Main Menu

А. Атамбаев: «Народ, забывший корни, — не народ!»

Государственная политика в религиозной сфере обсуждалась вчера в госрезиденции «Ала-Арча» на очередном заседании Совета обороны страны, прошедшем под председательством Президента Алмазбека Атамбаева. Забегая вперед, сообщим, что говорилось о необходимости усиления государственного контроля за религиозной сферой и поиска уникальной модели взаимодействия государства и религиозных общин, разработки концепции новой государственной политики в этой области. Нетрудно понять, чем это вызвано.

1Перманентные скандалы в мусульманской общине, последний из которых закончился отставкой муфтия, неразбериха в организации хаджа, проявления экстремизма, все новые и новые заявления и требования верующих политиков, клерикалов, граждан, называющих себя экспертами-теологами и просто активистами, конфликты религиозных организаций и общин с правозащитниками, запреты, рост числа приверженцев разных вероучений и взаимные недопонимания и недовольства…  — все это требует внимания и поиска решения проблемы. К тому же принятая и утвержденная в прошлом году Национальная стратегия устойчивого развития страны на 2013-2017 годы требует концептуального документа, излагающего государственную политику в религиозной сфере.

В своей вступительной речи глава государства отметил, что вопрос, вынесенный на повестку дня, очень актуален для будущего страны и народа.

«После 70-летнего периода атеизма в стране для свободы вероисповедания создали все условия. Более того, прикрываясь словами о такой свободе, представители власти пустили процессы в религиозной сфере на самотек,  потому что сами были далеки от религии, не понимали и сторонились этой области. И негативные последствия этого сегодня отчетливо видны. Особенно в среде мусульман, особенно среди кыргызов», — сказал Алмазбек Атамбаев.

Президент напомнил собравшимся, как некоторые якобы мусульмане путают ислам с арабской, бангладешской, пакистанской культурами, презирая собственную национальную и даже традиционные наряды, навязывая кыргызам чуждые им нравы, манеры, облачение. Улицы заполонили бородачи в шароварах. А наших девушек принуждают, вместо того чтобы, как издавна повелось, выбирать светлые тона, носить черную одежду, по нашим традициям полагающуюся только вдовам. «Безусловно, мы мусульмане, это религия, наследие наших предков, но в то же время мы кыргызы! Не надо это забывать!» — подчеркнул председатель Совета обороны.

Было также отмечено, что с каждым днем растет число тех, кто, прикрываясь исламом, хочет кыргызов превратить в манкуртов, заставив забыть своих предков, традиции, даже одежду. «Если мы это позволим — потеряем страну, кыргызскую нацию! Потому что народ, который забыл свой язык, свои корни, — не народ!» — отметил Президент.

Глава государства обратил внимание на то, что, хотя по Конституции религия отделена от государства и вмешательство религиозных объединений и духовенства в деятельность государственных органов запрещено, государство и представители власти имеют полное право вмешиваться в религиозную сферу, в работу религиозных организаций.

«Если посмотреть на некоторые мусульманские страны, увидим, как там  политики используют религию в своих целях и превратили ее в политическое оружие. На примере таких государств, как Афганистан, Ирак, Египет, Сирия, можно лицезреть, что происходит в государстве, когда духовенство вмешивается в политику. Народы там разделились на два лагеря, идут гражданские войны. И в Кыргызстане отдельные политики в связке со священнослужителями стали пытаться смешивать религию с политикой. Это очень негативное явление. Таким политическим играм нужно ставить заслон. Не зря же народ говорит, что пламя вспыхивает из-за шалости», — сказал глава государства.

Президент критически отозвался о Духовном управлении мусульман Кыргызстана, которое в последние годы погрязло в финансовых скандалах. Создается впечатление, что муфтият вместо духовного и образовательного центра ислама ханафитского мазхаба стал коммерческой конторой, занятой только денежными вопросами.

«Если государство не возьмет под свой контроль и не направит в правильное русло процессы в религиозной сфере, особенно в среде мусульман, то найдутся силы, которые возьмут их в свои руки и поставят под угрозу единство народа, будущее нашей страны. Сильный, независимый Кыргызстан только нам нужен! Именно поэтому мы должны сегодня принять решения, необходимые для единства народа, сохранения уникальных духовных ценностей, национальной  самобытности! В Конституции четко указано, что в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц государство обязано принять все необходимые меры», — подчеркнул Алмазбек Атамбаев.

Глава государства отметил, что у нас есть шанс найти собственную уникальную модель взаимодействия государственных органов и религиозных организаций, при которой, не ущемляя прав граждан и их свободы, мы обеспечим безопасность и не допустим конфликтов на религиозной почве. «В соответствии со Стратегией устойчивого развития страны мы должны в ближайшие месяцы разработать и утвердить новую концепцию государственной политики в религиозной сфере. Надеюсь, что граждане, гражданское общество, прежде всего религиозные организации, примут активное участие в этой работе. Это наше общее дело, только вместе мы сможем решить поставленные задачи», — подчеркнул в заключение Президент.

Следом выступил с докладом новый глава Государственной комиссии по делам религий Орозбек Молдалиев.

В своей речи он кратко обрисовал религиозную ситуацию в стране, и она в таком описании выглядит тревожной. Так, к примеру, удалось понять, что несовершенство, мягкость законодательства дают возможность массе различных организаций легко регистрироваться и распространять в стране разные вероучения. Конфликты между и внутри общинами, политизация религии представляют опасность для общества. Еще более угрожающи экстремизм, терроризм, прикрывающиеся религиями. Озабоченность вызывает последний случай с проникновением в Кыргызстан в районе пункта Пикертык иностранной преступной группы.

