Main Menu

Родителям нет дела!

Продолжаем изучать мнения специалистов о Законе «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Кыргызской Республики», подписанном Президентом. Как мы уже сообщали, он ужесточает уголовное наказание за преступления против половой неприкосновенности малолетних и несовершеннолетних. К примеру, отменяются штраф и условное осуждение, срок лишения свободы увеличивается до 20 лет, предусматриваются запрет на педагогическую деятельность в течение трех лет после освобождения из мест заключения и наказание за вовлечение детей и подростков в проституцию.

Руководитель благотворительного фонда «Особое детство» Михаил Виленски настроен скептично:

— Не думаю, что этот закон будет работать. При прежней — тоже немаленькой — уголовной ответственности такие преступления все равно совершались. У нас система охраны правопорядка такова, что мы применяем только карательные меры и мало задумываемся о профилактике. В городе и во всей стране нет ни одного центра, который бы предоставлял бесплатную социальную помощь детям. Не налажено оказание психологической поддержки, не хватает специалистов. Родители не хотят заниматься своими чадами и мало образованы в этом плане. Да, информационная кампания о необходимости внимания ребенку, семинары для взрослых очень нужны, но даст ли это результат? Мы занимаемся с группой, где около 20 малышей. И вот говорим родителям: приходите на семинар, если у вас нет возможности заплатить, можете посетить бесплатно. У нас хорошие психологи, психотерапевты, психиатры. Из мам и пап 20 деток приходят только два человека. Это никому не нужно! Это, видимо, надо детям и нам. А у родителей нет времени на ребят, почему те и болтаются на улицах или в интернет-клубах. К примеру, закрыли конноспортивную школу в Парке дружбы, в которой занимались мальчишки и девчонки. Людям не привито понимание того, что детям нужны уход, внимание, забота.

А вот Анжелика Паризова, детский психолог Республиканского центра психического здоровья (РЦПЗ), восприняла поправки в УК позитивно:

— Принятие закона — настоящий прорыв! Но нужно работать и в других направлениях, в частности, усовершенствовать поимку преступников и доказательство вины. Чтобы если сажать — так действительно виновных. Ведь человека могут и подставить, и оговорить, чтобы отомстить за что-то. Так что разбираться с каждым случаем и с каждым подозреваемым нужно тщательно, детально. Что касается возможности применения химической кастрации (в Жогорку Кенеше обсуждается соответствующий законопроект.  — Прим. авт.), на мой взгляд, это слишком жестоко. Осужденный, получив такое наказание, выйдет ожесточенным и может начать мстить. Последствия трудно предсказать.

Запрет на педагогическую деятельность в течение трех лет после отбытия срока лишения свободы — это спорный вопрос. Дело в том, что если преступник — педофил, то лечение педофилии или психического расстройства — постоянного и преобладающего сексуального влечения к детям допубертатного или раннего пубертатного возраста — представляет большую трудность и может быть эффективно только при осознанном согласии пациента. Человек должен дать себе установку на терапию. Но даже и тогда прогнозировать излечение на 100% невозможно. Так что, наверное, если это действительно педофил, склонный к преступным деяниям против детей, не стоило бы давать ему возможность даже после трех лет возвращаться к педагогической деятельности.

Стоит отметить, что основная часть педофилов реализует свои потребности только через сексуальные фантазии, несексуальное общение с детьми, к примеру в Интернете, просмотр детской порнографии и так далее.

— А можно ли с уверенностью считать педофилом того, кто изнасиловал ребенка в состоянии алкогольного или наркотического опьянения? Может быть, он не соображал, что делал?

— Трудно сказать. В каждом случае должна дать ответ психолого-психиатрическая экспертиза.

— Каковы причины педофилии?

— Факторов много. Одним из них может стать то, что человек в детстве сам испытал сексуальное насилие. Однозначно можно сказать только то, что причиной могут стать психические травмы, насилие тоже ведет к таковым. Нужно вовремя оказывать психологическую помощь пострадавшим детям. Я бы посоветовала родителям, если они обнаружили изменения в поведении своего ребенка, обратиться к специалистам. Да даже и не при тревожных симптомах, а каждый день по полчаса уделять внимание разговору по душам со своими детьми — тогда в случае чего легче будет узнать об этом.

Также Анжелика Паризова дала советы родителям, как обезопасить своих детей от насильников:

— Нужно соблюдать правила безопасности детей, объяснить их им, установить контроль над ними — то есть не оставлять без присмотра, не позволять никаких контактов с посторонними людьми и с представителями группы риска — употребляющими алкоголь, наркотики и так далее. Необходимо обезопасить жилье, чтобы предупредить проникновение преступников. Конечно, не стоит думать, что ваш ребенок может подвергнуться насилию, ведь плохие мысли притягивают плохие ситуации, но соблюдать предосторожность нужно.

Записала 

Алия МОЛДАЛИЕВА.







Добавить комментарий