Main Menu

ЧУЙСКИЕ РАССВЕТЫ АЛЕКСАНДРА ШТАНЬКО

«Первую сессию депутатов Грозденского айыльного  кенеша Аламудунского района открывает старейший депутат, ветеран труда Александр Штанько!».  
Не в первый раз Александр Ефимович слышал такие слова. И он  обращался с приветственным словом к депутатам нового созыва, но волнение при этом было всегда. Штанько говорит об огромной ответственности народных избранников перед теми, кто голосовал за них. 

1Из автобиографии Александра Штанько: «Я родился 4 мая 1947 года в Оше, куда мой отец прибыл из Воронежской области, он был слесарем-ремонтником первых советских автомашин. Мать трудилась на очень тяжелых работах. В семье было трое детей. В 1956 году я окончил вечернюю школу, днем работал слесарем, в 1970-м окончил Кыргызский государственный сельскохозяйственный институт им. К. Скрябина по специальности “инженер-гидротехник».
Автобиография обычно отражает  только главные этапы жизни человека. Подробности  мы выясняли, беседуя с Александром Ефимовичем.
Ключевые моменты трудовой биографии таковы: главный инженер Аламудунского УОС, затем его руководитель, заместитель главы Аламудунского райисполкома, позже его председатель,  генеральный директор агропромышленного комбината «Киргизия». Менялись должности, но сохранялась суть работы, которой всегда нужно было отдаваться целиком, используя все знания, силы и время. Это были 70-80-е годы. Александр Ефимович оценивает их как период величайшего  напряжения и в то же время огромного морального удовлетворения. Он относит себя к поколению, которое знало цену короткому, но емкому слову «надо», перед которым отступало  все личное,  а чувство долга становилось натурой человека.
Штанько в своей работе довелось встречаться с крупнейшими  хозяйственниками республики. В те годы зарождались целые отрасли промышленности, брало разбег социалистическое соревнование. Это было как продолжение революции — в умах, сердцах, судьбах и  стало зримыми вехами его собственной жизни.
В каждой семье складываются свой распорядок и уклад. У Штанько день начинается рано. Уходит  на учебу сын-студент. Спешит по хозяйственным  делам жена Вера Львовна. Сам Александр Ефимович ранние утренние часы всегда считал лучшим временем для работы. Летом любимые им чуйские рассветы наступают очень рано.
Земли крестьянского хозяйства, которому в 2011 году дали название «Житница», тянутся широкой светлой полосой от Ат-Башинского канала к Васильевскому шоссе. С гор сбегают три реки-«сестры» с бурным характером — Чуй, Аламудун, Ала-Арча. Когда А. Штанько стал главой этого хозяйства, то не один год потратил, чтобы найти тот главный рычаг, который мог бы поднять его. В напряженных поисках он его все-таки нашел. Таким рычагом стало выращивание пшеницы и ячменя на семена. Для этого больших по площади полей не требовалось. А отрасль оказалась весьма доходной и смогла заинтересовать сельчан-земледельцев. Они видели, что глава хозяйства для дела  себя не жалеет, деньги считать умеет, в людях разбирается, и крестьяне поверили ему.
Глава «Житницы» не прикрывался статусом семеноводческого хозяйства и не бросался в новое дело очертя голову, как многие в те смутные годы. Он основательно изучил небольшой, но уже существующий опыт, побывал на республиканском семинаре, подготовил людей и отвел под пшеницу орошаемые  земли хозяйства. С каждого гектара в хозяйстве получили по 50 центнеров зерна. В тот урожайный год международный проект закупил у Штанько 500 тонн семян. Сейчас крестьянское хозяйство «Житница» — известная среди хлеборобов фирма. Ее семенами ежегодно засеивают тысячи гектаров земель севера и юга республики. Это уже масштабный и большой успех, с которого начиналось восхождение коллектива и его руководителя.