Кроме того, законодательство, регулирующее вероисповедание и деятельность религиозных организаций, требует пересмотра и для того, чтобы привести его в соответствие с Конституцией, международными нормами, четко прописать механизмы предложенных инициатив, в частности о создании общественных комитетов по религии. Необходимо законодательно ужесточить наказание за религиозную или миссионерскую деятельность без регистрации (ныне предусмотрен только штраф в 5 расчетных показателей, или 500 сомов; нарушители платят и преспокойно продолжают нарушать закон дальше).

Заговорив об исламе и о мусульманской общине Кыргызстана, Орозбек Молдалиев, в частности, упомянул конструктивность ханафитского мазхаба, признающего светскую власть, и важность стимулирования мусульман к получению образования. Но и сфера религиозного обучения требует внимания, потому что ныне кто куда хочет, туда и едет учиться, а  вернувшись, насаждает здесь чуждое учение, что порождает неразбериху. Вызывают вопросы финансирование иностранными государствами строительства местных мечетей, организация хаджа.

Разделение внутри мусульманской общины по этническому признаку не способствует межнациональному взаимопониманию. Так, в 2010 году после событий в Оше, Ошской и Джалал-Абадской областях аксакалы двух этносов спросили: почему узбеки ходят в узбекскую мечеть, а кыргызы — в кыргызскую?

Религиозные деятели порой вмешиваются в дела государства, а некоторые политики играют с религией. Одним из проявлений политизации религии можно назвать то, что в 2010 году после выборов муфтия некоторые верующие поздравляли друг друга, говоря, что победили власть.

Дальнейшее обсуждение проходило за закрытыми для прессы дверями. Но, как сообщила позже пресс-служба Президента, Совет обороны отметил, что анализ последних событий в мире показал: выбранная с начала независимости страны позиция невмешательства, ослабления регулирующих функций государства в религиозной сфере оказалась ошибочной стратегией. На сегодня госполитика в религиозной сфере не в полной мере отвечает современным вызовам национальной и региональной безопасности, запросам современного демократического светского государства.

Распространение отдельными новыми для Кыргызстана религиозными организациями своих вероучений становится поводом для конфликтов. Но наибольшую озабоченность у членов совета вызывает ситуация в среде мусульман, которая осложняется оказываемой целенаправленной поддержкой местных определенных кругов зарубежными центрами. Положение усугубляется слабым воздействием Духовного управления мусульман Кыргызстана, его структур в регионах на процессы в религиозной сфере.

Требуется кардинальный пересмотр принципов и методов государственно-конфессионального воздействия для предотвращения религиозной нетерпимости, радикализма, утверждения веротерпимости и повышения осведомленности населения об основных религиозных учениях, считают участники заседания.

Ислам имеет высокий мобилизационный, коммуникативный и интегративный потенциал, и стоит задача направить эту энергию в позитивное русло, сформировать новое поколение высоконравственных, свободных, образованных кыргызстанцев, способных отличать созидательные идеи, положенные в основу религий, от радикальных, разрушительных воззрений и отстаивать истинные ценности общества и народа, полагают  они.

Совет обороны по завершении обсуждения принял соответствующие решения.

После заседания директор Госкомрелигий Орозбек Молдалиев, и. о. муфтия Максат-ажы Токтомушев и назвавшийся представителем экспертного сообщества теолог Кадыр Маликов по очереди выступили на пресс-конференции.

Так, Орозбек Молдалиев разъяснил позицию государства. По его словам, необходимость в пересмотре отношений с религиозными общинами действительно назрела. К примеру, конфликты представителей разных конфессий и течений могут угрожать общественному порядку и национальной безопасности. А некоторые лидеры прямо заявляют своим последователям, что те не должны подчиняться светским властям.

Государство, напомнил он, имеет право и должно вмешиваться в религиозную сферу. Существующее законодательство, регулирующее эту область жизни общества, с точки зрения госоргана, — мягкое. Но и в его рамках можно наладить должный контроль за религиозными организациями. Да и, например, в самом исламе прописаны механизмы взаимодействия государства и верующих. Истинный ислам — толерантная религия. Ханафиты и православные христиане в нашей стране всегда мирно сосуществовали. Но называющие себя мусульманами представители других мазхабов утверждают, будто ханафиты отошли от истины и их можно убивать. Таким образом,  пояснил глава Госкомрелигий, государство должно сотрудничать с религиями, поддерживать конструктивные вероучения и пресекать незаконные попытки тех организаций, которые начинают лезть в политику.

И. о. муфтия Максат-ажы Токтомушев так прокомментировал слова Президента о коммерциализации ДУМК: «Муфтият — часть общества, там ангелы не живут. Если общество заболело, то же происходит и с муфтиятом».

Кадыр Маликов же выразил несогласие так называемого экспертного сообщества (на заседание, по его словам, пришли четыре эксперта) с позицией государства, заявив, что «жесткие, репрессивные меры не должны подходить Кыргызстану», «нельзя запрещать, необходимо регулировать» и «запретительными мерами решить вопрос мы не можем».

Что ж, впереди разработка концепции. А к участию в этом Алмазбек Атамбаев пригласил граждан, организации гражданского общества, религиозные объединения. Так что документ в любом случае будет общим. Вот только участникам процесса нужно прежде тщательно проанализировать ситуацию и прогнозы.

Алия МОЛДАЛИЕВА.

Фото Султана ДОСАЛИЕВА.






Добавить комментарий