Main Menu

ЛЕТОПИСЕЦ АПОСТОЛА МАТФЕЯ

В Бишкеке опубликована книга историка Александра Камышева — автора гипотезы, предполагающей, что одно из древнейших строений Кыргызстана Таш-Рабат — это, возможно, знаменитый древний монастырь братьев армян, где по преданию хранились мощи святого апостола и евангелиста Матфея. 

Александр Михайлович Камышев известен в Киргизии как учёный-историк, читающий авторский курс в одном из престижных университетов, эксперт в области антиквариата, нумизмат, обладающий солидной коллекцией, а теперь ещё и автор художественных рассказов и повестей.

Признаюсь честно, при прочтении книги «Записки кладоискателя»  появился мальчишеский азарт, захотелось, надев кирзачи и взяв со двора кайло и лопату, идти отыскивать клады, разбросанные, если верить Камышеву, по всей территории Чуйской области. Помимо того что автор обладает лёгким языком и не перегружает в известной доле книгу терминами, Камышев умеет создать сюжет и вплести в нить повествования интригу, подбавить авантюризма и юмора.

Однако основным показателем успеха является именно материал, о котором пишет историк. Вместе с канвой кладоискательства и авантюры автор включает сведения объективного исторического характера, причём подаёт это в легкой и доступной форме. И это ещё одно из достижений автора — нацеленность книги не только на художественность, но и на завуалированную дидактичность.

Говорить об оригинальности названия книги Камышева не приходится. Книги о кладоискательстве, ставшем популярным и главное — разрешённым после падения СССР, выходят довольно регулярно в России, Украине и Белоруссии. С идентичным названием вспоминаются труды В. Иванова-Смоленского (1997), Н. Соловьёва (2001) и некоторых других.  Коренным отличием камышевской книги не является вынос на первый план поисков кладов и методик обнаружения древних ценностей, практических советов по использованию металлоискателей и очистке древнего металла от коррозии, способов легальной и не совсем продажи кладов и т.д., что характерно для всех книг этой тематики. Во главу угла Камышев ставит  исторические данные, которые способен открыть миру случайно найденный при вспахивании поля бронзовый Будда или басмаческий клад, зарытый после революции 17-го года.

Однако вполне возможно, что автор намеренно использует титул «Записки кладоискателя», отсылая читателя к весьма известной книге, имевшей многомиллионный тираж. Вспоминается  знаменитый роман академика Владимира Афанасьевича Обручева «В дебрях Центральной Азии (записки кладоискателя)», вышедший в 1950 году. Академик Владимир Обручев  известен в первую очередь большинству читателей  тремя  научно-фантастическими романами — «Земля Санникова», «Плутония» и вышеназванной книгой. Обручев, основываясь на многочисленных сведениях, почерпнутых из собственных экспедиций по Центральной Азии и экспедиционных материалов других русских путешественников, опубликовал роман, в котором приключения смешиваются с историей и при этом даются уникальные сведения по истории малоизученного края.

Думается, что немало мальчишек и девчонок пошли в своё время, прочитав эту книгу и заболев духом авантюры, на исторические факультеты во всём СССР, став археологами и служителями музы Клио. Интересное совпадение, что и академик Обручев, и нумизмат Камышев по первой профессии являются геологами и уж потом — историками. Уступая обручевской книге по фактологическому массиву исторических данных и цельности повествования отдельных рассказов, «Записки кладоискателя» стоят на степень выше множества местных опубликованных книг, в грифе которых специально отмечено, что они предназначаются для подросткового возраста.

В увлекательной форме Камышев рассказывает  об истории Средней Азии на протяжении двух тысяч лет. Мало кому известно, что около полутора тысяч лет назад на территории современного Бишкека располагался христианский город Тарсакент, о чём можно судить по находкам кайраков с изображениями крестов. Известные легенды о башне Бурана, которая якобы служила местом заточения дочери хана с целью её сбережения от проклятия, объясняются  нахождением там города Баласагуна, ставшего родиной философа Юсуфа Баласагунского и разрушенного ордами Чингисхана. Не раз Камышев призывает в  книге сохранить древние городища — следы Великого Шёлкового пути —  от разрушения не только временем и погодой, но и чёрными археологами.

Помимо фундаментальных исторических сведений о Средней Азии, Александр Камышев приводит немало собственных гипотез и предположений.  Так, стало сенсацией его предположение о точном месте нахождения в Киргизии древнего армянского монастыря, где по преданию хранились мощи евангелиста Матфея. Первым, выдвинувшим эту гипотезу в конце XIX века, был Пётр Семёнов-Тяншанский, который на Каталонской карте мира нашёл упоминание о данном монастыре и находящихся в нём мощах рядом с Иссык-Кулем. Организовав экспедицию, географ не смог найти следы христианского монастыря. Однако постепенно данные не только о проживании в Киргизии  отдельных христиан, но и о существовании древних городов, большинство жителей которых были апологетами Христа,  стали обосновываться всё большим количеством фактов. В начале 2000-х годов была организована экспедиция из США для поиска культового строения под водами Иссык-Куля. Однако неожиданно Камышев предположил, что монастырь исследователям  известен давно, но никто не идентифицировал его как христианское строение. В высокогорной области Киргизии есть каменное сооружение Таш-Рабат, предназначение которого до сих пор было неизвестно. Именно его и назвал Камышев в качестве возможного места древнего монастыря, а следовательно, и захоронения мощей евангелиста Матфея.

Есть в книге и несколько произведений, в которых дух авантюризма отступает и доминирующей становится тема любви. Однако они, безусловно, уступают по своему художественному уровню и оригинальности. Написать по-новому о любви в современное время после Куприна и Тургенева столь сложно, что даже маститые писатели срезаются и впадают в банальности и повторы.

«Записки кладоискателя» —  это книга не только для подрастающего поколения. Её будет интересно взять в  руки читателю любого возраста. Доказательством этого служит уровень запрошенности рассказов Камышева в Интернет-пространстве. Произведения историка занимают одно из первых мест в кыргызском сегменте электронной сети — суммарное количество просмотров их приближается к пятнадцатитысячной отметке. И это только зарегистрированных кликов на одном сайте. Жаль только, что при потребности в 15 тысяч книг в свет вышло лишь 300 экземпляров, предназначенных для близкого круга друзей автора и случайных читателей, которым посчастливится взять в руки это издание.

Андрей РЯБЧЕНКО.

 

 

 






Добавить комментарий