Main Menu

Их имена — часть летописи национальной валюты

Как уже сообщала наша газета, в Бишкеке  прошло торжественное собрание, поводом для которого послужила памятная дата: 20-летие кыргызской валюты. Организован был праздник по инициативе и при большом участии сотрудников Национального банка Кыргызстана. 

Открывая мероприятие, глава  НБ КР Зина Асанкожоева подчеркнула: «Кыргызстан стал одним из первых среди государств СНГ, кто  ввел свою национальную валюту. В статье 11 Конституции КР определено: «Денежной единицей республики является сом как один из важнейших элементов суверенного государства». Наша валюта благодаря усилиям правительства и НБ КР — в ряду самых устойчивых среди постсоветских стран, одним из основополагающих факторов ее устойчивости   стало применение режима плавающего обменного курса».

На празднике присутствовали многие участники сложного процесса подготовки радикальной денежной реформы начала 90-х годов. Поэтому мы решили познакомить читателей с выступлениями людей, чьи имена являются частью летописи национальной валюты страны. И как отметила З. Асанкожоева: «Мы хорошо помним, с какими сложностями пришлось столкнуться гражданам Кыргызстана и стране на пути становления собственной валюты и национальной платежной системы. 20 лет назад был сделан правильный выбор, а сом стал неотъемлемой частью нашей жизни. С 1993-го по 2009 г.   Национальный банк осуществил четыре  выпуска банкнот, качество которых из года в год улучшается».

Премьер-министр правительства Жанторо Сатыбадиев, в частности, отметил: «20 лет — символическая дата. Кыргызский сом, как и флаг, — атрибут суверенности страны. Жизнь доказала: введение национальной валюты было своевременным и верным решением. Она появилась во многом благодаря таким  реформаторам, как Турар Койчуев, Кемельбек Нанаев, Эмиль Абдуманапов. Значение сома — в том, что с его помощью  создана устойчивая банковско-финансовая система, обеспечивающая рост экономики, значительно снижена инфляция, обеспечены эффективность и безопасность банковских платежных систем, поддерживаются покупательская способность и предложение денег для нужд экономики. Сом — одна из наиболее устойчивых валют на постсоветском пространстве. Но сейчас перед Кыргызстаном стоят еще более серьезные задачи, когда любая ошибка может  повлечь за собой серьезные последствия, когда возрастает роль банковского сектора, институтов микрофинансирования, платежной системы, повышения доступности кредитов и создания благоприятного инвестиционного климата».

Министр финансов Ольга Лаврова сказала: «Если обратиться к истории, сом имеет богатое прошлое: он  упоминался еще в XIV веке. Слово это тюркского происхождения и переводится как «цельный слиток серебра». Введение собственной валюты стало для республики поворотным моментом  в построении своего курса развития в реальном времени и пространстве, в осмыслении суверенитета и независимости, оно позволило наладить процессы оборота наличных  средств и  контроля количества денег,  а главное —  влиять на процессы инфляции в стране. Сейчас  в Кыргызстане в целях продвижения сома и сокращения валютных рисков реализуется  при поддержке ЕБРР программа кредитования в нацвалюте.  В ее рамках банки, микрофинансовые организации и частные компании могут получить кредиты до 30 миллионов евро».

Экс-премьер-министр (1991-1993) Турсунбек Чынгышев вспомнил, что: «В декабре 1991 г. руководители РФ,  Украины и Белоруссии  подписали  договор о роспуске СССР. Он был скороспелым,  без требуемой в таких случаях законотворческой работы (для примера приведу процесс разделения Чехии и Словакии. Когда там приняли такое решение, стороны предварительно подписали около 100 соглашений по  взаимным договоренностям). Поэтому перед каждой из суверенных стран постсоветского блока неизбежно встал вопрос о собственной валюте. Кыргызстан стал вторым после Эстонии, сделавшим такой решительный шаг. За месяц до введения сома мы объявили всем странам СНГ о готовящемся шаге и получили положительный ответ от всех, кроме Узбекистана, который закрыл  свои границы и даже отключил телефонную связь с республикой. А президент России Борис Ельцин одобрительно отнесся к нашей инициативе».

