Main Menu

Нефтетрейдеры уверяют: топливо есть и будет!

Как снабжали республику в 2013-м горюче-смазочными материалами и чего ожидать в текущем году? Об этом рассказал на пресс-конференции в информ-агентстве «Кабар» президент Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана (АН КР) Медетбек Керимкулов.

Объем импорта ГСМ в 2013 году превысил итоги 2012-го на 15 % (по всем видам «горючки»), в том числе по автомобильному бензину  объем ввоза вырос на 13, по дизтопливу — на 21%. Всего наша страна получила 1,370 млн. т нефтепродуктов, из них бензина — 802 тыс. т, дизтоплива — 568 тыс. т.

Как подчеркнул М. Керимкулов, последние пять лет наблюдается тенденция роста, потребления и завоза топлива, правда, за исключением 2010-го мятежного года, когда из-за блокады границы завоз снизился и экономическая активность резко упала.

В 2014 году Кыргызстан должен получить 1 400  млн. т нефтепродуктов. Много это или мало? Как заверил главный нефтетрейдер, вполне достаточно — емкость рынка нефтепродуктов Кыргызстана составляет примерно 1 миллион тонн. Так что должно поступить на 40 % больше потребности.

Понятно, что в нашей аграрно-ориентированной стране один из важнейших — вопрос обеспечения  топливом сельских товаропроизводителей. На днях Ассоциация нефтетрейдеров и Минсельхоз подписали соглашение о бесперебойном поступлении ГСМ для посевной-уборочной и полевой страды. Для этого МСХ собирает по областям и районам информацию о потребности, передает в АН, которая обеспечивает накопление на АЗС и нефтебазах нужного объема топлива. Как сообщают в МСХ, сельскому хозяйству необходимо на текущий год  почти 120 тыс. т ГСМ, из которых львиную долю (97 тыс. т) составляет дизтопливо и 23 тыс. т — бензин всех марок.  Отрадно, что, по словам М. Керимкулова, «Газпром нефть Азия»  обещает скидки крестьянам — 40 тыйынов при отпуске с нефтебаз по мелкооптовым ценам и от 40 до 80 тыйынов  при реализации на АЗС через топливные карты.

Как же варьировались цены  на ГСМ в 2013 году? Оказывается, в среднем они выросли к началу 2014-го на 0,1 сома (+0,33%), в то время как в 2012 году стоимость топлива взлетела на 2,15 сома (+5,7 %). Медетбек Темирбекович также отметил, что, по данным НСК КР, инфляция за минувший год составила всего 4% и подорожание ГСМ вовсе незначительно в сравнении с другими товарами и услугами.

3а 12 месяцев цена на бензин марки АИ-80 выросла на 0,8 сома (темп роста 102,5 %), на самый популярный АИ-92  даже снизилась на 1,6 сома (95,9 %), АИ-95 подорожал на 0,9 сома (102,1 %), дизтопливо выросло в цене на 0,3 сома (100,8 %).

Интересно, как же обстоит дело с ценами в соседних странах, ближайших партнерах по региону и СНГ? По состоянию на середину января цены в Кыргызстане все еще ниже, чем в России, откуда к нам все топливо и поступает. Но разница в ценах с Таджикистаном  сокращается до 17 сомов за литр в зависимости от марки топлива, это стало возможным в связи с отменой таможенных пошлин на нефтепродукты из России. Надо отметить также разницу в ценах по регионам республики. Между северными и южными областями  она составляет 2,5 — 3,3 сома, при этом наименьшая разница в Ошской и Джалал-Абадской, а наибольшая — в Баткенской области. Понятно, что такая разница во многом объясняется проблемами доставки топлива в южные регионы. Зимой поставки автотранспортом сильно осложняются из-за снегопадов, опасности схода лавин на дороге Бишкек — Ош. «Нефтетрейдеры Кыргызстана, поставляющие ГСМ  на юг страны, продолжают испытывать трудности с получением вагонов с нефтепродуктами, следующих через территорию Узбекистана. На 23 января на  узбекской территории скопилось 132 вагона общим объемом около 8 тыс. т топлива. Чтобы решить эту проблему, руководство АН КР обратилось в правительство с просьбой урегулировать  на межправительственном уровне вопрос с топливом на территории Узбекистана. Сейчас соседи пропускают через границу не более пяти вагонов с ГСМ в сутки. Отмечу, что длительный простой приносит компаниям значительные убытки, так как они  выплачивают штрафные санкции владельцам вагонов за нарушение сроков оборота подвижного состава», —  комментирует М. Керимкулов.

