Main Menu

Это богатство надо беречь

Поэт Женижок в известном своем дастане «Аккан суу» содержательно раскрыл ценность воды в жизнедеятельнсти всего живого и природы. Что ж, в мире пока заменителя питьевой воды, насколько мне известно, не найдено. Поэтому проблема бережного отношения к этой ценности возникает неспроста.

Как обстоят дела с этим в нашей стране, конкретно в Иссык-Кульской области?

В целях обеспечения населения бесперебойно чистой питьевой водой в феврале 1999 года был принят Закон Кыргызской Республики «О питьевой воде». В нем четко сказано: «Питьевая вода является основой жизни и деятельности населения республики, имеет стратегическое, практическое и экономическое значение, является товаром». Остановлюсь вот на каком аспекте. По данным Департамента сельского водоснабжения, до 2000 года система централизованного водоснабжения сельского населения республики включала 667 водопроводов протяженностью разводящих сетей 9 604 км, несколько сотен головных водозаборных сооружений, резервуаров-накопителей питьевой воды, около 27 тысяч водоразборных колонок, насосные станции перекачки, устройства по обеззараживанию воды и много другого оборудования водопроводного хозяйства. При нормальной работе системы централизованным водоснабжением можно было бы обеспечить 72% жителей сельских населенных пунктов. Но в 737 селах и 1 750 в целом по республике, где проживало около 700 тысяч человек, вообще не было водопроводов. Кроме того, физическое состояние водопроводов являлось крайне неудовлетворительным. Около 9 тыс. км водопроводных сетей подлежали списанию и полной замене вследствие износа за сверхнормативный срок эксплуатации либо требовали неотложного капитального ремонта. Многие годы не вкладывались инвестиции в капремонт и восстановление основных фондов. Не велись ремонт сетей, колонок и сооружений, их техническое обслуживание. В результате — массовый выход водопроводов из строя и прекращение их функционирования.

В сложившихся условиях все большая часть сельского населения вынуждена была употреблять воду из ирригационных каналов, арыков и других поверхностных источников, подверженных загрязнению, вследствие чего возросла и стала прогрессировать инфекционная заболеваемость с вытекающими из этого последствиями.

В связи с этим правительство достигло договоренности и заключило договоры по двум проектам с Азиатским банком развития и Всемирным банком на общую сумму 69,5 млн. долларов США. И ситуация улучшилась.

Были построены и реабилитированы системы водоснабжения в 367 селах республики общей численностью населения более 614 тыс. человек, которые получили возможность пользоваться качественной питьевой водой. На средства ВБ по Иссык-Кульской области в 50 селах сданы в эксплуатацию водопроводные сети протяженностью 547 км, из них 147 км вновь построены. Отремонтированы 1 124 водоразборные колонки и 718 вновь установлены, в итоге 77 459 человек получили чистую питьевую воду.

Сегодня в 21 селе ведутся ремонтно-строительные работы водопроводов. Накануне нового года в селах Желе-Добо Джеты-Огузского и Темир Иссык-Кульского районов сданы в эксплуатацию водопроводные линии.

И все-таки в деятельности Департамента сельского водоснабжения есть серьезные недостатки. Так, в селах Ак-Булак Ак-Сууйского и Ак-Кочкор, Ак-Терек Джеты-Огузского районов население не обеспечено чистой водопроводной водой, в быту продолжает пользоваться арычной.

Жителям Каракола после долгих лет мытарств и нареканий в адрес местных властей удалось решить проблему. Так, в 2012 году ввели в строй объект зонного водоснабжения. Население города в основном удовлетворено объемом поступающей питьевой воды. К сожалению, ее качество не отвечает санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

Водопроводная вода в Караколе жесткая, в ней замечено повышенное содержание минеральных солей. Для приготовления пищи ее необходимо отстаивать. На ведрах после этого остается белый налет, а на дне оседает грязь. Из этого следует, что система очистки работает неэффективно, да и состояние водопроводной сети нуждается в скорейшем обновлении, ведь некачественная вода может доставить гораздо больше неприятностей, чем плохая пища.

Согласно ст. 19 Закона КР «О питьевой воде», потребители вправе требовать достоверную информацию о качестве питьевой воды, ее соответствии требованиям стандартов, санитарным правилам и нормам, а также сертификат соответствия. Но органы местного самоуправления, местные госад-министрации и предприятия водоснабжения не доводят до населения области и городов основные положения Закона «О питьевой воде». В частности, о наличии и работе лабораторий на предприятиях водоснабжения, нормах расхода
воды, деятельности санитарноэпидемиологического надзора.

В ежегодно заключаемых договорах с абонентами каракольский «Водоканал» не указывает, по какой норме водопотребления взимается плата при отсутствии приборов учета. Оплата собирается, но с какого расчета образуется — остается тайной.

Наша область, да и вся республика располагают огромными запасами пресной воды. Вместе с тем общественность и соответствующие органы ни в коем случае не должны снижать работу по экономии питьевой воды, борьбе с потерями, выявлению и недопущению утечек во внутренних и наружных сетях. Некоторые абоненты в зимнее время наружные краны оставляют открытыми, чтобы не заморозило трубы, в результате происходит большая утечка.

Предлагаю «Водоканалу» и мэрии Каракола во всех домах и на объектах потребителей воды установить водоизмерительные приборы, тогда будут сняты многие проблемы. Люди будут относиться к живительной влаге ответственнее, появится возможность платить за воду через банк по утвержденному парламентом тарифу.

Курулушбек АЛЫБАЕВ, заслуженный ветеран органов госбезопасности.

Каракол






Добавить комментарий