Академик Турар Койчуев, глава правительственной комиссии по экономической реформе (1991-1993), член комиссии по введению сома подчеркнул: «Любое государство может быть экономически и  финансово состоятельным лишь при наличии собственной валюты вне зависимости от  валют других стран. Когда встал вопрос о необходимости ввода национальной валюты, члены комиссии старались добросовестно выполнить свой долг перед государством. Работа эта началась еще в 1992 году, она была напряженнейшей — при участии правительства, Национального банка, профильных министерств. Именно по инициативе премьера Насирдина Исанова было принято решение о создании комиссии по введению сома. Надо вспомнить  и почтить тех, кто стоял у истоков процесса,  среди них Эмиль Абдуманапов, Сагыналы Сулайманбеков и другие. Но над введением валюты слаженно работала целая команда, в составе которой были профессор Владимир Плоских, историк Анвар Макеев, кинорежиссер, народный артист Советского Союза Толомуш Океев, художник и народный артист Суйменкул Чокморов, многие люди науки, культуры и искусства, а также талантливые работники финансового сектора. Кроме художественной части введения  сома, следовало просчитать и последствия его появления. Портреты, пейзажи должны были отображать природу всех регионов республики. Во многих странах мира на деньгах красуются портреты политических деятелей. Но политики приходят и уходят. Поэтому умным, тактичным, интересным было наше решение: сохранить на банкнотах лица ученых, писателей, акынов, артистов — людей из золотого фонда страны».

Экс-председатель НБ КР (1993) Марат Султанов в свою очередь сообщил: «Окончательное решение  по валюте в республике приняли после анализа введения эстонской кроны. Резервы НБ КР в 1992 году составляли 18 миллионов долларов, падение ВВП — 20 процентов в год, инфляция превысила 1 000 процентов, были разрушены все экономические связи. С сегодняшних позиций, когда в стране  сумма резервов превышает  два миллиарда долларов,  а инфляция в среднем  меньше  10 процентов, исходный уровень кажется удивительным. Тогда  представители многих международных организаций и эксперты, авторы многих моделей развития кыргызской экономики прогнозировали: за первый десяток лет существования нацвалюта достигнет уровня 100 сомов за доллар, но сом стабилен в последний десяток лет на уровне  менее 50 сомов за доллар. Правильно выстроенная финансово-экономическая политика позволила создать нормальную финансово-банковскую систему. Благодаря этому в Кыргызстане лишь слегка почувствовали на себе российский финансовый кризис 1998 года — если  девальвация российской  валюты была четырехкратной, то у нас — от 40 до 50 процентов. Почему кыргызский сом стабилен? Потому что в стране правильная государственная политика, выбрана верная экономическая модель. Мы можем сказать: главное богатство Кыргызстана — это не Кумтор и не энергетика, а сом как главный товар, который всегда в ходу и всем желанен».

Экс-председатель НБ КР (2000-2005) Улан Сарбанов в своем выступлении отметил: «В стране идет процесс становления нормальной демократии, и события 2005-го и 2010 годов показали плюсы и минусы этого процесса, качество устойчивости страны. Немалая заслуга в этом принадлежит и кыргызской валюте. Я рад, что в Кыргызстане последовательно осуществляются три важнейших принципа банковской  системы — профессионализм, наличие нравственных принципов, предсказуемость политики.  Жаль, что этот зал не может вместить всех сотрудников НБ КР, Минфина, правительства, тех, кто делал и делает реформу в стране — столице и регионах. Сом — это очень хорошо, но все же главное в стране — это люди».

Подготовила

 Елена МЕШКОВА.








Добавить комментарий