Main Menu

Как лучше управлять лесами в Кыргызстане?

В Бишкеке обсудили проект концепции совместного управления лесными ресурсами Кыргызской Республики. Документ  подготовлен Госагентством охраны окружающей среды и лесного хозяйства (ГАООСЛХ) вместе с Ассоциацией лесо- и землепользователей КР при поддержке Экологической программы ПРООН «Охрана окружающей среды для устойчивого развития». Проект, как подчеркнули многие эксперты, очень важный, но в таком виде не пойдет.

Леса как хороший резерв экономики

…Начиная этот материал, я вспомнила, как с 1980-го по 1994 год наша семья ежегодно в конце июля-августе совершала автопробег по маршруту Бишкек — грибные леса Актюза. В один конец выходило что-то около 140 км от пыльной и знойной столицы. Леса там знатные — если подняться на 3-5 км над трассой в горы. А грибов!  В-первую очередь, как советовали пасечники, старожилы тех долин, надо было брать грузди — о, знатоки  понимают, как  вкусен соленый груздик зимой. Но встречались и рыжики, сыроежки, изредка опята и подберезовики. Попадались рябина-калина-малина. А какие там красоты — фотографии передают только малую их частицу! Столетние ели, сосны, ручьи, водопады, кручи, цветы, настоящие дебри-чащобы — тайги не надо. Иногда, наткнувшись в походах по пологим кручам на упавшую толстенную ель, перегородившую путь, я всегда думала: «Вот древесины непочатый край! Почему ее никто не вывозит?»…

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Советник министра экономики Любовь Тен считает, что предложенный проект концепции совместного управления лесными ресурсами в таком виде не годится: «Замечательно, что инициатива устойчивого управления лесами очень верно ложится в ту копилку страновых инициатив, которые широко обсуждаются по Кыргызстану, — это вопросы будущего устойчивого развития Кыргызстана.  Что не так в предложенной концепции? Пока по ней работать нельзя, потому что непонятно, что надо делать. Формулировка концепции и ее содержание не дают ответа на вопрос: какую новую концептуальную модель управления выдвигает агентство? Надо в самом общем виде концептуально нарисовать куда идти сектору. Что не так в действующей системе управления лесным хозяйством? Каковы функции институтов, участвующих в  СУЛР? Каково законодательство, насколько оно отвечает целям управления, какие законы устарели и требуют  пересмотра или даже отмены, а каких не хватает, какие из них не работают? Также следует обсудить и ликвидировать кадровую проблему — в лесной отрасли, как и везде в Кыргызстане, нет системного обучения и повышения кадрового потенциала. Но разовые семинары в этом  плохо помогают.   

В целом надо предложить новую схему управления  отраслью как руководство  к действиям, дабы исправить существующие на сегодня ошибки для того, чтобы все участники процесса действовали и взаимодействовали и каждый винтик  системы крутился, не мешая другому».

Лесные массивы занимают 5,6% всей территории нашей республики, или свыше 1,1 млн. га. Это немалая площадь, а значит, значительные ресурсы и резервы для экономики страны и регионов. По Конституции КР «леса… являются исключительной собственностью республики, используются в целях сохранения единой экологической системы и находятся под особой охраной государства». Громкая фраза «Леса — национальное богатство Кыргызстана» не только пафосна, но и вполне справедлива. Кроме экономического вклада в ВВП, лесное богатство влияет на экологию, способствует укреплению здоровья, да и благосостояния населения. Лесные массивы благоприятны для климата, формирования атмосферы, влияют на гидрологический режим рек, озер, предохраняют почву от эрозии, а также служат источником частичного удовлетворения потребностей  населения в древесине и иных продуктах. В стране с 1999 г. действует Лесной кодекс — свод законов, касающихся сохранения, использования и приумножения  богатств в этой сфере. Леса у нас делятся на те, которые входят в государственный лесной фонд и особо охраняемые природные территории (эта доля — 4,2%  из указанных  5,6% всей территории, занятой этими угодьями), а также и на лесопокрытую площадь вне опеки государства — 1,39%. Соответственно лесами госфонда и заповедниками управляет ГАООСЛХ, а  остальные леса находятся в зоне ответственности органов МСУ в 125 айыльных аймаках (сельских управах). К сожалению, доля лесного богатства в национальном продукте Кыргызстана пока совсем невелика — 0,05% ВВП.

