Main Menu

“ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА” РАХМАНКУЛА. В восточной части Турции, недалеко от озера Ван, живут этнические кыргызы, потомки мургабских кыргызов

Сегодня наших соотечественников можно встретить во многих странах мира. Одни уезжают в поисках работы, образования и тем самым формируют армию кыргызстанских мигрантов за рубежом, другие покидают насиженные места из-за политических и религиозных убеждений и обретают совсем иные статусы. 
Появление кыргызской диаспоры в Турции, которая насчитывает  сегодня около 3 500 человек, имеет неординарную историю, связанную с именем хана Рахманкула. Жалеют ли эти люди о том, что когда-то покинули землю предков, став народом-диссидентом? Каково живется им сегодня  в стране, которая в рамках так называемого  нового османизма реализует политику этнического и религиозного плюрализма? Какие проблемы их волнуют и каким образом они адаптируются к процессам современной глобализации?  На  эти и другие вопросы нам удалось найти ответы во время  антропологической практики студентов 3-го курса  АУЦА, прошедшей в конце мая-начале июня в Турции.  Поездка стала возможной прежде всего благодаря непосредственной поддержке администрации и президента университета Эндрю Вахтеля.

Женщины в с. Улуу ПамирМестом компактного проживания потомков Рахманкула и перебравшихся вместе с ним из Пакистана племен является с. Улуу Памир, которое находится в восточной части Турции, а точнее, в районе знаменитого озера Ван. Посетив их селение и дома, мы поймали себя на мысли, что именно здесь зримо и незримо столкнулись две цивилизации: традиционно-архаичная и современно-индустриальная. С одной стороны —  кочевье, запах навоза, обряды, одежда и даже говор (когда  ванцы вели речь на кыргызском языке), а с другой  — дома с евроремонтом, компьютер, Интернет, знание турецкого языка… Вместе взятое, это отражает  картину  как будто бы безобидного столкновения двух миров.  Однако миграция из села, отсутствие работы, пессимистическое настроение молодежи  как раз-таки являются последствиями все же болезненного притирания друг к другу старого и нового.дои после ремонта в с. Улуу Памир
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Рахманкул  (1913-1990 гг.) — сын Джапаркула, бывшего тысячника кокандского  хана Худояра. Не смирившись с приходом Советской власти, Джапаркул увел большую группу кыргызских племен, проживавших на территории нынешней Горно-Бадахшанской области Таджикистана,  в так называемый Ваханский  коридор Афганского Памира. В 1938 году, после смерти отца,  Рахманкул был провозглашен ханом  всех афганских кыргызов. В 1964 году он стал почётным членом Лойя Джирга — парламента Афганистана, тогда же получил должность шахского наместника. Владел несметными стадами овец, яков, лошадей и верблюдов, контролировал также караванные пути и торговлю через Афганский Памир. После революции 1978 г., когда страна взяла курс на построение социализма, Рахманкул, опасаясь коллективизации и репрессий, вместе с поддерживавшими его людьми бежал в Пакистан. Оттуда вместе  с семьей и окружением (около 300 семей) перебрался в 1982 г. в Турцию,  которая предоставила им политическое убежище и поселила в провинции Ван.
кизяк-топливо на зиму.с. Улуу ПамирРоль хана Рахманкула в истории Кыргызстана оценивается по-разному. Одни исследователи называют его “разрушителем  целостности народа”  и “антигероем”. Другие, напротив, считают правителем с высоким чувством ответственности. Правительство Кыргызстана приняло решение отметить в этом году его 100-летие на государственном уровне, планирует провести осенью  большую международную конференцию, посвященную ему. украшение на стену в доме. с. Улуу Памир
Для этнических кыргызов Турции их хан является бесстрашным героем и мудрым вождем. Переступая  порог их домов, в первую очередь слышишь  имя  Рахманкула, его фотографии висят на почетном месте. Атавизм родоплеменного вождизма проявляется и в том, что, когда мы посетили кыргызскую семью в Стамбуле, туда пришел один из сыновей Рахманкула, и все родственники, включая женщин, поочередно стали целовать  ему  руку.
В Турции кыргызскую диаспору называют «памирскими кыргызами». Так именуют себя и они сами, что, по их мнению, наиболее точно отражает корни. Определение «ванские кыргызы» они воспринимают несколько по-иному, так как озеро Ван не является родиной  предков. Курды, ближайшие  соседи, называют их «афганскими кыргызами», что вызывает у памирцев негодование. Они считают, что те делают это намеренно. Однако, как отмечали в разговоре с нами жители Улуу Памира,  сегодня неприязнь  между ними и курдами заметно уменьшилась в связи с более стабильной политической обстановкой и торговлей. К примеру, курды покупают у кыргызов овец и молоко.
IMG_1862По данным мухтара (главы сельской управы)  Касымбека Варол Шакир уулу, на январь 2013 г. в Улуу Памире проживали 1 713 человек,  из них 864 — мужчины, 849 —  женщины. За последние три года  численность жителей сократилась  на 487 человек, и причиной тому являются следующие  обстоятельства. Во-первых, отсутствие стабильной работы. Если раньше основными занятиями населения были скотоводство и несение военной службы по защите границ от курдских сепаратистов, то сегодня в связи с  урегулированием вопросов безопасности и снижением угрозы курдского терроризма кыргызские стражи мира в восточной части Турции стали не особо востребованны. Около десятка семей занимаются разведением скота, которого не так уж и много в индивидуальном хозяйстве. К примеру, одна семья имеет около сорока овец, и одна — две  коровы. Ванские кыргызы, а точнее памирские, уехавшие в Стамбул, Анкару и Малатию, в основном заняты  мелкой торговлей или в цехах по выделке животноводческого сырья и изготовлению фурнитуры для верхней одежды.
ВЗГЛЯД
В истории нашего Отечества есть люди, поступки которых меняли жизнь и мировоззрение многих. К таковым, на мой взгляд, можно отнести и хана Рахманкула.  Он  выбрал то, что счел меньшим злом для народа и себя самого. «Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу», — говорил Мао Цзэдун.  В поисках свободы Рахманкул действительно  дал сородичам и будущему поколению возможность строить собственное будущее,  свою «ветряную мельницу».
Чолпон Турдалиева.
Семья ванских кыргызов в СтамбулеСтолкновение цивилизаций очевиднее всего  отражается в  брачно-семейной сфере.  В результате миграции и последующей ремиграции из Афганистана в Пакистан и затем в Турцию, а также под влиянием глобализационных процессов традиции претерпели значительные изменения. На Памире практиковались два типа брака — моногамия (единобрачие)  и полигамия (многобрачие), хотя последняя чаще наблюдалась среди родоплеменной кочевой элиты. Так, у хана Рахманкула были четыре жены. Поскольку  первая  оказалась бездетной, то он женился во второй раз, затем в третий и четвертый. К примеру, супруга старшего сына Рахманкула от второй жены — Тургун-апа, 67 лет проживающая со своими детьми и внуками в Стамбуле, вышла замуж в 15 лет. школьницы в с. Улуу Памир
В кочевом патриархальном обществе и в условиях отсутствия домашнего рабства кыргызская женщина являлась основным работником в хозяйстве. С другой стороны, через  полигамию проявлялись власть и могущество мужчины, мужское эго. Количество жен усиливало социальный статус хана, и его жены в определенной мере были такими же атрибутом власти, как  белая кошма, на которой восседал сам правитель. Кроме этого, через жен обеспечивалась связь с многочисленными родственниками и сородичами. В целом у кочевых кыргызов многоженство являлось особой стратегией выживания и развития экономики и общества.
 Однако жизнь в условиях Пакистана, ставшего  на короткое время убежищем, повлияла на расклад. Непривычно жаркий климат, прекращение кочевого хозяйства, обнищание, эпидемии, высокая  смертность среди рожениц и младенцев привели к сокращению числа полигамных браков. После миграции в Турцию таковые практически исчезли. Во всяком случае, из опрошенных  нами женатых мужчин никто  не имел более одной жены. Но дело не только в экономических факторах. Женщины стали  увереннее в своих правах. К примеру, четвертая жена  хана Рахманкула не дала ему согласия на пятый брак. Кроме этого, по законодательству Турции многоженство запрещено. Однако в разговорах мужчин все же  была некая ностальгия: мол, многоженство являлось древней кыргызской традицией и жаль, что отсутствие материального достатка не позволяет  жениться во второй раз.
цех ванских кыргызов в Стамбуле по дизайну украшений на одеждуПрактически исчезли и ранние браки.  Во-первых, Гражданский кодекс Турции запрещает замужество и женитьбу  ранее 17 лет, во-вторых, национальная программа здравоохранения предусматривает комплекс мер по охране репродуктивного здоровья  и планированию семьи.  В среднем в Улуу Памире выходят замуж  в 18-23 года, а женятся в 20-26 лет. Молодых мам после рождения одного-двоих детей обучают планированию семьи и бесплатно раздают им средства контрацепции. Как отмечает министр здравоохранения Турции: «…индикаторы репродуктивного здоровья в стране отражают тот факт, что уровень смертности детей на первом году жизни в прошлом прогрессировал (к примеру, в 1960 году на 1 000 детей приходилось 200 смертей). Теперь — 20 смертных случаев на 1 000 детей». Особенно высоким был уровень смертности  среди детей и рожениц  в юго-восточной  части страны, включая  районы, где проживают кыргызы.
юрта в с. Улуу ПамирКак женятся и выходят замуж памирские-ванские девушки и парни? Если жители старше 45-50 лет  в основном  заключали брак по договоренности родителей, то среди их односельчан 30-35 лет есть случаи создания семей как по решению родителей, так и  по любви. А  из  восьми опрошенных нами семей 18-28 лет  только в двух из них выбор  сделан родителями. Ни один из улуупамирцев не припомнил случая, чтобы кто-то умыкнул невесту,  — это считалось бы позором не только для семьи, но и для всего рода  и племени. Таким образом, подтверждается мнение ряда исследователей, в том числе американского профессора Рассела Клейнбаха,  радикального противника алакачуу,  что похищение невесты никогда не являлось традицией у кыргызов и по сути это серьезное преступление.
Наряду с браком по согласию родителей, а также по собственному выбору и любви у памирских кыргызов  практиковались браки по решению самого Рахманкул хана. Мы встретили две семьи, которые были созданы по его воле.
встреча двух поколений с. Улуу ПамирПамирские кыргызы заключали и продолжают заключать браки между племенами, т. е. экзогамные, что в целом органично связано с их родоплеменной структурой. Однако брак внутри племени запрещается. В связи с миграцией в другие города Турции и даже страны (в Кыргызстане, например, проживают и учатся 8 этнических кыргызов из Турции) брачный рынок расширяется. К слову,  несколько памирцев женаты на кыргызках из Кыргызстана и турчанках. Но в основном это касается ребят. Очень немногие из памирских девушек выходят замуж за мужчин из Кыргызстана или турков. Как правило, семьи создаются в пределах родового гнезда, т. е. села Улуу Памир.
В целом поездка  в Ван располагает к выводу, что кыргызы в Турции, пусть немногочисленные, стараются сохранять свою этнокультурную идентичность, включающую  язык, одежду, пищу, традиции и обряды. Но в условиях миграции молодежи,  влияния  городской культуры, Интернета и т. д. сохранять и передавать все это становится все труднее.
Чолпон ТУРДАЛИЕВА,
доктор исторических наук, профессор АУЦА;
Айжамал МАРАТ,
студентка магистратуры  Стамбульского университета.
Фото Чолпон 
ТУРДАЛИЕВОЙ.





Добавить комментарий