Main Menu

Боль неутихающей утраты

Почти три года минуло со дня апрельских событий. Со временем многое забывается, стирается из памяти, звучат разные оценки произошедшего. Для участников же тех событий и их родных эта страничка в жизни государства стала неотъемлемой частью их судьбы, трагедия страны превратилась в личную. И прежде всего это касается семей погибших в тот день на площади Ала-Тоо. Их боль и слезы время не осушит.

Максату Бостонбаеву было 30 лет. При каких точно обстоятельствах он погиб 7 апреля 2010 года, что за люди его окружали в этот момент, родственники парня не знают. Родные нашли его уже в морге на следующий день. Туда тело парня привезли с площади. Пуля со смещенным центром тяжести навылет сверху вниз пробила грудную клетку, разворотила внутренние органы.

— В Бишкек Максат поехал по делам, — рассказывает его сестра Марал Бостонбаева. — Было как раз 7 апреля, и брат оказался на площади. Когда я звонила ему по сотовому, то услышала шум, звуки стрельбы и его крики: «Прекратите стрелять! Что вы делаете! Тут гибнут люди!». Голос звучал надсадно, почти неузнаваемо. Чувствовалось, что брат потрясен происходящим. Я просила его уйти с площади, но он ответил, что как мужчина не может стоять в стороне.

Максат Бостонбаев — родом из города Майлуу-Суу.

— У нас дружная семья. Дед Токтосун Жумаев стал первым учителем в нашем городе. Он погиб на фронте, пропал без вести. Родители вырастили 8 детей, из них 7 -девочки, Максат был единственным мальчиком. Поэтому, когда он родился, дома устроили большой праздник, все соседи поздравляли отца с долгожданным сыном, — вспоминает Марал. — На нашей многонациональной улице бок о бок дружно жили кыргызы, немцы, русские, украинцы. Папа и мама воспитывали нас трудолюбивыми, честными. Отец всегда наставлял нас в том, что в жизни нельзя даже чужой копейки брать, всего нужно добиваться своим трудом и стараниями.

По воспоминаниям М. Бостонбаевой, в доме всегда радостно встречали Новый год, мусульманские праздники, дни рождения.

— Помню, Максат очень обрадовался, когда в детстве ему подарили радиоуправляемый танк. Любил машинки. Интерес к технике он сохранил на всю жизнь. Когда появился свой автомобиль, с удовольствием разбирал его, чинил что-то в нем сам. Хорошо водил. Мы часто с ним выезжали на природу.

— Несмотря на то что он был единственным сыном, брата нельзя назвать избалованным, — продолжила моя собеседница. — Он многое делал по дому. Характер имел независимый. Больше всего запомнилось главное его качество

— Максат всегда старался заботиться о нас, сестрах. Часто звонил, интересовался делами, предлагал помощь. Его забота и внимание ощущались всегда, чувствовалось, что он готов был взять ответственность за своих близких. Мог без всякого повода подарить цветы, чем-то порадовать.

Определяя свой жизненный путь, М. Бостонбаев окончил Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева по специальности «госуправление», но устроиться по профессии не получилось. Умер отец, и сын вернулся в отчий дом, чтобы взять на себя заботу о матери, вести домашнее хозяйство, ухаживать за скотом.

— Я живу в Швейцарии, он несколько раз приезжал в гости, — рассказывает Марал. -Восхищаясь дорогами, уровнем жизни, Максат всегда сетовал, что у нас в стране пока не так. И все мечтал о том, что кыргызстанцы когда-нибудь добьются таких же благ.

— Мы часто беседовали, делились мечтами, переживаниями, — вспоминает она далее. -Максат хотел заняться бизнесом, выбирал, искал, чем заняться. Желал создать семью с хорошей, порядочной девушкой. Невеста у него появилась, свадьбу планировали на май, а в апреле произошла трагедия.

— Ваш брат не был ни политиком, ни оппозиционером. Почему же пошел протестовать на площадь? — задал я вопрос Марал.

— Он имел четкую гражданскую позицию. Был очень справедливым и, как и все, переживал за страну, за то, что ею властвовала одна семья, нарушая все законы. Поэтому не мог стоять в стороне. Думаю, когда начали расстреливать людей, он бросился выносить раненых. Ему были присущи мужественность и честь.

Родным и близким неожиданную и трагическую смерть Максата оказалось непросто пережить.

— Мама с тех пор постоянно болеет, гибель сына подорвала силы, — делится переживаниями Марал. — Разное теперь пишут в некоторых СМИ о людях, выступивших против режима Бакиева. И что пьяные, и что под воздействием наркотиков! Как такое можно утверждать, и представьте, как тяжело это читать нам — родным погибших. Мы следим за судебным процессом по этому делу и хотим, чтобы было вынесено справедливое решение.

В городе Майлуу-Суу при поддержке семьи Максату поставили памятник. На мемориале есть имена всех погибших в тот день кыргызстанцев. И очень важно, что память в камне об этих людях запечатлена не только в столице, но и в отдаленном городе. Люди, пришедшие на площадь 7 апреля 2010 года, были самыми обычными гражданами, с простыми человеческими желаниями, мечтами: любить, заботиться о близких, растить детей. Они вышли на смерть не за что-то личное, а за свободу страны. И главное — теперь государству нужно сделать все, чтобы этот яркий пример гражданственности — готовности принести себя в жертву ради общего дела — был оценен по достоинству и олицетворял патриотизм.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.

Фото из архива семьи Бостонбаевых.






Добавить комментарий