Есть ли на сегодня проблемы с обеспечением ГСМ, следует ли опасаться дефицита топлива? Как заверил главный нефтетрейдер, риска нет: на середину января товарные остатки ГСМ в стране составляли 68 тыс. т, из них бензин — около 50 тыс., 18 тыс. — дизтопливо. До конца января ожидается поступление около 35 тыс. т (из них 21 тыс. — бензин). Этих запасов и  январских поставок может хватить на полтора месяца. «Ситуация с обеспечением топлива в республике стабильная, дефицита ГСМ не предвидится», — оптимистично заверил глава ассоциации.

Каков же прогноз по ГСМ на 2014 год? Тенденция снижения цен, начатая в прошлом году, продолжится, по всей видимости, уверены в Ассоциации нефтетрейдеров. Только за январь  т.г. дважды снижалась цена на бензин, подчеркивает глава ассоциации, благодаря благоприятной конъюнктуре цен на ГСМ в России. В начале месяца бензин АИ-92 подешевел от 40 до 80 тыйынов, в зависимости от региона, с середины месяца цена бензина всех марок упала на 30 тыйынов, а на дизтопливо — на 20 на севере и на 30 тыйынов на юге. Повлиять на цены может ряд факторов, среди которых в первую очередь цены на сырую нефть, налоговая политика РФ в КР, курсы валюты, сезонный фактор и т.д. Напомним, что сейчас  в Кыргызстане свыше 600 АЗС, только в Бишкеке их более 100.

Что касается мировых цен на нефть, аналитики предпочитают не давать прогнозов, так как цена за баррель может упасть до 80 долларов, а может и вырасти до 120. Состояние мировой экономики и предложение нефти на мировом сырьевом рынке — вот два главных фактора влияния. «Кыргызстан получает нефть из России без пошлин, чего удалось добиться в ходе переговоров правительств Кыргызстана и России. ГСМ мы сейчас получаем по льготным внутрироссийским ценам. Но окончательная цена все же устанавливается, исходя из уровня спроса-предложения, которые складываются под воздействием сезонных факторов», — поясняет нефтетрейдер. Что касается февральского ценового прогноза, не исключено и последующее снижение цен на ГСМ. Кыргызские поставщики исходят при этом из остатков  объемов и стоимости новых партий топлива.

Конечно,  главе АН КР был задан наиболее актуальный на сегодня вопрос: когда заработают  собственные нефтеперерабатывающие заводы и снизится потребность в импорте? Понятно, что первый ответ был бы очевидным: «Когда найдем много собственной нефти». Но М. Керимкулов не стал произносить прописных истин. Он пояснил, что сейчас в стране имеется три НПЗ, которые простаивают из-за отсутствия сырья,  — это «Кыргызпетролеумкомпани»,  заводы в Канте и Джалал-Абаде. Завершается строительство НПЗ в Кара-Балте, а осенью планируется сдать еще и Токмокский завод. Мощность всех этих пяти заводов суммарно составляет 2,1 млн. т при потребности рынка страны, как было отмечено выше, равной одному миллиону. Они могли бы полностью обеспечить наш внутренний рынок и остальное экспортировать. Что касается Кара-Балтинского НПЗ, сейчас он работает в тестовом режиме. 25 января там должна была пройти госприемка предприятия. «Если правительство договорится о беспошлинной поставке сырой нефти из России и Казахстана, то он заработает в полную силу, его мощность — 800 тыс.т. А если и Токмокский НПЗ заработает с мощностью 400-500 тыс. т, проблем не будет. Тогда сработает принцип здоровой, нормальной конкуренции и цены на все виды топлива снизятся», — уверен глава АН.

Не будет проблем, по его словам, и с авиатопливом: «Роснефть» подписала договор по поставкам в аэропорт «Манас» керосина и бензина. Сейчас также хочет войти в эту схему снабжения компания «БНК». Сегодня 70% ГСМ обеспечиваются через «Газпром». Чем больше компаний будет в Кыргызстане, тем выше уровень конкуренции и ниже уровень цен.

 Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий