Main Menu

Медиация — путь диалога

Медиация — общепризнанная в мире форма разрешения назревающих конфликтов. Похоже, мы, кыргызстанцы, очень нуждаемся в таких специалистах-медиаторах …

1Мало какое общество (государство) может похвастать бесконфликтной жизнью. Наше же (особенно в последнее десятилетие) почти увлечено перманентными протестами, митингами, спорами и конфликтами. Слава Всевышнему, не всегда они заходят в тупик, но сам по себе конфликт — штука, прямо скажем, неприятная. Однако есть и хорошая «новость». В мире давно и успешно действуют профессионалы медиации — посредники в конфликтах. Такие специалисты работают и в Кыргызстане. На их счету уже есть реальные примеры успешного разрешения предкризисных ситуаций.

 

Третий поможет нам

Медиаторы утверждают, что спорные ситуации между людьми, группами или сообществами можно разрешить еще на той стадии, когда они не имеют крайней степени обострения. Но если переговоры по разным причинам не помогают и стороны не могут достичь соглашения, то на помощь им может прийти медиатор. Собственно медиация — это технология урегулирования споров с участием третьей, нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны. Как и всякая технология, медиация имеет определенные условия, правила ведения, очередность действий и основывается на добровольности, конфиденциальности, взаимоуважении,    равноправии сторон и прозрачности процедур. Медиация — это внесудебная, наиболее мягкая форма разрешения споров. Задача медиатора — выработать взаимовыгодное и жизнеспособное решение.

Но перейдем к иллюстрации такой работы реальным примером из жизни одного из сообществ нашей страны. Мы не конкретизируем (по просьбе профессионалов), где именно произошел описываемый спор, но заверяем, что ситуация имела место быть.

 

Предыстория

Этот конфликт зародился в одном из отдаленных кыргызских сел в 2010 году, когда  горнодобывающая компания, работавшая неподалеку на протяжении последних  шести-семи лет, начала проводить новую плановую геологоразведку. В проект таких работ входило и строительство дороги к месторождению алюминия, залежи которого  находились в горах.

Жители близлежащего и двух соседних сел (населенный пункт был километрах в пяти от месторождения) посчитали, что геологоразведочная компания наносит непоправимый урон природе, а ее деятельность грозит экологическим ущербом. Обстановка постепенно накалялась, и вскоре сельчане вышли на акции протеста. Начались первые стычки с рабочими компании-инвестора. Дошло до того, что местное население изгнало их вовсе. Спустя какое-то время рабочие вернулись и продолжили трудиться.

Но в мае 2011-го вновь начали звучать возмущения жителей всех трех сел. К осени (в октябре) протестные акции вспыхнули с новой силой, а лидеры местных сообществ обратились в районную администрацию. Они потребовали, чтобы компания прекратила свою работу и власти запретили ее деятельность. Тогда на встречу с жителями сел приехал районный аким. Этот шаг местной власти вполне можно расценить как первый шаг к процессу медиации. Во всяком случае, были определены главные проблемы, которые тревожили жителей сел. Оказалось, что это нехватка питьевой воды, безработица, требовались ремонт школы в одном из сел и строительство ФАПа (фельдшерско-акушерского пункта) в другом. Аким договорился с населением о проведении общего сельского схода, чтобы озвучить эти проблемы перед всеми жителями.

На айыльный сход пригласили и представителей компании, невольно ставшей яблоком раздора. Выслушав претензии сельчан, руководство компании взяло на себя обязательство помочь в их разрешении. Кроме того, инвестор выразил готовность обучить местную молодежь, чтобы она могла трудиться на алюминиевом руднике.

 

Когда нужен посредник?

Заметьте, когда стало ясно, что акции протестов местных жителей будут продолжаться и дальше, что без третьей стороны, способной найти компромисс, тут не обойтись, к своей работе приступил медиатор. Он не является одной из сторон спора и не представляет какую-то из них. Медиатор не выносит решения по предмету конфликта, а только способствует тому, чтобы стороны спора пришли к взаимоприемлемым, устраивающим их условиям. При этом медиатор действует в обстановке относительного мира, но никак не во время горячей стадии кризиса. В этом плане для него важно тщательно изучить ситуацию, законодательство, собрать достоверную информацию и знать позиции сторон.

Так, поговорив с сельчанами, в нашем примере медиаторы выяснили, что у них нет истинной информации о деятельности добывающей компании, работавшей на территории их проживания. Оказалось, что экологическая экспертиза, которая располагала бы данными об угрозе их жизни и здоровью в результате деятельности этой компании, не проводилась. Решено было создать из числа жителей всех трех сел инициативную группу, которая теперь отвечала за организацию встреч, сельских сходов, в которых в обязательном порядке участвовали и представители компании-разработчика.

Медиатор же выступал только в роли посредника по урегулированию конфликта. Понятно, что как лицо незаинтересованное он работает со всеми сторонами спора, оставаясь обособленным, объективным и беспристрастным. Профессиональный медиатор не управляет содержанием обсуждений, его единственная цель — найти  взаимоприемлемое решение, в одинаковой мере удовлетворяющее всех. Спорщики сами должны найти компромисс, принять и нести за него ответственность.

 

Когда стол «круглый»?

Усаживая спорящие стороны за стол переговоров, медиатор сразу предупреждает, что он здесь — нейтральный человек, не может советовать, давать рекомендаций или делать выводы. Но может помочь через доверительный диалог прийти к компромиссу.

В нашем примере из реальной жизни потребовалось две встречи с участием всех сторон (в том числе представителей районной администрации), чтобы найти выход из ситуации. Во втором раунде переговоров принял участие и губернатор области.

Время потребовалось еще потому, что переговорщики изучили все необходимые документы, сформировали и выдвинули свои аргументы «за» и «против». То же имела возможность сделать и геологоразведочная компания. Сельчане же получили полную информацию о том, чем именно занимается компания, к которой у них оказалось предвзятое отношение, основанное только на непроверенных слухах. В результате диалога и добросовестного изучения фактов стороны пришли к соглашению.

Выяснилось, что месторождение приносит местному населению и региону очевидную выгоду! Разработчик не наносит экологического ущерба, и экспертиза это подтвердила. Таким образом, местное население дало «добро» на дальнейшее проведение геологоразведочных работ. Люди пообещали не препятствовать больше их работе, более того, согласились поставлять инвестору продовольственные товары.

Компания-разработчик в свою очередь взяла на себя обязательства и выделила 1 млн. 200 тысяч сомов на улучшение инфраструктуры сел, за год-два взялась построить сельчанам школу и даже оплатить контракт студентов, обучающихся в вузах КР по горнодобывающим специальностям. Инвестор также взял работать на рудник около ста  местных жителей, которым не требуется специальная подготовка в области геологии или геологоразведки.

В свою очередь органы местного самоуправления обязались пригласить независимого эксперта, который организует семинар по повышению правовой грамотности местного сообщества. Этот пункт появился потому, что медиатор отметил низкий уровень юридических знаний сельских жителей. Ему также пришлось столкнуться с распространением необоснованных слухов,  отсутствием у населения доверия к местной власти,  огульными обвинениями жителями чиновников в коррумпированности, а компании — в подкупе местной власти. Надо признать, что в начале переговорного процесса сельчане не очень-то доверяли и самому медиатору.

 

Мир, который сохранили все

А что же сейчас с теми селами и инвестором? Горнодобывающая компания работает и планомерно выполняет данные сельчанам обещания. К слову, все обязательства сторон были запротоколированы и подписаны участниками переговоров. Конфликт больше не возникал, а мониторинг исполнения принятых решений систематически проводится обеими сторонами.

Это только один из примеров успешного разрешения конфликта путем профессиональной медиации. Но в силах кыргызстанцев пополнять такой список примерами из собственных реалий. Тем более  уже сотни людей в Кыргызстане прошли обучение медиации на специальных курсах. И они готовы стать вашими посредниками, если вам нужна их помощь.

Подготовила Чинара АСАНОВА.







Добавить комментарий