Как лучше управлять лесами в Кыргызстане?
В Бишкеке обсудили проект концепции совместного управления лесными ресурсами Кыргызской Республики. Документ подготовлен Госагентством охраны окружающей среды и лесного хозяйства (ГАООСЛХ) вместе с Ассоциацией лесо- и землепользователей КР при поддержке Экологической программы ПРООН «Охрана окружающей среды для устойчивого развития». Проект, как подчеркнули многие эксперты, очень важный, но в таком виде не пойдет.
Леса как хороший резерв экономики
…Начиная этот материал, я вспомнила, как с 1980-го по 1994 год наша семья ежегодно в конце июля-августе совершала автопробег по маршруту Бишкек — грибные леса Актюза. В один конец выходило что-то около 140 км от пыльной и знойной столицы. Леса там знатные — если подняться на 3-5 км над трассой в горы. А грибов! В-первую очередь, как советовали пасечники, старожилы тех долин, надо было брать грузди — о, знатоки понимают, как вкусен соленый груздик зимой. Но встречались и рыжики, сыроежки, изредка опята и подберезовики. Попадались рябина-калина-малина. А какие там красоты — фотографии передают только малую их частицу! Столетние ели, сосны, ручьи, водопады, кручи, цветы, настоящие дебри-чащобы — тайги не надо. Иногда, наткнувшись в походах по пологим кручам на упавшую толстенную ель, перегородившую путь, я всегда думала: «Вот древесины непочатый край! Почему ее никто не вывозит?»…
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Советник министра экономики Любовь Тен считает, что предложенный проект концепции совместного управления лесными ресурсами в таком виде не годится: «Замечательно, что инициатива устойчивого управления лесами очень верно ложится в ту копилку страновых инициатив, которые широко обсуждаются по Кыргызстану, — это вопросы будущего устойчивого развития Кыргызстана. Что не так в предложенной концепции? Пока по ней работать нельзя, потому что непонятно, что надо делать. Формулировка концепции и ее содержание не дают ответа на вопрос: какую новую концептуальную модель управления выдвигает агентство? Надо в самом общем виде концептуально нарисовать куда идти сектору. Что не так в действующей системе управления лесным хозяйством? Каковы функции институтов, участвующих в СУЛР? Каково законодательство, насколько оно отвечает целям управления, какие законы устарели и требуют пересмотра или даже отмены, а каких не хватает, какие из них не работают? Также следует обсудить и ликвидировать кадровую проблему — в лесной отрасли, как и везде в Кыргызстане, нет системного обучения и повышения кадрового потенциала. Но разовые семинары в этом плохо помогают.
В целом надо предложить новую схему управления отраслью как руководство к действиям, дабы исправить существующие на сегодня ошибки для того, чтобы все участники процесса действовали и взаимодействовали и каждый винтик системы крутился, не мешая другому».
Лесные массивы занимают 5,6% всей территории нашей республики, или свыше 1,1 млн. га. Это немалая площадь, а значит, значительные ресурсы и резервы для экономики страны и регионов. По Конституции КР «леса… являются исключительной собственностью республики, используются в целях сохранения единой экологической системы и находятся под особой охраной государства». Громкая фраза «Леса — национальное богатство Кыргызстана» не только пафосна, но и вполне справедлива. Кроме экономического вклада в ВВП, лесное богатство влияет на экологию, способствует укреплению здоровья, да и благосостояния населения. Лесные массивы благоприятны для климата, формирования атмосферы, влияют на гидрологический режим рек, озер, предохраняют почву от эрозии, а также служат источником частичного удовлетворения потребностей населения в древесине и иных продуктах. В стране с 1999 г. действует Лесной кодекс — свод законов, касающихся сохранения, использования и приумножения богатств в этой сфере. Леса у нас делятся на те, которые входят в государственный лесной фонд и особо охраняемые природные территории (эта доля — 4,2% из указанных 5,6% всей территории, занятой этими угодьями), а также и на лесопокрытую площадь вне опеки государства — 1,39%. Соответственно лесами госфонда и заповедниками управляет ГАООСЛХ, а остальные леса находятся в зоне ответственности органов МСУ в 125 айыльных аймаках (сельских управах). К сожалению, доля лесного богатства в национальном продукте Кыргызстана пока совсем невелика — 0,05% ВВП.
Понятно, что, проживая в лесах и рядом, народ пользуется лесными угодьями. Чаще всего участки гослесфонда берут в аренду — как лесные пастбища, участки поливной и богарной пашни, а также в аренду под общинное ведение лесного хозяйства. Всего лесопользователей — около 20 тысяч, а это означает создание такого же количества рабочих мест в лесном секторе регионов. Как показала практика, общинное ведение лесного хозяйства — более перспективное, да и выгодное дело, чем частная аренда. Почему сейчас встал вопрос о концепции управления лесным хозяйством? Она должна четко прописать все права, обязанности, цели, задачи участников процесса управления этим сектором.
