Main Menu

Опасайся бед, пока их нет

Сейчас во всем мире серьезно обсуждается предстоящий вывод коалиционных войск из Афганистана в 2014 году, и эксперты рассуждают о том, каковы будут его последствия. 

«По мандату войска коалиции вошли в Афганистан более 10 лет назад. Теперь мировое сообщество хочет получить ответ на ряд вопросов от администрации США. К примеру, что было сделано в Афганистане, чего достичь не удалось и почему? Люди хотят знать реальную обстановку в стране, как обстоят дела с незаконным оборотом наркотиков, производство которых с приходом войск увеличилось в десятки раз», — задался вопросами вице-премьер-министр Токон Мамытов на «круглом столе» «Афганистан и Центральная Азия в 2014 году: роль ОДКБ в обеспечении региональной безопасности». Он добавил, что мировое сообщество не может узнать, кому выгодно увеличение наркопотока. Западу? Террористам? Боевикам? «Мы не нашли ответа на этот вопрос. Но позиция Кыргызстана — гасить огонь там, на дальних подступах, в самом Афганистане. Если он подойдет к границе Таджикистана, его уже не остановить».

В своей речи вице-премьер-министр отметил, что на ситуацию в регионе повлияют вывод коалиционных войск, предстоящие выборы президента Исламской Республики Афганистан в апреле 2014 года, сложившиеся межнациональные отношения внутри государства и нынешнее экономическое состояние. «Нам нужно помочь афганскому народу выйти из сложившейся ситуации, но не мешать ему. Стоит оказать содействие в проведении выборов и устранении наркопотоков. Сейчас в стране острая националистическая ситуация, так как существует разделение на пуштунов, талибов и так далее. Кроме этого, экономическое состояние Афганистана оставляет желать лучшего, поэтому мировому сообществу надо выработать и принять четкие международные программы  развития сельского хозяйства. Необходимо помочь и в подготовке силовых кадров.  Как известно, после вывода коалиционных войск многие военные попадут под сокращение. На данный момент в республике примерно 320 тыс. человек находятся на службе. Планируется уволить около 30%. Это молодые люди от 25 до 40 лет. Куда они пойдут? Они родились и росли в войну, участвовали в сражениях. Поэтому следует интегрировать их в новое афганское общество. В этом плане должна быть отдельная международная программа. Кстати, один западный эксперт предложил отправить их в стройбаты, чтобы бывшие вояки строили дороги и дома. Отрадно, что сегодня  ШОС, ОДКБ, НАТО, ЕС ищут площадку, на которой все заинтересованные силы могли бы встретиться и обсудить, как помочь Афганистану. К сожалению, найти ее не удается. Даже ООН не совсем подходит для этого», — отметил Токон Мамытов.

В заключение своего выступления вице-премьер-министр подчеркнул, что Кыргызстан намерен  укреплять государственные границы, однако это не решение проблемы. Он напомнил о событиях 1999-2000 годов, когда 200-300 террористов «поставили страну на уши». «А сейчас в составе «Талибана» есть кыргызские, таджикские и узбекские крылья. Поэтому нужно уделять особое внимание вылазкам талибов на дальних подступах к региону, а не когда они появятся у наших рубежей», — заявил Токон Мамытов.

В свою очередь председатель Комитета по международным делам  Жогорку Кенеша Каныбек Иманалиев подчеркнул, что возможны различные варианты развития событий в Афганистане после вывода войск международной коалиции. Он предположил, что идущий в настоящее время внутриафганский диалог даст положительные результаты. Вместе с тем необходимо в сотрудничестве со странами ОДКБ укреплять Вооруженные силы республики и развивать региональное сотрудничество. В 2014 году Россия окажет военную помощь Кыргызстану на $1 млрд. Пока неизвестно, какая техника поступит на эту сумму. В следующем году в нашей республике состоятся военные учения миротворческих сил Организации Договора о коллективной безопасности. Точное место их проведения пока не определено, но, возможно, они пройдут в Балыкчы.

На «круглом столе» присутствовал эксперт Института евразийских исследований Казахстана Данияр Косназаров, который недавно посетил Кабул и смог лично проанализировать сложившуюся ситуацию в Афганистане. Он рассказал о предстоящих выборах главы государства и возможных рисках. «Президентские выборы, если их не отменят или сместят на другое время, пройдут в два этапа. Некоторые источники

предполагают, что доктор Абдулла — один из серьезных кандидатов, который выйдет во второй раунд. Этот политик уже баллотировался в 2009 году, но с грубыми нарушениями тогда победил Хамид Карзай. Сейчас тоже есть большие опасения, что выборы пройдут с нарушениями. Вместе с тем предстоящее событие может вызвать большую волну негодования среди оппозиционных сил. В этой связи стоит ожидать нового витка терактов», — заявил эксперт.

Данияр Косназаров предположил, что Хамид Карзай тормозит подписание соглашения о безопасности между Афганистаном и США по причине возможности торга с самими талибами. А это значит,  группировка будет так же сильна и мощна после 2014 года. Существует и противоположная версия: действующий глава республики тянет время, чтобы заставить американскую сторону полностью ликвидировать Высший совет талибов. Предположительно, все дороги в этом деле ведут в Пакистан. А на фоне сближения Хамида Карзая и новоизбранного премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа, который активно включился в процесс перемирия, выпуская один за другим лидеров «Талибан» из заключения, можно сказать, что это государство станет играть ключевую роль в решении афганской дилеммы. С другой стороны, известно, что с выводом войск существенно сократятся материальные ресурсы и финансовая помощь, оказываемая Афганистану. Поэтому  следует ждать усиления борьбы за распределение ресурсов и их контроль. Президентские выборы только усугубят положение. А если учитывать тот факт, что оружием владеют не только талибы, но и многие другие силы, то возможно военное противоборство.

«Афганистан в большей степени поглощен вопросами мирного процесса доверия к Пакистану, неэффективности коалиционных сил и т.д. В этой связи дискуссии о Центральной Азии в самом Афганистане отсутствуют или весьма скудные. Но, по оценкам стран ЦА, Афганистан после 2014 станет одним из самых острых вопросов безопасности. Я считаю, что для стран ОДКБ и ШОС в решении афганской проблемы приемлем более отстраненный подход. Зачем брать ответственность за провал другой державы? Стоит отметить также, что, поскольку Узбекистан на время приостановил свое членство в ОДКБ, именно Таджикистан представляет собой передовую линию, которая первой может столкнуться с проблемами, вытекаемыми из Афганистана. А если в целом, то вопрос наркотиков — более объединяющая тема для всех республик. Как мне кажется, ОДКБ должна в первую очередь сфокусироваться на нем  нежели на военном присутствии в исламском государстве», — заявил эксперт.

А вот по мнению директора Центра наркополитики Александра Зеличенко, ОДКБ следует сосредоточиться на защите региона от возможных угроз из Афганистана. По его словам, высока вероятность перехода боевиков из этой страны в Центральную Азию после 2014 года. Причем на пути в Узбекистан им придется преодолеть территорию Кыргызстана. Сегодня только ОДКБ является единственным щитом на пути этой угрозы. «На политическом уровне все вопросы поддержки и взаимопомощи подписаны и оговорены, но нужно разрабатывать конкретные механизмы работы, применимые на практике», — заключил Александр Зеличенко.

Ирина КОВШОВА. 






Добавить комментарий