Это богатство надо беречь
Поэт Женижок в известном своем дастане «Аккан суу» содержательно раскрыл ценность воды в жизнедеятельнсти всего живого и природы. Что ж, в мире пока заменителя питьевой воды, насколько мне известно, не найдено. Поэтому проблема бережного отношения к этой ценности возникает неспроста.
Как обстоят дела с этим в нашей стране, конкретно в Иссык-Кульской области?
В целях обеспечения населения бесперебойно чистой питьевой водой в феврале 1999 года был принят Закон Кыргызской Республики «О питьевой воде». В нем четко сказано: «Питьевая вода является основой жизни и деятельности населения республики, имеет стратегическое, практическое и экономическое значение, является товаром». Остановлюсь вот на каком аспекте. По данным Департамента сельского водоснабжения, до 2000 года система централизованного водоснабжения сельского населения республики включала 667 водопроводов протяженностью разводящих сетей 9 604 км, несколько сотен головных водозаборных сооружений, резервуаров-накопителей питьевой воды, около 27 тысяч водоразборных колонок, насосные станции перекачки, устройства по обеззараживанию воды и много другого оборудования водопроводного хозяйства. При нормальной работе системы централизованным водоснабжением можно было бы обеспечить 72% жителей сельских населенных пунктов. Но в 737 селах и 1 750 в целом по республике, где проживало около 700 тысяч человек, вообще не было водопроводов. Кроме того, физическое состояние водопроводов являлось крайне неудовлетворительным. Около 9 тыс. км водопроводных сетей подлежали списанию и полной замене вследствие износа за сверхнормативный срок эксплуатации либо требовали неотложного капитального ремонта. Многие годы не вкладывались инвестиции в капремонт и восстановление основных фондов. Не велись ремонт сетей, колонок и сооружений, их техническое обслуживание. В результате — массовый выход водопроводов из строя и прекращение их функционирования.
В сложившихся условиях все большая часть сельского населения вынуждена была употреблять воду из ирригационных каналов, арыков и других поверхностных источников, подверженных загрязнению, вследствие чего возросла и стала прогрессировать инфекционная заболеваемость с вытекающими из этого последствиями.
В связи с этим правительство достигло договоренности и заключило договоры по двум проектам с Азиатским банком развития и Всемирным банком на общую сумму 69,5 млн. долларов США. И ситуация улучшилась.
Были построены и реабилитированы системы водоснабжения в 367 селах республики общей численностью населения более 614 тыс. человек, которые получили возможность пользоваться качественной питьевой водой. На средства ВБ по Иссык-Кульской области в 50 селах сданы в эксплуатацию водопроводные сети протяженностью 547 км, из них 147 км вновь построены. Отремонтированы 1 124 водоразборные колонки и 718 вновь установлены, в итоге 77 459 человек получили чистую питьевую воду.
Сегодня в 21 селе ведутся ремонтно-строительные работы водопроводов. Накануне нового года в селах Желе-Добо Джеты-Огузского и Темир Иссык-Кульского районов сданы в эксплуатацию водопроводные линии.
И все-таки в деятельности Департамента сельского водоснабжения есть серьезные недостатки. Так, в селах Ак-Булак Ак-Сууйского и Ак-Кочкор, Ак-Терек Джеты-Огузского районов население не обеспечено чистой водопроводной водой, в быту продолжает пользоваться арычной.
Жителям Каракола после долгих лет мытарств и нареканий в адрес местных властей удалось решить проблему. Так, в 2012 году ввели в строй объект зонного водоснабжения. Население города в основном удовлетворено объемом поступающей питьевой воды. К сожалению, ее качество не отвечает санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
Водопроводная вода в Караколе жесткая, в ней замечено повышенное содержание минеральных солей. Для приготовления пищи ее необходимо отстаивать. На ведрах после этого остается белый налет, а на дне оседает грязь. Из этого следует, что система очистки работает неэффективно, да и состояние водопроводной сети нуждается в скорейшем обновлении, ведь некачественная вода может доставить гораздо больше неприятностей, чем плохая пища.
Согласно ст. 19 Закона КР «О питьевой воде», потребители вправе требовать достоверную информацию о качестве питьевой воды, ее соответствии требованиям стандартов, санитарным правилам и нормам, а также сертификат соответствия. Но органы местного самоуправления, местные госад-министрации и предприятия водоснабжения не доводят до населения области и городов основные положения Закона «О питьевой воде». В частности, о наличии и работе лабораторий на предприятиях водоснабжения, нормах расхода
воды, деятельности санитарноэпидемиологического надзора.
В ежегодно заключаемых договорах с абонентами каракольский «Водоканал» не указывает, по какой норме водопотребления взимается плата при отсутствии приборов учета. Оплата собирается, но с какого расчета образуется — остается тайной.
Наша область, да и вся республика располагают огромными запасами пресной воды. Вместе с тем общественность и соответствующие органы ни в коем случае не должны снижать работу по экономии питьевой воды, борьбе с потерями, выявлению и недопущению утечек во внутренних и наружных сетях. Некоторые абоненты в зимнее время наружные краны оставляют открытыми, чтобы не заморозило трубы, в результате происходит большая утечка.
Предлагаю «Водоканалу» и мэрии Каракола во всех домах и на объектах потребителей воды установить водоизмерительные приборы, тогда будут сняты многие проблемы. Люди будут относиться к живительной влаге ответственнее, появится возможность платить за воду через банк по утвержденному парламентом тарифу.
Курулушбек АЛЫБАЕВ, заслуженный ветеран органов госбезопасности.
Каракол
Related News
Страна ждёт свершений от юного поколения
Президент Садыр Жапаров принял участие в традиционном новогоднем представлении для детей, состоявшемся в Кыргызской национальнойRead More
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More