Вклад лесного хозяйства в экономику Кыргызстана составляет всего 0,05% ВВП.
В советские время в республике ежегодно высаживали до 3 тысяч га новых лесных насаждений. Сейчас — втрое меньше. Занимаются этим лесники и арендаторы — общинные сообщества. По регионам ассортимент посадок различается: на севере — еловые, на юге — орехово-плодовые леса, везде — арчовые саженцы.
Понятно, что речь идет, во-первых, о сохранении лесов и биоразнообразия, устойчивых процессах управления ресурсами и разумном лесопользовании, во-вторых, в экономическом плане — о многоцелевом использовании лесов при наличии принципа платности природопользования, в-третьих, в плане социальном — о социальном партнерстве в управлении природными богатствами, причем открытом и прозрачном, о снижении уровня бедности и ориентации на многолетнюю перспективу.
В лесном секторе насчитывается 91 единица управления (лесхозы, лесничества и другие структуры), где работают 2 700 человек, еще столько же ежегодно привлекаются на сезонные работы — посадки, сбор плодов, санитарную рубку и т.п.
В числе основных проблем сектора, как перечислил чиновник, — низкая зарплата лесников (до 2 тысяч сомов) и вообще работающих в гослесфонде. Вторая проблема связана, как ни парадоксально, с ростом благосостояния населения и увеличением количества голов скота, который, естественно, надо где-то пасти. Зачастую животные пасутся в лесах, но не в каждом из них можно это делать. В прошлом году, говорит А. Чынгожоев, было несколько случаев незаконного выпаса в зоне ядра Сары-Челекского заповедника. «Если в таком темпе будет расти поголовье скота, очень трудно сохранить леса. Надо искать альтернативные пастбища или иные виды деятельности».
В Кыргызстане, по данным НСК, на 1.01.2013 г. проживали 5 млн. 695,6 тыс. человек, из них в сельской местности — более 3,5 млн., из которых внутри лесов проживает около 200 тысяч, а на расстоянии до 5 км — 1 млн. жителей республики.
«Но посадить саженцы — это полдела, дальше надо ухаживать 3-4 года, чтобы выросло деревце. Много бед приносят лесному сектору и пожары. В прошлом году, например, горели леса Тюпского лесхоза, которые тушили лесники с помощью местного населения, в основном вручную — при помощи ранцев-опрыскивателей и лопат. Кроме того, много бед доставляет и незаконная вырубка лесов. Мы разрешаем только санитарную вырубку, но нарушители грабят все подряд. В дальнейшем меры влияния на таких людей будут ужесточаться — это не только штрафы, но и уголовная ответственность», — подчеркнул замдиректора ГАООСЛХ.
Много пользы приносят республике совместные проекты, поскольку, к сожалению, у государства особых средств на этот сектор нет. Отрадно, что преодолеть такую преграду нам помогает донорское сообщество: еще с 1995 по 2009 г. в республике реализовался первый этап Кыргызско-Швейцарской программы, взаимодействие идет и сейчас, помогает Японское агентство по сотрудничеству JICA (в Иссык-кульской и Чуйской областях), Норвежская лесная группа, Датский фонд Кристенсена.
Как рассказал координатор проекта по управлению лесами JICA Токугава Коичи, «проект стартовал в 2009 году и рассчитан на пять лет. Уже начали действовать десять пилотных участков на территории Иссык-Кульской, Чуйской и Таласской областей, разрабатывается схема управления, основанная на анализе их работы. Посадки на участках — не только фруктовые сады, но и быстро растущие деревья. К примеру, в Кегеты и Карасаево посажены быстрорастущие деревья, чтобы защитить склоны от паводков. В Кок-Мойноке и Тоне заложены абрикосовые сады. А в Джеты-Огузском и Иссык-Кульском лесхозах заложены с помощью населения еловые леса. Всего посадки запланированы на площади 900 га, на трети из нее деревья уже поднимаются. Хотя наш проект закончится в 2014 году, мы продолжим наблюдение до достижения хороших результатов». В целом сектор развивается в соответствии с рядом программ и документов развития лесной отрасли до 2015 и даже 2025 года.
Елена МЕШКОВА.
Related News
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More
В ожидании чуда
С наступлением зимы наверняка многие задумались о том, как будут встречать Новый год. Хозяйки шерстятRead More