Main Menu

Театр ЕГО ИМЕНИ

Сегодня Бишкекский городской драматический театр (БГДТ), носящий имя  Арсена Умуралиева, имеет собственное прекрасное здание, в котором 7 декабря, в день рождения народного артиста КР , актеры отмечали 80-летие своего худрука, отца-основателя и родоначальника. 

img044Со сцены в зал с портрета внимательно смотрел сам А. Умуралиев, и все говорило, что он здесь и, казалось, что вот сейчас  выйдет к своим коллегам и соратникам по искусству, так же как и десять лет назад под бурные их аплодисменты. Театр был его любимцем, и если о БГДТ говорить как о явлении сценического искусства Кыргызстана, то это опять будет про А. Умуралиева, поскольку тот был его жизнью. Для него театр никогда не существовал без него самого, и он не хотел, чтобы его человеческую судьбу отделяли от прожитой в нем творческой жизни.

Арсен (Асанбек) Умуралиев навсегда вошел в историю национального театра как большой мастер сцены и талантливый художественный руководитель. Будучи студентом Кыргызского музыкально-хореографического училища, иссык-кульский парнишка Асанбек проявлял свои лидерские качества. Своим бойким характером он напоминал друзьям героя популярного в ту пору грузинского фильма «Арсен», и это прозвище прочно закрепилось за ним до конца жизни. Многие и не знают, что настоящее имя артиста Асанбек. В 1957 году, сыграв в дипломных спектаклях по произведениям У. Шекспира и А. Фадеева, Умуралиев окончил в Москве ГИТИС и начал творческую деятельность на сцене Кыргызского  государственного драматического театра. Там он потом многие годы проработал рядом с великим М. Рыскуловым и целой плеядой замечательных актеров:   Б. Кыдыкеевой, Д. Куюковой, С. Кумушалиевой, С. Джумадыловым, Дж. Сейдахматовой, Г. Аджибековой и другими мастерами национальной сцены. Там же, в музее храма культуры,  работала его жена и единомышленница Айгуль.

Одну из первых своих ролей Умуралиев на сцене сыграл в постановке пьесы   Т. Абдумомунова «Совесть не прощает». Затем были Курманбек в одноименной драме К. Джантошева, Чацкий в грибоедовском «Горе от ума», Эдмонт в шекспировском «Короле Лире», Гаев в чеховском «Вишневом саде», матрос Алексей в «Оптимистической трагедии» В. Вишневского, Сальери в «Моцарт и Сальери» по А. Пушкину. Артист  воплотил образы целой плеяды айтматовских героев:  Данияр в «Джамиле», Исмаил в «Лицом к лицу». Исабек в «И дольше века длится день…», Касым в «Материнском поле» и Танабай в «Прощай, Гульсары!». Эта последняя работа наряду с ролью Гаева в «Вишневом саде» была особо отмечена московскими критиками во время гастролей в Белокаменной на сцене Малого театра в 1986 году. Несколькими годами спустя там же, в Москве, на гастролях нашего Русского драмтеатра Умуралиев сыграл Бостона в «Плахе». И эту работу весьма высоко оценили взыскательные столичные театроведы.

Театральная критика видела в нем артиста самобытного дарования, взрывного темперамента, прекрасно владеющего всей разножанровой палитрой актерского мастерства. В любой своей роли Умуралиев старался отыскивать и обнаруживать лишь ему доступные черты и делать своих персонажей узнаваемыми и запоминающимися. Такой серьезный подход к профессии позволил ему со временем переломить однобокое к себе отношение. Магия артиста Умуралиева     позволяла сделать даже эпизодические роли столь сочными и убедительными, что они воспринимались зрительскими сердцами как народные и почти легендарные. Ему были подвластны волевые, трагические и гротескные по характеру образы. Профессия часто накладывает на актера, такие черты, как, например, большое внимание к собственной персоне. У Арсена этого и в помине не было видно, его за театрального исполнителя часто не принимали, а видели в нем просто нормального достойного мужчину,    которому был присущ не показной мужской аристократизм.

Умуралиев умел прекрасно и умно молчать в роли и наблюдать за своими партнерами, что называется, «держать паузу», а владение таким   искусством и отличает большого мастера от просто артиста. Умуралиев тяготел к психологическому театру и создавал образы, совпадавшие с человеческой сущностью его самого. Судьба привела его к тому делу, которому он служил всю жизнь. Желания творить красоту, созидать окружающий мир не иссякали в нем никогда. «Если ты настоящий художник, то, даже сидя на хлебе и воде, все равно будешь творить, ведь Бог дает тебе талант, и ты обязан творить. Людям всегда нужно искусство, как воздух и свет, поэтому театр должен жить и он будет жить!» — говорил он в одном из интервью.

Арсен Умуралиев был не только замечательным драматическим артистом, но и одним из первых кыргызских актеров, снимавшихся у знаменитых кинорежиссеров: Г. Чухрая в «41-й», Э. Шенгелая в «Легенде о ледяном сердце”, А. Тарковского в «Андрее Рублеве», А. Маслюкова в «Очарованном страннике», у М. Бегалина в «За нами Москва», у Т. Океева в «Улане» и «Красном яблоке» и других известных кинематографистов. Роли, сыгранные им в кино и театральных постановках, отмечены призами и дипломами международных театральных фестивалей и смотров. Актеру  вручены престижные премии за лучшую мужскую роль в фильме «За нами Москва», за роль Максаржафа в монгольском фильме «Кочующий фронт», в номинации «Лучшая мужская роль» за роль Айдара в спектакле «Они» по пьесе К. Акматова — приз фестиваля «Нооруз» (Алматы). Актеру также  присуждены в 2002 году международная премия Ч. Айтматова и премия международного фонда «Искусство Шелкового пути» в номинации «Прижизненное признание».

В 1993 году супруги Умуралиевы создали свою альтернативу театральному академизму, и их детище стало экспериментальной площадкой для воплощения новых идей и форм, для разрушения сложившихся творческих стереотипов. Арсену всегда хотелось иметь свой театр, показать собственные спектакли, а через них — свое видение жизни.

Свой первый театральный сезон БГДТ имени А. Умуралиева открыл спектаклем «Журавлиные перья» по пьесе японского драматурга Дз. Киноситы в постановке режиссера В. Пази. Перевод пьесы на кыргызский язык сделал сам Арсен. На международном театральном фестивале «Восток — Запад» в Ташкенте эта работа получила высокую оценку зарубежных экспертов и вошла в десятку лучших из представленных на нем спектаклей. В 1993 году при театре создана фольклорная группа «Саамал», которая подготовила программу о древнейшей, как природа, музыкальной душе народа. Показали ее в Дании в 1994 году.

В 1999-м на сцене БГДТ состоялся первый сольный концерт группы «Аура», исполнявшей фолк-джаз. В репертуаре коллектива произведения всемирно  известных джазовых композиторов, и перед ее музыкантами стояла задача — создать музыкальный материал на основе синтеза традиционной кыргызской и мировой музыкальной культур.

Впервые в истории национального театрального искусства были осуществлены международные совместные постановки с участием кыргызских артистов из БГДТ и французских мастеров сцены. Сегодня художественный руководитель театра, известный театральный критик           А. Умуралиева плодотворно продолжает дело, начатое ее супругом. В 2008 году, в свой 15-летний юбилей,  БГДТ представил спектакль «Эсимде», посвященный  80-летию Ч. Айтматова. На III Республиканском театральном фестивале его номинировали на звание лучшего в году, а вжившаяся в образ Толгонай народная артистка  Г. Каниметова получила приз за лучшую женскую роль.