Только не было это восхождением с триумфальным маршем. Каждый шаг  давался с трудом,  в жестких условиях рыночной конкуренции. И дело  не только в том, чтобы  затраты хозяйства окупились. Нужно, чтобы  победил принцип Штанько: решая сегодняшние проблемы, уверенно смотреть в завтрашний день. Это, пожалуй, одна из главных заповедей Александра Ефимовича.  Он умеет идти в ногу со временем, опровергая своей жизнью и работой расхожую формулу: пожилой человек — значит, консерватор. Штанько всегда  затевает что-то новое.  Казалось бы, пошла хорошо сортовая пшеница, снимай урожай за урожаем и радуйся, но Александр Штанько  привык ставить дело на широкую ногу, двигаться вперед.
Немало разных пересудов вызвало  в свое время создание цеха по выращиванию кур. Но Александр Ефимович упрямо гнул свою линию, основанную на точных расчетах. И оказался прав, как всегда: нынче продукция птицецеха составляет два с половиной миллиона штук яиц. Экономика! Прибыли стали большими, а производственная деятельность «Житницы» перспективной. На затраты здесь не скупятся, если точен расчет и есть вера в удачу.
  Каждый раз глава хозяйства и его специалисты ведут настоящий «мозговой штурм». Штанько так же хорошо умеет стимулировать  рождение свежих идей, как и увлекать собственными замыслами.
Друг и единомышленник главы хозяйства Касым Бегматов работает с нашим героем с первого дня «Житницы». Как в самом себе, Штанько уверен и в главном инженере Александре Реппе, и в ветеринарном технике Самате Осмоналиеве, видит он опору также в своих заместителях и бригадирах. Кстати, в хозяйстве трудится «полный интернационал».
Беседовать с Александром Ефимовичем необычайно интересно. Заслуженный работник сельского хозяйства Кыргызской Республики  Штанько — человек сдержанный, даже тихий, но весьма эмоциональный, особенно если предмет  разговора его очень волнует. А волнуют его проблемы кыргызского села. «Никак не возьму в толк, — говорит глава «Житницы», — почему мы столь неэффективно используем свои сельскохозяйственные угодья, особенно пастбища?»
К мыслям о будущем села, молодежи Александр Ефимович возвращается вновь и вновь во время беседы. Для Штанько характерно рассматривать  проблему широко, примеряя к своему опыту. Что не по силам решить самим, надо выправлять в районном, а то и в государственном масштабе. У нас  традиционно было развито отгонное животноводство. Пастбища в горах замечательные, зато чабанов сегодня нехватка. Профессия эта, конечно, нелегкая. На «мерседесах» овец в горах пасти не будешь. Но  проблемы села решает именно эта профессия. Чабан, как снайпер, он  — вроде один, но за ним решение социальных проблем кыргызского села, на нем благополучие народа. Так надо стимулировать восстановление авторитета этой ключевой в Кыргызстане  профессии, чтобы и молодые люди перенимали здесь трудовую эстафету. Надо  для этого совершенствовать условия жизни и труда современного пастуха.
 Трудный пост Штанько, что долгие годы несет он на своих плечах, — нелегкая ноша. Впрочем, ему не привыкать. Он был депутатом парламента республики,  дважды Александр Ефимович избирался  в Чуйский областной кенеш, четыре созыва работал в составе Аламудунского районного и Грозденского айыльного кенеша.  Штанько никогда и ни в чем не давал себе послаблений. Если наваливается усталость, об этом знают лишь самые близкие. Он верит людям и доволен своими помощниками, но собственную ответственность ни на кого перекладывать не собирается! Иначе просто не умеет. По должности, по натуре своей он — вперед смотрящий. И, как в годы советских пятилеток, когда на рабочих собраниях принимались решения «считать себя мобилизованными», Александр Штанько и сегодня считает себя мобилизованным на реализацию политики Президента  КР по устойчивому экономическому развитию страны.
Калыс ИШИМКАНОВ.
На фото: А. Штанько.






Добавить комментарий