Понятно, что, проживая в лесах и рядом, народ пользуется лесными угодьями. Чаще всего участки гослесфонда берут в аренду — как лесные пастбища, участки  поливной и богарной пашни, а также в аренду под общинное ведение лесного хозяйства. Всего лесопользователей — около 20 тысяч, а это означает создание такого же количества рабочих мест в  лесном секторе регионов. Как показала практика, общинное ведение лесного хозяйства — более перспективное, да и выгодное дело, чем частная аренда. Почему сейчас встал вопрос о концепции управления лесным хозяйством? Она должна четко прописать все права, обязанности, цели, задачи участников процесса управления этим сектором.

Вклад лесного хозяйства в экономику  Кыргызстана составляет всего 0,05% ВВП.

Но пока нет концепции — налицо конфликт интересов. На лесходы возложены одновременно две противоположные функции: контроля использования ресурсов и  их воспроизводства. Органы же МСУ вроде бы имеют полномочия в сфере управления природными ресурсами, однако не несут ответственности за устойчивость в управлении ресурсами лесов. Отсюда постоянно возникают конфликты. К примеру, в аренду  на пастбища сдано 228 тысяч га лесных и окололесных угодий. Арендаторам интересно использовать  эти земли для выпаса и неинтересно задумываться о том, что следует принимать меры для того, чтобы эти земли были столь же богаты разнотравьем и в дальнейшем, через 5-20-50 лет. Добавляет масла в огонь и несовершенная нормативно-правовая база, там имеется, по свидетельствам  чиновников, экспертов и местного сообщества, целый ряд противоречий.
В советские время в республике ежегодно высаживали до 3 тысяч га новых лесных насаждений. Сейчас —  втрое меньше. Занимаются этим лесники и арендаторы — общинные сообщества. По регионам ассортимент посадок различается: на севере — еловые, на юге — орехово-плодовые леса, везде — арчовые саженцы.
Именно новая концепция управления лесными ресурсами вроде бы должна  снять все вопросы. Введен даже новый термин: СУЛР — совместное управление лесными ресурсами, причем  на основе многостороннего партнерства территориальных структур госоргана (указанного Госагентства) и органов местного самоуправления, местных сообществ и других заинтересованных сторон. Такая совместная работа должна базироваться на соглашении о сотрудничестве, где четко прописаны права, обязанности, ответственность сторон.

Понятно, что речь идет, во-первых, о сохранении лесов и биоразнообразия, устойчивых процессах управления ресурсами и разумном лесопользовании, во-вторых, в экономическом плане — о многоцелевом использовании лесов при наличии принципа платности природопользования, в-третьих, в плане социальном — о социальном партнерстве  в управлении природными богатствами, причем открытом и прозрачном, о снижении  уровня бедности и ориентации на многолетнюю перспективу.

В лесном секторе насчитывается 91 единица управления (лесхозы, лесничества и другие структуры), где работают 2 700  человек, еще столько же ежегодно привлекаются на сезонные работы — посадки, сбор плодов, санитарную рубку и т.п.

Как отметил замдиректора ГАООСЛХ Абдымитал Чынгожоев, «давно пора определиться: правильно ли мы используем лесные ресурсы? Верный подход к этому процессу должен гарантировать государству  их сохранение, местным сообществам — возможность получения дополнительных доходов для решения социальных проблем, а местным жителям — гарантированный законом источник получения средств к существованию. Предложенный проект концепции объединяет локальные программы, составленные с  помощью доноров, и имеет целью определить ясно и понятно: как привлечь местное население к управлению лесами. Это верно, ведь люди, живущие в лесу или рядом, лучше знают, что нужно там сделать — от этого зависит их будущее. Как заинтересовать местных жителей? Очевидно, что экономическими способами — чтобы при  использовании и охране лесных ресурсов люди получали выгоду  не только от сбора плодов, ягод, лекарственных трав, использования древесины, но и от развития туризма, создания питомников. Без подогрева  интересов местного населения концепция работать не будет».

