Main Menu

1:0 в пользу мужчин. Стремимся к ничейному результату

Сегодня права женщин в стране ущемляются, и о равноправии полов нам пока говорить рано. Об этом заявили эксперты в ходе  «круглого стола» по обсуждению результатов мониторинга  реализации закона о гендерном равенстве Кыргызстана, который включает в себя вопросы экономических прав и возможностей представительниц прекрасного пола. 

«Как показал опрос, в основном имущество юридически оформлено на мужчин, что наглядно демонстрирует неравенство в аспекте владения домохозяйствами. Жены практически не могут принимать решения по использованию земельной доли семьи. Ущемляются их права на получение наследства. Всем владеет и распоряжается мужчина, и это показывает патриархальность стереотипов общества», — заявила эксперт по гендеру, презентатор исследования Гульнара Ибраева. Напомним, что данный отчет подготовлен экспертной группой Ассоциации в поддержку женщин-предпринимателей/WESA по заказу уполномоченного органа в сфере гендерного равенства — Министерства труда, миграции и молодежи.

Говоря о «проигрыше» женщин в процессе приватизации, специалисты отмечают и тот факт, что вопрос собственности до сих пор непрозрачен и точно определить, какому полу принадлежит лидерство, невозможно. Государственная регистрационная служба ведет учет владельцев недвижимого и движимого имущества, не разделяя их по гендерному признаку. Также невозможно сказать, представители какого пола больше всех пострадали от рейдерского захвата и национализации объектов. В столь замалчиваемой сфере нет и не может быть данных об общем количестве экс-собственников имущества. Исходя из всего этого, стоит отметить, что в целом институт частной собственности в Кыргызстане малоразвит, не получил всеобщего признания и правовой незыблемости.

Расширение экономических прав и возможностей состоит в том, чтобы дать возможность дамам реализовать себя в бизнесе. Но на практике получается, что их начинания зачастую пресекают на корню гендерные стереотипы и предупреждения в семье, обществе, государстве. Они также имеют ограниченный доступ к ресурсам — кредитам, технологиям, оборудованию и т.д. «Кроме этого, в рамках исследования гендерных аспектов рынка труда одна из респонденток рассказала, что, когда ее швейный цех стал приносить прибыль, супруг настоял на передаче прав на владение и распоряжение предприятием в его пользу. Свое решение он аргументировал тем, что жене нельзя быть финансово успешнее мужа», — заявил эксперт.

Современная судебная практика изобилует кейсами имущественных споров между супругами при разводе. К примеру, в Свердловский районный суд в 2009 году поступило 369 заявлений, в 2010-м — 491, 2011- м — 511. Однако, если посмотреть на статистику, видно, что дела о разделе недвижимости не вынесены в отдельную категорию. Между прочим, они рассматриваются лишь как последствие расторжения брака. Несмотря на то что вся собственность приобретена совместными усилиями, добытчиком и хозяином всего традиционно считается мужчина. Оспорить это женщины порой даже не стремятся, поскольку многие из них не знают о своих правах, официально не состоят в браке, боятся перечить главе семьи и т.д. А после развода остаются без гроша в кармане.

Мониторинг показал, что неравенство возможностей и дискриминация по половому признаку наблюдаются во всех сферах жизнедеятельности. При этом нет четкого механизма реализации закона, отсутствует финансирование.

В ходе работы «круглого стола» представители правительства, государственных органов, местного самоуправления, международных и общественных организаций обсудили сложившуюся ситуацию и попытались найти пути решения. Их рекомендации должны помочь в реализации Национальной стратегии достижения гендерного равенства до 2020 года и Национального плана действий на 2012-2014 годы.

Ирина КОВШОВА. 

 







Добавить комментарий