Main Menu

Новая доктрина вполне объяснима

Как известно, на днях состоялось заседание Совета обороны, где под началом Главнокомандующего ВС КР была принята Военная доктрина, призванная стать программным документом для обеспечения безопасности нашей страны. В рамках намеченных реформ планируется создать и новый орган — Единый центр управления при кризисных ситуациях. 

Какие же ситуации могут обостриться в будущем, которые надо будет оперативно разруливать в рамках полномочий ЕЦУ?

В кольце партнеров

ФОТО 1Кыргызстан находится в окружении государств, не имеющих намерений подрывать его независимость или посягать на территориальную целостность, поскольку они сами, будучи участниками СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС, ОЦАС, СВМДА, ОИК, ООН, многих других международных и региональных структур, являются гарантами нашей  военной и экономической безопасности. Кроме того, Кыргызстан имеет с соседними странами и Россией исторически сложившиеся двусторонние общественно-политические, финансово-экономические, культурные, этнические, религиозные и иные связи, которые объективно способствуют встраиванию КР в систему межрегиональных отношений разного уровня. Поэтому, казалось бы, особых опасений быть не должно. Однако анализ нынешнего состояния дел в республике  свидетельствует о том, что  сложная внутриполитическая обстановка в стране способствует усилению  вполне реальных  внешних угроз, прежде всего терроризма и религиозного экстремизма, возникновению пограничных конфликтов, активизации наркотрафика, усилению информационного давления на республику.

Сам Кыргызстан в силу отсутствия возможностей для самодостаточного развития пока не может создать полноценную систему обеспечения безопасности, способную самостоятельно и эффективно противодействовать им. Поэтому при недостатке собственных ресурсов наиболее реальным способом обеспечения суверенитета  является активное участие КР в системах коллективной безопасности, прежде всего  ШОС и ОДКБ. Формирование этих систем из-за существующих между центральноазиатскими государствами разногласий, вызванных различиями в выборе внешнеполитической ориентации и моделей развития, пока идет медленно.  Однако, исходя из того, что подобное сотрудничество сейчас поступательно развивается и для всех республик ЦА ему нет альтернативы, есть основания полагать, что в ближнесрочной перспективе эти разногласия будут урегулированы.

Кыргызстан находится сейчас в достаточно сильном международном договорно-правовом поле, фактически исключающем вооруженное нападение сопредельных государств или мировых держав и коалиций. С одной стороны, существует Договор о коллективной безопасности стран СНГ, а с другой — устойчивое, поступательное развитие отношений с США и      НАТО, а также участие в Шанхайской организации сотрудничества. К тому же гарантией ненападения является и активное содействие проведению глобальной антитеррористической кампании, одним из факторов которого является размещение в аэропорту «Манас» сил Пентагона и ISAF. В условиях сохранения Кыргызской Республикой нынешнего внешнеполитического курса на развитие и углубление межгосударственных отношений, прежде всего с ведущими  странами мира, усиление для КР внешней военной опасности в    среднесрочной перспективе (2-4 года) представляется маловероятным.

 

Чтобы локальное  не стало глобальным…

Вместе с тем, повторимся, существует опасность вовлечения Кыргызстана в локальные конфликты, источниками которых могут стать обострение внутриполитической обстановки в Узбекистане или Таджикистане, неурегулированность водно-земельных вопросов с соседними республиками, неконтролируемый поток возможных беженцев в случае хаоса, проникновение  вооруженных оппозиционных групп из-за кордона и т.д.

Ситуация на немаркированных участках госграницы представляется, пожалуй, самой реальной на сегодня угрозой. Особенно в Баткенской области, свидетельством чему служит ряд последних инцидентов вблизи анклава Сох, повлекших беспорядки, захват заложников, нападения на стражей правопорядка и даже гибель мирных граждан. Там есть сотни спорных гектаров пашни, охотугодий, пастбищ, водоканалов, месторождений полезных ископаемых…

Поэтому вновь актуализировалась тема реконструкции дорог в объезд Сохского района Ферганской области Республики Узбекистан, состоящего из 19 населенных пунктов и полностью окруженного землями КР. Это один из  двух анклавов РУз на территории Кыргызстана, наряду с крохотным курортным Шахимарданом. Площадь района — 352 км2. Численность населения — около 60 тысяч  человек, в основном занятых подсобным хозяйством, а также выпасом скота, причем зачастую на территориях, которые кыргызская сторона считает своими. Отсюда частые стычки чабанов и дехкан.

Так вот, вопрос с анклавом, где расположены крупные воинские соединения Вооруженных сил РУз,  безуспешно пытались решить и  экс-президент Акаев, и беглый Бакиев. В 2000 году даже выдвигалась идея создания коридора для воссоединения Соха с территориальным Узбекистаном. Но эти попытки не увенчались успехом, так как противоречили интересам Кыргызстана, ведь из-за этого целый ряд районов Баткенского края мог остаться в фактической изоляции.