В числе основных проблем сектора, как перечислил чиновник, — низкая зарплата лесников (до 2 тысяч сомов) и вообще работающих в гослесфонде.  Вторая проблема связана, как ни парадоксально, с ростом благосостояния населения и увеличением количества голов скота, который, естественно, надо где-то пасти. Зачастую  животные пасутся в лесах, но не в каждом из них можно это делать. В прошлом году, говорит А. Чынгожоев,  было несколько случаев незаконного выпаса в зоне ядра Сары-Челекского заповедника. «Если в таком темпе будет расти поголовье скота, очень трудно сохранить леса. Надо искать альтернативные пастбища или иные виды деятельности».

В Кыргызстане, по данным НСК, на 1.01.2013 г. проживали 5 млн. 695,6 тыс. человек, из них в сельской местности — более 3,5 млн., из которых внутри лесов проживает  около 200 тысяч, а на расстоянии до 5 км — 1 млн. жителей республики.

Один из  наглядных примеров того, как выйти из такого состояния и получить выгоду, продемонстрировали работники Балыкчинского лесхоза (расположенного к югу от города). В ближайшем ущелье  Кароол-дебе протекает речка Сары-Булак, летом довольно  многоводная. Оттуда при поддержке JICA был построен небольшой канал длиной 6 км. Раньше вода просто уходила в песок. Местные жители, получив доступ к воде, стали заниматься разведением абрикосовых садов.  Результат уже заметен всем въезжающим в Балыкчи. Главное —  местные жители уже поняли, что стоит вкладывать в дело и свои, а не только грантовые средства, чтобы получить выгоду, и уверены в том, что их интересы защищаются государством.

«Но посадить саженцы —  это полдела, дальше надо ухаживать 3-4 года, чтобы выросло деревце. Много бед приносят лесному сектору и пожары. В прошлом году, например, горели леса Тюпского лесхоза, которые тушили лесники с помощью местного населения, в основном вручную — при помощи ранцев-опрыскивателей и лопат. Кроме того, много бед доставляет и незаконная вырубка лесов. Мы разрешаем только санитарную вырубку, но  нарушители  грабят все подряд. В дальнейшем  меры  влияния на таких людей будут ужесточаться — это не только штрафы, но и уголовная ответственность», — подчеркнул замдиректора ГАООСЛХ.

Много пользы приносят республике  совместные проекты, поскольку, к сожалению, у государства особых средств на этот сектор нет. Отрадно, что  преодолеть такую преграду нам помогает донорское сообщество: еще с 1995 по 2009 г. в республике реализовался первый этап Кыргызско-Швейцарской программы, взаимодействие идет и сейчас, помогает Японское агентство по сотрудничеству JICA (в Иссык-кульской  и Чуйской областях), Норвежская лесная группа, Датский фонд Кристенсена.

Как рассказал координатор проекта по управлению лесами JICA Токугава Коичи, «проект стартовал  в 2009 году и рассчитан на пять лет. Уже начали действовать десять пилотных участков на территории Иссык-Кульской, Чуйской и Таласской областей, разрабатывается схема управления, основанная на анализе их работы. Посадки  на участках — не только фруктовые сады, но и быстро растущие деревья.  К примеру, в Кегеты и Карасаево посажены быстрорастущие деревья, чтобы защитить склоны от паводков. В Кок-Мойноке и Тоне заложены абрикосовые сады. А в Джеты-Огузском  и Иссык-Кульском лесхозах заложены с помощью населения еловые леса. Всего посадки запланированы на  площади  900 га, на трети из  нее  деревья уже поднимаются. Хотя  наш проект закончится в 2014 году, мы продолжим наблюдение до достижения хороших результатов». В целом сектор развивается в соответствии с рядом программ и документов развития лесной отрасли до 2015 и даже 2025 года.

Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий