Main Menu

ДЕТИ ВОЙНЫ

Великая  Отечественная…  Горе, голод и холод, страдания и невзгоды не миновали и жителей шахтерского города Кызыл-Кии. Хочу рассказать о детях войны из одного класса кызыл-кийской  семилетней школы № 4 «Трестовской», в котором учился и автор этих строк.

В Кызыл-Кие, в глубоком тылу, вдалеке от фронта,  не по годам повзрослевшие мальчишки и девчонки ощущали на себе все тяготы войны. Но жили мы одной думой — думой о победе.

Учащиеся нашего класса писали воинам письма на фронт, вязали носки и рукавицы, шили кисеты, приносили  нехитрые вещи, необходимые для солдат, готовили посылки и отправляли их.

Пионерский отряд с небольшой  детской концертной программой регулярно посещал эвакуированный в Кызыл-Кию  военный госпиталь. Он располагался в семейном общежитии  горного техникума, ныне здание военного комиссариата. Ученики часто ходили к своим сверстникам в детдом, в котором в основном находились осиротевшие эвакуированные дети, приносили им что могли, включая даже недозрелый урюк. Детдом  располагался в глинобитной кибитке на месте нынешнего роддома. В последующем этот детдом был переведен в Молотовоабадский район, село Уч-Коргон. Существует он и поныне.

Никогда не забудутся многочасовые стояния с хлебными карточками в очереди у окошечка магазина №4. Каждому члену семьи была предписана норма в граммах. Некоторые семьи получали по одной буханке, другие по две, но были и такие, которые  получали полбулки. Величайшим  несчастьем становилась случайная потеря хлебных карточек.

Хочу назвать имена тех, о которых рассказываю. Татьяна Даниленко, класском, впоследствии учитель русского языка и литературы в школе совхоза «Кызыл-Кия». Ныне проживает в Омске. Валерий Давидович. Его бабушка Вера Яковлевна была выпускницей Цюрихского мединститута, а мать Ольга Яковлевна — Харьковского. Они работали в эвакуированном в Кызыл-Кию военном госпитале, а затем в городской объединенной больнице. Сам Валерий  много лет возглавлял транзитную службу Среднеазиатской железной дороги. Ныне проживает в Америке.

Анна Ласкина (Трофимова) попала в наш класс после эвакуации из Смоленска. По окончании семи классов работала пионерской вожатой, затем, получив высшее образование, стала директором школы, заведующей гороно, трудилась и в горисполкоме. Ныне проживает в Тверской области.

Иван Попов  жил в нашем городе по улице Интернациональной. Много лет был директором одного из заводов в Орске. Виля и Фима Махеры. Виля был прославленным парикмахером, играл в известном оркестре в Одессе. Ныне проживают в Америке и Канаде. Юрий Марченко. Отец его до войны был главным инженером рудоуправления «Кызыл-Кия уголь». Погиб на фронте в первые месяцы войны.  Мать, горный инженер, многие годы возглавляла  учкомбинат рудоуправления. Юрий сейчас  проживает в Ростовской области. А вот его тезка  Юрий Новичков долгие годы был ведущим  инженером-механиком  на одном из предприятий  столицы нашей республики.   Отец его — один  из первых начальников почты города Кызыл-Кии.

Вспоминается и Толя Коханов. Мать его долго работала главным бухгалтером ремесленного училища № 1 (ныне ПЛ № 7).  Толя по окончании Фрунзенского политехнического института работал на заводе имени Ленина.

Училась с нами и киргизочка  Тамара Арзыбаева. Ее отец  был одним из первых директоров школы на руднике. Она работала в Кок-Джаре провизором. Узбечка Тамара Ахмедшаева. Ее отец был одним из первых  учителей Кызыл-Кии, организатором  первых узбекских классов в НСШ № 4. Оттуда отпочковалась в 1962 году первая в городе школа с узбекским языком обучения (ныне СШ № 5). Т. Ахмедшаева работала заведующей аптекой № 92. Таджик Турсун Сатывалдыев  — автор этих строк. Мой отец, Абдулла Сатывалдыев, работал шахтером, потом возглавлял подсобное хозяйство рудоуправления совхоза № 1 «Кызыл-Кия».

Судьба остальных учеников класса, к сожалению, мне неизвестна. Большинство задолго до распада СССР выехали из Кызыл-Кии.

Турсун САТЫВАЛДЫЕВ, 

старожил, почетный гражданин города Кызыл-Кии .

     






Добавить комментарий