Выход только один — проложить современную объездную трассу, потому что сейчас, дабы попасть в облцентр Баткен и на другие наши земли, приходится преодолевать с десяток километров по территории чужого государства, где действует особый режим! Кстати, многие из власть имущих, посещавших эту область, считали сие унизительным и потому прибывали из Бишкека прямо по воздуху — на аэродром в Баткене. Но как быть простым жителям, не имеющим денег на авиабилеты, к тому же если единственный местный аэропорт работает с перебоями? Так что рано или поздно вопрос с объездом решать придется. Кстати, по экспертным оценкам, цена вопроса в госмасштабе не так уж и велика — порядка 230 миллионов сомов. Неужели в Бишкеке, где так любят говорить о «незыблемости наших рубежей» и «заботе о жителях регионов», не могут изыскать эти средства?

Дело дошло до того, что один из бывших председателей  Баткенской облгосадминистрации Мамат Айбалаев даже предложил вооружить баткенцев для дачи отпора в случае конфликтов! Однако эта затея могла запросто привести к эскалации насилия, новым жертвам и, чем черт не шутит, военному вторжению Ташкента для защиты своих сограждан в Сохе…

И все-таки экономика первична!

Проблема анклавов и эксклавов не может решаться с позиции силы. Только грамотно выстроенная дипломатия, личный авторитет среди местных общин и умелые мирные переговоры могут привести к стабильности. Причем контакты должны быть паритетными и многоступенчатыми, когда аким договаривается с хокимом, начальник милиции — со своим коллегой, ГКНБ —  с СНБ, «зеленые фуражки» между собой, губернатор — с главой области и так далее, вплоть до уровня правительства. Мосты надо наводить снизу и очень прочные, чтобы никакой сель проблем не мог их снести!

При этом надо обязательно учитывать и менталитет тамошнего люда, и геополитический расклад сил в регионе, и экономическую подоплеку многих явлений, и интересы сопредельных государств, и деятельность местных органов власти… Надо уметь со всеми находить общий язык.

То есть в области целый клубок проблем — взаимосвязанных и трудноразрешимых. И дело не только в наличии угроз, требующих международного подхода: власти Кыргызстана должны обратить в первую очередь внимание на общее бедственное положение простых баткенцев, вынужденных становиться мигрантами поневоле из-за застарелых проблем. В том числе экономических. Однако и тут масса препон. Например, главный тамошний кормилец — абрикос. Но нет достойного перерабатывающего предприятия для выпуска плодовых консервов, даже урюковые косточки можно было экспортировать во Францию для косметической отрасли, как предлагалось. Существовал и крупный винзавод, но он практически бездействует, отданный в частные руки.

То же касается и стратегических месторождений. Вот отдали в Ляйляке крупный карьер по добыче кварцевого песка одному известному в КР политику, и теперь он отгружает его вагонами в Таджикистан. Неужели мы сами не заинтересованы в использовании ценнейшего сырья для производства посуды, других промышленных целей?

Или возьмем угольные месторождения Сулюкты и Кызыл-Кии, которые были приватизированы. Сулюкта еще хранит в своих недрах более 25 миллионов тонн горючего камня. Причем высококачественного, теплоемкого, почти не дающего золы. Но жителям многих регионов КР он недоступен. Зато там вгрызаются в землю самодеятельные старатели, называемые «апачи», которые, к слову, ежеминутно рискуют быть погребенными заживо. Насквозь изрытый пласт с ослабленными сводами при любом подземном толчке или оползне превращает шурфы в склепы для «краснокожих»… Незаконным способом добывают энтузиасты и драгоценные рубины возле Геравшина.

Есть в Баткене и золотые прииски, в частности месторождение «Апрельское» выше села Катран, однако из-за козней местных конкурентов россияне так и не приступили к работе. Представляете, и сами добыть не можем, и другим не даем! Либо, как в случае с Бургондинским нефтегазовым массивом, не в силах добиться от Узбекистана возврата нам этого богатейшего углеводородного участка… В Кадамджае есть сурьма, а в Айдаркене — ртуть. Однако насколько существенен  сейчас вклад этих объектов в казну Кыргызстана —  вопрос…

Короче, проблем масса. Поэтому наши власти должны решать все эти задачи незамедлительно, так как политически и экономически обессиленные регионы могут в первую очередь стать жертвой различных вызовов и угроз со стороны.

Безусловно, кое-какие меры в рамках новой доктрины уже принимаются. К примеру, глава кабмина Жанторо Сатыбалдиев провел совещание по вопросу улучшения инфраструктуры приграничных айылов и кишлаков Баткенского района. Для строительства дорог, ФАПов, погранзаставы, возведения  водозаборного сооружения, установления столбов для электролиний и на иные цели предусмотрено 370 млн. сомов, из которых треть суммы уже освоена.

Кроме того, протянуты  первые километры заградсооружений вокруг анклава Сох.  По словам и. о. председателя Государственной пограничной службы Таалайбека Усубалиева, общая протяженность  колючей ограды составит 134 км.  На это потребуется только в этом году, согласно данным  статс-секретаря Министерства финансов Алмаза Бакетаева, 45 млн. сомов. Еще столько же надо будет выделить в будущем году. Инженерные работы должны быть завершены до 2015-го. Конечно, возведение такой стены — отнюдь не панацея. Однако на первых этапах подобное решение проблемы, может, и есть некий выход…

Канат ИБРАЕВ.

 




« (Previous News)



Добавить комментарий