Main Menu

Большая семья, или маленькая вселенная

— Сюда приходят раз и навсегда, — сказала в беседе со мной старшая медсестра Людмила Павловна Отрощенко, когда мы шли по чисто выбеленным коридорам Жайылского психоневрологического женского дома-интерната. Сказала она это о тех сотрудниках, что работают тут не один десяток лет подряд. Но, пожалуй, эту фразу можно отнести и к женщинам, проживающим здесь. Особенности их болезни делают недоступной обычную жизнь, и тогда корпусы и двор интерната на долгие годы становятся их миром, их маленькой вселенной.

0

1Учреждение рассчитано на 250 пациенток, сейчас здесь проживают 240. 96 из них  относятся к категории тяжелых, им необходим постоянный  уход: при помощи медперсонала нянечки их кормят, моют, одевают. Недуги, приводящие сюда, уже неизлечимы: шизофрения, болезнь Дауна, легкая и тяжелая формы умственной отсталости. Сюда попадают подопечные из специализированных детских интернатов, когда они достигают совершеннолетия. А есть и те, кого душевная болезнь настигла в более зрелом и пожилом возрасте.

— Девушки, которые поступают к нам из детских интернатов, уже как-то привыкли к казенной жизни, а вот кто приезжает из семей, очень скучают, тоскуют по родным, близким, по домашней обстановке, — посетовала Л. Отрощенко.

Но, по словам моей собеседницы, винить родственников в этом случае нельзя, за людьми с умственными расстройствами необходим постоянный надзор, они могут забыть выключить газ, уйти из дома и потеряться. Поэтому родные вынуждены привозить своих близких в специализированные учреждения. Семьям, переживающим такое горе, можно только посочувствовать. Впрочем, есть разные ситуации. 

3— Мне трудно понять тех, кто привозит в интернат свою мать и выдает себя за соседей, потом же все равно выясняется, что это родные люди, — в сердцах говорит медсестра.

Есть и другие примеры. Приехали сюда родственники, много лет назад отдавшие на попечение государства дочь и все эти годы не навещавшие ее. И вот наведались. Правда, уже приготовились узнать о ее смерти, хотели побывать хотя бы на ее могиле. А оказалось, что женщина жива и очень даже неплохо себя чувствует. Они были очень признательны персоналу за то, что благодаря их заботе родной человек продолжает жить на белом свете.

2Когда мы приехали в интернат, большая часть здешних подопечных находилась в столовой, помогала готовить вареники с картошкой. Лепить их женщины очень любят и с удовольствием это делают. Мы заглянули в помещение, где на столах дружно раскатывали тесто, раскладывали начинку, слепливали кругляши.  Быть может, готовка вареников вызывает такие эмоции оттого, что все это очень напоминает домашнюю суету на кухне в преддверии дружного семейного обеда. А еще острое желание здешних жительниц обустроить свой уголок в этом коммунальном бытие видно по обстановке комнат. Убранство стен перед каждой кроватью особое и по-своему отражает образ обитательницы, ее увлечения. Над одной постелью висят мягкие игрушки, над другой — календари с гламурными красавицами, а у кого-то — 4с религиозными мотивами, и частенько можно встретить вязание. В спальных комнатах уютно, чисто. Заметил тут заварочные чайники, чашки. По вечерам женщины чаевничают. В общем, совсем как дома. "Одна беда, — посетовал директор заведения Нурлан Байгулов, — нужна новая мебель, особенно шкафы". Кстати, одежду для обитательниц интерната закупают из средств республиканского бюджета. По словам сотрудниц, обновление гардероба — всегда событие радостное, хлопотливое, а потом запасливые дамы прячут обновки в шифоньерах  и очень неохотно их надевают в будни. Так что кое у кого сохранились еще вещи с советских времен.

Распорядок дня тут весьма прост: предусмотрены прогулки, занятия трудотерапией, где пациентки вяжут, лепят из пластилина и занимаются прочим рукоделием. Моторика рук, погружение в творчество помогают не только занять себя, но и достичь психологического равновесия.  Есть тут и свой хор. Петь и танцевать здесь любят. И очень неравнодушны женщины к просмотру сериалов. С удовольствием следят за перипетиями сюжетов, обсуждают героев, спорят, ссорятся и снова мирятся. А куда деваться — за долгие годы  друг другу стали уже как родные.

5По словам сотрудниц заведения, почти все молодые обитательницы интерната мечтают о создании своей семьи, о счастье материнства. Вот порой и просят руководство отпустить их в жизнь, позволить им найти свое счастье. 

— Многие желают уйти отсюда, но мы пытаемся объяснить им: знаний и специальностей у вас нет, кто за вами будет ухаживать, кормить, одевать? После таких бесед они немного успокаиваются, — говорит старшая медсестра Любовь Павловна. Она привела в пример несколько случаев, когда из интерната отдавали пациенток на попечение другим людям. Вот одна из таких историй. Поступила сюда из детского специализированного интерната девушка. Там она дружила с молодым человеком, жившим  по соседству, тоже имеющим инвалидность. И когда ее перевели 6в Жайылский дом-интернат, приехали родственники парня, просили отдать им новенькую, чтобы поженить молодых. Руководство, отвечая за подопечную, ее не отдавало. Тогда настойчивые просители, желая устроить судьбу влюбленных, через администрацию первого президента надавили на руководство, и девушку передали на их попечение. Но прошел небольшой срок, и родители жениха привезли "невестку" и бросили у ворот интерната как ненужную вещь, даже не перепоручив ее  медперсоналу. Сотрудники учреждения потом выяснили, что новая "родня" так и не смогла поладить с ней. Родители хотели, чтобы она взяла на себя уход за больным сыном, когда ей самой нужны были забота и уход. Старшая медсестра привела в пример еще одну историю о том, как люди, переоценив свои возможности, взяли из интерната на поруки девушку-инвалида и тоже не смогли изменить ее судьбу к лучшему.

А здешние пациентки  очень похожи на больших детей — наивных, улыбчивых, со своей хитринкой и все-таки очень доверчивых. С нашим фотокорреспондентом Ниной Горшковой мы прошлись по комнатам, коридорам интерната.  Беленые стены, свежие занавески, опрятные  душевые и туалеты. Нет неприятных запахов, присущих некоторым  социальным учреждениям. Все это благодаря стараниям людей, работающих тут.

7Но за общим порядком и размеренностью здешней жизни немало проблем. Жайылский психоневрологический дом-интернат — большое беспокойное хозяйство. И как никто об этом лучше всех осведомлен директор учреждения — Нурлан Байгулов. Молодой, активный, на этой должности не так давно. По его признанию, это место работы по особому повлияло на него: по-иному стал относиться к жизни и ее ориентирам, к взаимоотношениям между людьми. Пока мы осматривали территорию, разговорились о трудностях и проблемах.  Судя по тому, как руководитель рассказывал, как переживал, видно — человек болеет за свое дело. А решать приходится немало. Например, отопление в интернате электрическое, а трансформаторные подстанции требуют хорошего ремонта, профессионального обслуживания, средств же на это в бюджете заведения не заложено. 

— Хочу просить руководство "Северэлектро" взять на баланс эти подстанции, нам самим их не потянуть, — делится своими мыслями Нурлан Байгулов. Удастся ли это сделать — вопрос непростой, но почему-то хочется надеяться, что энергетики откликнутся на такую просьбу. 

8Интернат расположен достаточно далеко от Кара-Балты, поэтому семьи сотрудников живут рядом в служебном жилье. Саманные дома, возведенные после войны, уже давно пришли в аварийное состояние. С другой стороны, есть еще и 30-квартирный четырехэтажный дом, тоже построенный для работников. Здесь уже не один год протекает кровля. Большая часть квартир из-за этого находится в непригодном состоянии. Люди пока ютятся в одном из крыльев здания. Как могут, латают крышу сами, но это не выход, необходим ремонт с капитальными вложениями. По расчетам  Н. Байгулова, как минимум требуется полтора миллиона сомов на новую кровлю. Деньги нужны на стройматериалы, а вот работу выполнят силами коллектива. 

Молодой директор ищет варианты, пытается находить выходы из ситуации. Например, с той же мебелью, собирается подать заявку в японское посольство. Там есть программа безвозмездной помощи "Корни травы и человеческой безопасности", в рамках которой оказывается поддержка социальным учреждениям. Своими силами в интернате также пытаются выправить быт. Есть свое подсобное хозяйство, разводят скот, выращивают овощи, фрукты. На зиму заготовили картошку, квашеную капусту. Как-никак, а все приварок. Государство на питание одной обитательницы интерната  выделяет 55 сомов в сутки. Правда, после Нового года обещают увеличить эту сумму. 

9И все равно таким учреждениям нужна помощь общества. Чтобы привлечь внимание людей к жизни этого учреждения, во Всемирный  день инвалидов руководство интерната решило провести в Кара-Балте благотворительный марафон. Пригласили артистов, а в качестве гостей — руководителей предприятий, глав сельских округов, представителей общественных организаций. Надежда у директора Жайылского психоневрологического интерната на сбор средств большая. По его мнению, сегодня у нас много верующих, да и просто неравнодушных. Узнав о жизни этого социального учреждения, о сложных судьбах его обитательниц, люди откликнутся, помогут кто чем может, и в судьбе этих женщин появится чуть больше поводов для улыбки.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.

Фото Нины ГОРШКОВОЙ.   






Добавить комментарий