Main Menu

Экономическая безопасность государства Она начинается с развития собственного производства

Независимый эксперт, представитель ЗАО «Аталык Групп» Улан Адамалиев предлагает государственные закупки использовать как инвестиционный инструмент. Тема сегодняшней беседы — состояние дел в аграрной отрасли.

Малайзия Улан

И в начале несколько цифр. В 2012 году, согласно данным Министерства сельского хозяйства и мелиорации, наше государство выделило на сельское хозяйство 2,6 млрд. сомов. Сюда вошли правительственная поддержка полеводов и животноводов по программе «Доступные кредиты фермерам», а также средства на мелиорацию, управление и администрирование, то есть полностью затраты государства на поддержку сельского хозяйства. В процентном соотношении это всего 2,6 % от расходной части госбюджета!

Представьте, в Кыргызстане, в котором 65% жителей живут в сельской местности, а доля сельского хозяйства вместе с переработкой более 40% ВВП, расходы на этих «кормильцев» всего 2,6%!

Можете представить, сколько процентов от ВВП может дать наш агропромышленный комплекс, если расходы на его развитие увеличить хотя бы на 1%?

— Какова, на ваш взгляд, основная проблема в нашей сельскохозяйственной отрасли?

— Проблем множество, и они появились не за один год. Это раздробленность фермеров и мелкотоварность, устаревшие техника и оборудование, недостаток оборотных средств, а точнее, нехватка долгосрочных и низкопроцентных кредитов, низкая продуктивность и рентабельность производства.

— Что необходимо, чтобы вывести сельское хозяйство на более высокий уровень?

— Вкратце это три вещи — техника, технологии и деньги. Без денег не купишь ни трактор, ни комбайн. Значит, финансы — самый нужный сегодня компонент для развития   отечественного агросектора.

— Откуда взять эти деньги, когда бюджет трещит по швам и дефицит постоянно увеличивается?

— В кризис-менеджменте есть такое понятие, как «перераспределение ресурсов». В прошлом году мэрия Бишкека затратила на госзакупки 1,9 млрд. сомов. Из них только на продукты питания — 434 млн. сомов, или 22,4% от общей суммы городских закупок.

По данным Министерства финансов, наше государство в прошлом году израсходовало на государственные закупки 25,7 млрд. сомов. Из них на приобретение продуктов питания выходит (по примеру мэрии 22,4%) около 5,7 млрд. сомов, то есть эта сумма более чем вдвое превосходит затраты бюджета на поддержку сельскохозяйственного сектора!

— Что вы хотите этим сказать?

— Правительству необходимо разработать собственную политику по госзакупкам. Например, государство принимает и реализует программу по поддержке отечественных производителей. Именно реализует, потому что лозунг «Мы поддерживаем отечественного производителя» произносится с прошлого века, но реальной поддержки ощущается мало. Я с коллегами из ЗАО «Аталык Групп» изучал успешный опыт экономик 20 наиболее развитых стран мира. Выяснилось много общего в действиях правительств разных стран, но у всех сильных держав всегда присутствовал протекционизм — защита и развитие отечественного производства. Все успешные государства начинали подъем экономики с развития собственной промышленности и сельхозпроизводства. Сегодня внешнеэкономическая деятельность Кыргызстана напоминает ворота с односторонним открытием, это значит, что наши соседи, торговые партнеры, могут свободно ввозить свои товары в КР, а мы свои к ним нет или пересекаем границы с огромным трудом, большей частью контрабандой.

Наши соседи, все, кроме нас, защищают своего производителя, заботятся о нем, выставляя на пути возможных конкурентов множество барьеров. Я могу назвать десятки примеров из своей практики. Вы даже не представляете, как трудно участвовать нашим производителям в гостендерах, проводимых в Казахстане! Да почти невозможно! Потому что казахи гласно и негласно защищают своих, и молодцы, и правильно делают! А у нас часто в тендерах победителями выходят зарубежные предприятия и компании-посредники.

— Вы знаете, как их отсечь?IMG_1682

— Вариантов много. К примеру, вот как делают в России. Там есть госкомиссия, ее члены проверяют средства производства и заносят производителей в список допущенных к участию в тендерах по госзакупкам. Госкомиссия внимательно следит за тем, чтобы в аукционах участвовали отечественные предприятия, имеющие и подтвердившие наличие средств производства: землю, оборудование, цеха, заводы и т.п. В Кыргызстане есть Торгово-промышленная палата, а также Ассоциация производителей КР, другие бизнес-объединения. Они всегда могут подтвердить наличие средств производства у заявителя. В таком случае мы получаем шанс избавиться от прослойки посредников, взвинчивающих цену. Государству выгодно: экономятся бюджетные средства. В свою очередь и производители смогли бы напрямую выходить на потребителя и получать достойную цену за свою продукцию, за свой труд.

Уверен: взвешенная, последовательная политика государства в проведении госзакупок поможет сделать сельхозпроизводство предсказуемым, плановым, что далеко не плохо.

— Что сегодня происходит на наших полях? 

— Каждый фермер на свое усмотрение сеет ту или иную культуру. И он при этом не знает, какой будет цена в следующем году, будет ли вообще спрос на его продукцию. Работает полностью вслепую, на свой страх и риск. В результате мы получаем перепроизводство картофеля или нехватку сахарной свеклы. Чиновники заявляют: «В этом году мы планируем увеличить площади посевов под сахарную свеклу!». А каким образом? Фактически государство никак не может повлиять на фермера и заставить его сеять ту или иную культуру — нет ни стимулов у фермеров, ни рычагов у правительства.

Между тем государство может и должно влиять на планирование посевов, заблаговременно заключая с фермерами договоры на поставки продуктов питания. Если, к примеру, приоритетом объявляется увеличение площади посевов сахарной свеклы, правительство может объявить тендерный конкурс на закупку сахара у фермеров в большом количестве.

И тогда, выиграв тендер на поставку сахара, фермер будет сажать сахарную свеклу. Минсельхоз может реально (а не на словах) увеличивать посевы под определенные культуры. Ведь все равно такие учреждения, как ГСИН, Минздрав, Минобороны, закупают сахар в больших количествах, и заявки они подают заранее, почему же не управлять этим процессом для поднятия экономики?

— Значит, тендеры нужно проводить заранее?

— Бюджет на следующий год принимается не позже декабря предыдущего года. Поэтому уже в конце года известно, сколько и чего будет закупаться в следующем году! Почему об этом фермеры узнают осенью, за две три недели до окончания времени подачи заявок на тендер? Вот если бы в Кыргызстане тендеры проводились весной да на основе фьючерсных сделок, под будущий урожай, тогда бы и полеводы сеяли именно ту культуру, на которую они выиграли тендер.

В основе фьючерсов лежит принцип отсрочки поставки. Это позволяет наперед договориться о цене, по которой государство будет производить покупку продуктов в будущем.

Фермеру для хорошего урожая нужны семена, удобрения, ГСМ и многое другое, для этого необходимы деньги. Выращивая урожай, фермер не может быть уверен в том, что, когда придет время его убирать, цена, которую ему предложат, покроет все затраты. Сегодня сельхозпроизводитель берет в банке кредиты под 30% годовых, выращивает урожай, не будучи уверенным в том, что он этот урожай продаст! При этом фермер берет кредит весной, доход предполагается осенью, а выплаты по кредиту он должен делать уже со следующего месяца!

С использованием фьючерсов фермер может договориться заранее о цене, по которой урожай будет в последствии продан. В связи с этим не существует колебаний в ценах, и фермер может планировать свой бизнес. Допустим, он получит 50% предоплаты по фьючерсу, и на эти средства сможет провести посевную, не влезая в процентную кабалу кредитных организаций.

Правительство в свою очередь получит гарантированную поставку по зафиксированным заранее ценам.

Убедил ли я читателей «СК», что государственные закупки могут стать мощнейшим инструментом развития аргосектора, служить реальными инвестициями в отечественное сельское хозяйство? Надеюсь, что убедил.

Интервью вела 

Галина ЛУНЕВА. 






Добавить комментарий