Main Menu

…И мудрое слово доброго человека

Еще будучи учащейся хореографического училища, я познакомилась со студентом одного из алматинских вузов, который подарил мне книгу «Бибисара Бейшеналиева».  Когда я открыла ее, прежде всего меня поразил красивый фотопортрет на первой странице — образ девушки, балерины. Прочитав книгу, я до глубины души была тронута творческой жизнью и судьбой этой танцовщицы. Слова поэта Кубаныча  Акаева напомнили мне известные слова Пушкина об Истоминой:   «Смотрите, танцует девушка в белом, взмывая, как лебедь, легко и плавно». 

1Больше всего меня поразили язык и понимание автором тонкой женской души. С тех  пор  книга «Бибисара Бейшеналиева» стала для меня дорогим душевным талисманом — ночью я клала ее под подушку, иногда брала с собой на занятия. Когда училась в Московском хореографическом училище на педагогических стажерских курсах  в 1980-х годах, взяла ее с собой в столицу Советского Союза.

С тех пор прошло более двадцати лет. Мне в числе десяти студентов посчастливилось быть первой выпускницей кафедры педагогики факультета хореографии Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова. Нам предстояло сдать государственные экзамены. Это было очень серьезно, ответственно и сложно, так как каждый из нас имел к тому же большую нагрузку в Алматинском хореографическом училище имени Александра Селезнева. И многие из нас параллельно сдавали государственные экзамены  еще и в   училище. Большое благо, что базировался наш факультет в стенах того же хореографического училища и нам не приходилось дополнительно тратить время на дорогу с работы в институт.

Председателем государственной комиссии для нашего вузовского курса был  назначен высокий, красивый, седовласый мужчина, который удивительно умело совмещал  функции строгого председателя и доброго, понимающего человека, который своей профессиональной деликатностью и интеллигентностью сам того не ведая поднял наш творческий дух.

Огромное спасибо всем нашим педагогам, которые  не только терпеливо и настойчиво дарили свои бесценные знания, но и всецело в нас верили.

В свою очередь мы никогда не  злоупотребляли  их доверием. Вряд ли я когда-нибудь смогу это забыть… Для меня, для всех нас именно такая моральная поддержка в ту пору была необходима.  Мы, конечно, старались не показывать свою внутреннюю усталость окружающим. Но наши уважаемые педагоги,  председатель ГАК  как будто это чувствовали…

Так, мы не только познакомились, но и стали хорошими друзьями с Робертом Хасановичем Уразгильдеевым — народным артистом Кыргызстана, профессором, историографом кыргызского балета, автором множества книг об истории хореографии.

Только к концу государственных экзаменов, к моему огромному удивлению и необычайной радости, я узнала и поняла, что Роберт Хасанович и был автором моей любимой книги «Бибисара Бейшеналиева».

И еще об одной книге — «У истоков национального балета». Она была посвящена прекрасной балерине, педагогу, репетитору, жене и другу Роберта Хасановича Инге Евгеньевне Левченко.  В 2007 году Инга Евгеньевна приезжала в творческую командировку на факультет в нашу академию. Шла летняя сессия. Присутствуя на каждом экзамене, Инга Евгеньевна  освещала всех не только своей превосходной лучезарной энергетикой, но и мудрыми,  профессиональными советами и замечаниями.

«… Я очень люблю и уважаю своего мужа…  Учусь у него каждый день. Могу поделиться своими проблемами. Роберт всегда выслушает, поддержит, поймет и подскажет, как действовать дальше».  Эти трепетные слова Инга Евгеньевна говорила в адрес своего мужа.

Только теперь я могу понять, почему Роберт Хасанович с особой любовью,  теплом и пониманием пишет о женщинах, женщинах-балеринах.  В прошлом великолепный, харизматичный исполнитель   сделал героический подвиг — он из глубины своей профессии последовательно, основательно и достоверно запечатлел историю и жизнь на сцене Киргизского академического театра оперы и балета, историю киргизской хореографии.

Вот я и думаю, что  когда-то подаренная  моим  знакомым  книга «Бибисара Бейшеналиева», написанная Робертом  Хасановичем   Уразгильдеевым,  совсем  не  случайно встретилась мне в самом начале моего творческого пути… Ведь наша жизнь и состоит из того, что нас растят умная   книга, хороший  спектакль,  интересный  фильм, картина  и  мудрое  слово доброго человека, каким для меня и стал Роберт Хасанович Уразгильдеев.

Алила АЛИШЕВА,

профессор Казахской национальной

академии искусств им. Т. Жургенова.

 Алматы.







Добавить комментарий