Main Menu

Беспорядки были… не были?

Несмотря на то что после оправдания и освобождения депутатов Жогорку Кенеша от партии «Ата-Журт» Камчыбека Ташиева, Садыра Жапарова и Таланта Мамытова их сторонники прекратили акции протеста, ставить точку в этой истории еще рано.

— Недовольных много. Ведь это как снег на голову: мы все видели беспорядки, и вдруг суд объявляет, что в действиях подсудимых отсутствует состав преступления, — говорит руководитель общественного объединения «Мекен шейиттери» Осунбек Жамансариев.

Парламентарий Жылдызкан Джолдошова (фракция «Ата-Журт») на пленарном заседании Жогорку Кенеша в среду попросила правительство обеспечить охрану судьям Бишкекского горсуда, оправдавшим ее коллег. Якобы «неизвестные лица угрожали судье и его детям, который вынес приговор трем депутатам «Ата-Журта». Накануне в Сокулуке был избит брат одного из судей, который оправдал наших коллег» (цитата по КирТАГ). В этой связи непонятно, откуда Жылдызкан Айтибаевна узнала об этом? То есть либо судьи, либо пресс-служба Верховного суда поддерживают связь с оправданными фигурантами, что весьма необычно, или информация попала к законодательнице по другим каналам…

Как рассказал «СК» Осунбек Жамансариев, лично он не слышал о таких инцидентах, но знает о выступлении Джолдошовой и встречался с ней.

—  Она утверждает: мол, не говорила, что это члены «Мекен шейиттери» сделали. На такой шаг мы не пойдем.

На самом деле можно предположить, что угрозы были, потому что, как говорит наш собеседник, недовольных много. Однако вот одна из членов судебной коллегии, вынесшей решение, Сания Бранчаева спокойно, ничего не боясь, невредимая вышла на работу. Она дала комментарий агентству 24.kg и встретилась с представителями «Мекен шейиттери» и других общественных организаций, возмущенных приговором.

— Она участвовала при вынесении решения, но имела при этом особое мнение, то есть не поддержала приговор, — рассказал «СК» Осунбек Жамансариев.

Сания Бранчаева поведала 24.kg, что приговор вынесен под давлением людей, находившихся в зале судебного заседания и снаружи: «Когда мы были в совещательной комнате, мои коллеги предложили вынести решение в этот же день, иначе суд разнесли бы. Потом мы снова вышли в зал, выслушали последнее слово подсудимых и снова удалились в совещательную комнату для вынесения приговора. Мнения наши разошлись. Я не согласилась с оправдательным приговором, но большинством голосов было решено оправдать депутатов. Я написала по этому поводу «Особое мнение» и запечатала его в конверт. Прочитать его можно, если дело рассмотрят в Верховном суде»

— Мы пришли к тому, что напишем обращения в Совет судей с просьбой о привлечении остальных двух членов коллегии к ответственности и в Генеральную прокуратуру с просьбой рассмотреть наличие в их действиях признаков преднамеренного злоупотребления должностным положением, — сообщил Осунбек Жамансариев. — В остальном будем следовать закону и ожидать решения Верховного суда, то есть приостанавливаем акции протеста, не хотим действовать по методике сторонников подсудимых — тоже перекрывать дороги и так далее. Мы призываем всех уважать Фемиду и в то же время надеемся, что и судьи будут чтить закон и внимательно рассматривать дела. Если оценивать законность этого решения, то один только факт, что один из трех членов коллегии имел особое мнение, уже наталкивает на сомнения. Обвинения предъявлялись по статьям 295 и 297 о призывах и попытках захвата власти. Мы же все видели видеозаписи: призыв был, он подкреплен действием, была стычка с сотрудниками 9-й службы. И вдруг такое решение! Мы не имеем  неприязни к этим людям, а просто болеем за то, чтобы работал закон, переживаем за последствия.

Тем временем Генеральная прокуратура информировала, что приговор судебной коллегии Бишкекского городского суда по делу депутатов Жогорку Кенеша от партии «Ата-Журт» Камчыбека Ташиева, Садыра Жапарова и Таланта Мамытова будет обжалован в Верховном суде.

Главный надзорный орган считает, что следствием были собраны достаточные доказательства, изобличающие подсудимых в совершении преступлений: «Государственное обвинение полагает, что данный оправдательный приговор был вынесен судебной коллегией под давлением лиц, находившихся в зале судебного заседания и возле Бишкекского городского суда. Приговор не соответствует фактическим обстоятельствам и противоречит собранным органом расследования по уголовному делу доказательствам».

Садыр Жапаров дал агентству АКИpress некоторые комментарии: «Суд оправдал нас, вынес частное определение в отношении генерального прокурора Аиды Саляновой и направил его Президенту, чтобы он рассмотрел соответствие ее занимаемой должности». На вопрос, собираются ли атажуртовцы подавать в суд на нее, депутат ответил: «Мы пока не решили».

К слову, их коллега, всеми позабытый (никто не перекрывает из-за него дороги) Нариман Тюлеев, заявил (цитата по АКИpress): «Сегодня — завтра уйдут генпрокурор Аида Салянова и начальник следственной группы Жаныбек Салиев, будет создана новая комиссия, которая нас оправдает».

Тем временем джалал-абадские земляки Ташиева организуют завтра салют и гулянья в связи с его освобождением, пишет это агентство.

В среду, 19 июня, атажуртовцы пришли на заседание парламента. Им даже позволили выступить. Садыр Жапаров в который раз повторил то, что говорил и прежде. Только если раньше он заявлял, что прежде молчал о Кумторе, потому что боялся, а теперь заговорил, потому что доверяет Алмазбеку Атамбаеву, то ныне он провозгласил, что начал поднимать вопрос еще со времен премьерства Феликса Кулова. Напомним, С. Жапаров в 2008-2010 годах возглавлял Национальное агентство по предупреждению коррупции.

А еще он сказал: «Почему наш народ не выходил против судей, отпустивших Азиза Батукаева? Мы что, хуже него?».

«Мы должны односторонне выйти из соглашения», — заявил в свою очередь Камчыбек Ташиев о проекте «Кумтор».

Торага Жогорку Кенеша Асылбек Жээнбеков напомнил: «По Кумтору есть варианты решений. Мы все хотим сказать многое, но одно пожелание — работать в соответствии с законом».

Также освобожденные участники беспорядков 3 октября дали пресс-конференцию. Например, Камчыбек Ташиев заявил на ней: «Информация о том, что за решение суда было заплачено $ 300 тыс., — вранье» (цитата по АКИpress).

Отвечая на вопрос о том, есть ли у него родственники в Верховном суде, депутат отметил, что они у него по всей стране. «Я скажу спасибо своим родителям, потому что у меня 11 сестер и братьев, но я никогда не надеялся на то, что они будут решать мою судьбу. Прямых родственников в Верховном суде у меня нет», — сказал он.

Также журналисты спросили, почему депутаты не остановили своих сторонников, когда они кидали в судей бутылками и обувью. К. Ташиев отметил, что неуважения к суду не было, но если было, его сторонники должны понести наказание.

Также он опроверг, что вел телефонные переговоры с абонентами в Лондоне и Минске.

«С нашим выходом политическая ситуация в стране, конечно, изменится», — сказал он. И еще: «Если Садыру Жапарову и Таланту Мамытову не нужно кресло президента, я собираюсь достаточно законным путем свое намерение продолжать и бороться за высокий пост». По его словам, в камере в СИЗО он сидел с обвиняемым в терроризме.

На вопрос о том, пожалели ли они о том, что полезли на забор, К. Ташиев ответил, что нет. «Ни в каком случае. Мы сидели, защищая интересы государства и народа. Тюрьма для будущего очень эффективна».

Еще они заявили, что не намерены привлекать к ответственности участников следственной группы. Однако тут возникает вопрос: если состава преступления нет, значит, что-то не то со следствием, и работников, проводивших его, надо бы наказать, но если они сработали хорошо, то…

Алия МОЛДАЛИЕВА.







Добавить комментарий