С самого начала программа городского театра была ориентирована на зрителей разных возрастов. Первоначально его коллектив составляли выпускники ленинградских и московских театральных вузов. Работа над первыми постановками проходила долго. Приглашенные режиссеры тщательно выбирали пути и формы выражения сценического материала. Сегодня в БГДТ в основном работают выпускники Кыргызского института искусств имени Б. Бейшеналиевой из курса, набранного в свое время А. Умуралиевым. Потом его дело продолжили  Б. Парманов и Г. Каниметова. Труппа небольшая, и часто в постановках задействованы все актеры.

Дальнейшие творческие искания городского театра также нашли живой  отклик в сердцах зрителей, и их по достоинству оценивало жюри многих международных фестивалей. Не гнушаясь разного рода экспериментов, в БГДТ попытались синтезировать драму и художественные средства кукольного представления. Кроме этого, в его стенах, как мы уже говорили, творят фольклорная группа «Саамал» и инструментальный ансамбль «Аура».

Несколько раз труппа обращалась к творчеству У. Шекспира. Накануне пятилетия театра таджикский режиссер Ф. Касымов поставил в нем спектакль «Кут каган» по шекспировскому «Королю Лиру». Эта  великая трагедия перенесена на тюркские просторы. Идея и текст произведения остались неизменными, поменялись только герои. Для участия  в постановке пригласили народных и заслуженных артистов республики. В роли Кагана-Лира на сцену вышел сам художественный руководитель А. Умуралиев. В 1994 году театр посвящает свою работу «Керээз» по пьесе Т. Осмонова древнейшему малому кыргызскому эпосу «Кожожаш». Поставил ее Н. Асанбеков. Он же в 1995 году представит в БГДТ сценическую версию рассказа Ч. Айтматова «Красное яблоко», театр впервые обратился к постановке к теме современности.

Затем в 1996 году здесь инсценировали  пьесу японского драматурга Н. Тикамацу «Самоубийство влюбленных на Острове небесных сетей». Спектакль был назван «Амидзима», его режиссировал постановщик из Туркмении О. Ходжакули. На международном театральном фестивале «Золотой лев» во Львове в 1996 году постановку отметили в числе лучших, а актриса О. Алимова получила главный приз за лучшую женскую роль. В ноябре этого года спектакль и группа «Саамал» представлены на сцене МХАТа в Москве в программе Дней Кыргызстана в России.

Репертуар городского театра весьма разнообразен, коллектив предлагает  аудитории свою концепцию кыргызских эпосов, древнегреческих трагедий, творений современных авторов, русских, английских, французских  классиков, а также произведений для детей и юношества. С БГДТ работали известные отечественные и зарубежные режиссеры. Впервые в истории национального театрального искусства в 2000 году его коллектив и французские режиссеры Адель Аким и Морис Обер поставили спектакль «Золотое руно» по мотивам произведения Аполлона Родосского. В нем аргонавтов играли французские актеры, а наши воплощали образы колхидцев, спектакль успешно дебютировал в нашей стране, а затем    гастролировал в самом Париже. Следующей совместной работой стала постановка парижским режиссером Наташей Кантор спектакля «Чревоугодие» по словарю французского монаха XVIII века Антуана Фюртьера. Эта работа участвовала в международном театральном фестивале «Млади леви» в Словении в 2007 году.

К 80-летию своего основателя труппа БГДТ ставит знаменитый «Горе от ума», спектакль, в котором когда-то блистал на сцене Кыргызского национального академического драматического театра имени Т. Абдумомунова сам Арсен Умуралиев. Новую постановку осуществляет российский режиссер Т. Захарова. Премьера станет  замечательной данью тому артистическому подвигу, который совершил в сценическом искусстве выдающийся мастер национальной сцены. Арсен Умуралиев был прекрасным артистом и достойным гражданином. Дай Бог ему и дальше продолжать жить в неумирающей памяти людей!

Александр ШЕПЕЛЕНКО. 

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

На фото Арсен Умуралиев.






Добавить комментарий