Main Menu

Что нужно изменить в системе МСУ? Предлагают главы южных местных сообществ

Бердалы Конурбаев из Ылай-Талаа айыльного аймака Кульджинского района Ошской области и Нурдин Мадимаров — из Кулатовского айыл окмоту Ноокенского района той же области, воспользовавшись приездом в Бишкек, поспешили высказать представителям аппарата правительства, участвующим в презентации муниципального индекса социальной справедливости, свои замечания. Получился «крик души».

Так, Б. Конурбаев сообщил, что жители Ылай-Талаайского айыл окмоту постоянно обращаются к нему со своими проблемами, которые он при всем желании не может решить, так как его права ограничены, финансовых средств хронически не хватает, к тому же в наших законах настоящая чехарда, специалисты не разберутся, не то что работники сельской управы.

Вопросы сельчан касаются распределения и продажи земельных участков Фонда перераспределения сельхозугодий, муниципальной собственности, ее сдачи в аренду, сбора налогов, увеличения доходной части местного бюджета. — Я направляю людей к нашим парламентариям, считая, что разрешение этих проблем в их компетенции, но депутаты отсылают их обратно ко мне, — говорит Бердалы. — Такая выходит карусель, вся ответственность за жизнеобеспечение аймака ложится на меня.

Возьмем, к примеру, обеспечение людей чистой питьевой водой. Местные депутаты отмахиваются от этой острейшей проблемы, ссылаясь на то, что все деньги из республиканского бюджета лежат в Министерстве здравоохранения, — продолжает свой рассказ глава Ылай-Талаайского айыл окмоту.- Проект «Таза Суу», финансируемый Азиатским банком развития, закрыли из-за махинаций строительных подрядных организаций. И мы остались ни с чем. Арычная вода, которую люди вынуждены пить, несет инфекцию, сельчане часто болеют.

В прошлом году мы выиграли тендер у ПРООН на получение малых грантов.

Но к тому времени, как нам должны были выдать деньги на строительство фельдшерско-акушерского пункта, из Министерства здравоохранения сообщили, что наш ФАП сокращен, поэтому хороший проект закрыли.

Доступ сельчан к медицинским услугам еще более усложнился, зарплата у врачей низкая, поэтому опытные и со стажем к нам на работу не идут, штат пришлось сократить до одной акушерки и медсестры, и это в одной из самых густонаселенных сельских управ! Женщины вынуждены ехать рожать в соседнее село за 13 километров. Огромная проблема как и на чем доставлять в больницу рожениц.

Аналогичные проблемы наблюдаются в школах и детсадах. Их финансирование передано в Министерство образования и науки, в сельских школах сократили штатное расписание, а там и так не хватает учителей, многие предметы просто вычеркнуты из школьной программы. Список малоимущих семей Бердалы не ведет, к чему? Все равно никакой помощи не дождешься сверху, приходится рассчитывать на собственные силы.

Бердалы Конурбаев признался, что так и не понял, как рассчитывать муниципальный индекс социальной справедливости, просил правительство организовать обучение для сотрудников айыл окмоту. Глава аймака посетовал, что когда-то местными сообществами, их развитием занималось целое министерство, потом ведомство упразднили. Зачем, ведь это было ключевое, очень важное для нашей жизни министерство, — убежден глава аймака. — Сегодня на сельские сходы начальство не приезжает, но если бы полномочный представитель правительства по югу или районный аким хотя бы раз в году навещал нас, многие проблемы можно было решить на месте.

Нурдин Мадимаров обратил внимание на свистопляску в законодательных документах, низкую квалификацию работников айыл окмоту, сложность с устройством их на работу. На что последовал ответ: в республике насчитывается более 700 вакансий в местной исполнительной власти, дело в том, что из-за низкой зарплаты специалисты туда не идут.

Глава Кулатовского айыльного аймака отметил, что больше внимания следует уделять уязвимым семьям, среди которых много молодых. При предоставлении услуг управленцам следует опираться на международные стандарты. Н. Мадимаров обратил внимание правительства на брошенные земельные наделы, владельцы которых выехали на заработки в Россию и Казахстан. С кого брать земельный налог — с престарелых родителей, оставшихся на родине с детишками?

К тому же государство ограничило количество доходных источников для местных бюджетов. Почему? В связи с этим возникает необходимость регулярно принимать решения о том, на удовлетворение каких нужд тратить средства в первую очередь. По словам главы Кулатовской сельской управы, необходимо усилить органы МСУ, повысить их финансовую грамотность, подсказать, каким образом достигаются поставленные цели, сколько для этого потребуется средств и откуда их можно взять.

Может, капитальные расходы планировать заранее? Тогда у местного населения, возможно, и появится потребность в поиске новых путей привлечения инвестиций в айыл окмоту.

Галина ЛУНЕВА.   




(Next News) »



Добавить комментарий