будем активно пропагандировать свой опыт, это будет только плюсом в укреплении безопасности в регионах во всем мире. Все эти вещи, на  взгляд дипломата, нужно обязательно предусмотреть в Стратегии развития ШОС на 2015-2025 годы, над которой сейчас идет работа.

Идея создания стратегии возникла не случайно,  пояснил К. Барский, у каждой авторитетной региональной организации должно быть ясное понимание того, куда она идет, как будет развиваться.

Проблема общей безопасности должна и впредь оставаться главным приоритетом, но должно нарастать и экономическое  сотрудничество.  Конечно,  ШОС — это не интеграционное объединение, в  первую очередь потому, что интеграционные процессы начали развиваться по другому направлению — на базе Таможенного союза и Евразийского экономического, который будет сформирован в 2015 году. Но у ШОС, полагает посол, обязательно должна быть своя экономическая составляющая, ибо это альфа и омега нашего сотрудничества, огромный потенциал, который нельзя не использовать.

4Еще одна важная задача — поэтапное формирование единого интеллектуального, научно-технического, образовательного, культурно-гуманитарного пространства. ШОС не должна останавливаться и в плане своего численного состава, считает спецпредставитель РФ, сегодня вступить в нее желает целый ряд государств: Индия, Пакистан, Иран. Заявки на установление тесных отношений  сотрудничества, на получение статусов  наблюдателя, делового партнера подали многие страны, и они будут рассматриваться. Это говорит о том, что уже формируется некое расширенное шосовское пространство. К. Барский назвал его формирующимся клубом единомышленников, из которого может вырасти континентальное партнерство.

В сентябре этого года, сообщил К. Барский, пройдет саммит ШОС в Душанбе и председательство в организации перейдет к России. Она придает этому исключительно важное значение и хотела бы в рамках своего председательства сделать все, чтобы  придать мощный импульс развитию ШОС и ее внутренней консолидации.

Александр ШЕПЕЛЕНКО. 

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий