Main Menu

Идеи Дарвина — в медресе и семинарии

Проект закона «О религиозном образовании и религиозных учебных заведениях» представил общественности один из его авторов, председатель Комитета Жогорку Кенеша по образованию, науке, культуре и спорту Каныбек Осмоналиев в среду на конференции «Государство и религии: актуальные проблемы религиозного образования», организованной этой профильной структурой парламента совместно с Государственной комиссией по делам религий.

Документ этот, как он сам напомнил собравшимся, был инициирован еще в бытность его главой Госкомрелигий (и мы об этом в то время писали), но тогда рассмотрение приостановили до введения в действие Закона «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике».

На конференции присутствовали депутат, член Комитета по образованию, науке, культуре и спорту Наталья Никитенко, заведующая отделом этнической, религиозной политики и взаимодействия с гражданским обществом аппарата Президента Мира Карыбаева, вице-премьер-министр Камила Талиева, глава Госкомрелигий Абдулатиф Жумабаев, религиозные лидеры, представители НПО и международных организаций.

Камила Талиева говорила об обязательности светского образования. По ее словам, в религиозных учебных заведениях необходимо преподавать и предметы из программы общеобразовательных школ.

— К сожалению, ряды священнослужителей пополняются малограмотными людьми, которые могут повести верующих в сторону фанатизма и терроризма. В этой связи крайне важно, чтобы религиозные деятели имели безупречную репутацию и отличное знание теологии, — считает она.

Абдулатиф Жумабаев пообещал всяческое содействие возглавляемого им органа религиозным организациям в улучшении возможностей для образовательной деятельности. Он приветствовал законопроект и выразил мнение, что Кыргызстану больше подходит модель, когда государство разрешает получать религиозное образование только в частных учебных заведениях.

Сам автор разработанного документа заявил, что безграмотность населения в вопросах культа — угроза национальной безопасности, поскольку в таких условиях возможно его вовлечение в сомнительные религиозные организации или использование группами радикального толка. В то же время он выразил обеспокоенность бесконтрольным обучением, особенно несовершеннолетних. Каныбек Осмоналиев привел пример: полтора десятка детей из Джумгальского района выехали в Бангладеш, неизвестно, какие знания и от кого они получат. По мнению парламентария, нужно внедрить в школьную программу курс истории мировых религий и культур.

К слову, еще несколько лет назад при обсуждении этого законопроекта выражались опасения: инициатива благая, но кто и как в условиях нехватки кадров будет учить детей? Не станут ли недобросовестные педагоги, напротив, навязывать им собственные убеждения? Была ведь попытка ввести «ыйман сабак» (уроки нравственности), которые на деле превратились в пропаганду ислама.

Высказал докладчик претензии и к существующим в Кыргызстане религиозным учебным заведениям: программы медресе и исламских вузов не отличаются. А духовенство поделилось мнениями о законопроекте и предложениями.

Муфтий Рахматулла-ажи Эгембердиев, в частности, отметил, что религиозные образовательные стандарты не могут основываться на государственном стандарте образования (а так гласит п. 2 ст. 5 проекта закона). Обязательное лицензирование учебных заведений, по его мнению, приведет к тому, что все они будут считаться незаконными, так что его следует сделать добровольным. К тому же в Минобразе нет специалистов по религиозному образованию. Включение светского компонента в программы медресе и исламских вузов нужно, но на это нет финансов, сказал муфтий и предложил, чтобы их выделяло государство на преподавание таких дисциплин.

Протоиерей Бишкекской православной церкви Виктор Реймген поддерживает идею преподавания в школах курса истории мировых религий, считая, что такие знания поспособствуют толерантному отношению к их последователям. В то же время священнослужитель предостерег от ошибки учителей марксизма, требовавших от учащихся единодушия с ними: говорить не «Маркс считал так-то», а «я считаю так же». А обучение в светских школах непосредственно самим догматам вероучений Виктор Реймген считает неприемлемым и напомнил в этой связи о соответствующем высказывании Президента РФ Владимира Путина.

Обратимся к предлагаемому Каныбеком Осмоналиевым документу и мы и процитируем некоторые моменты.

Статья 5 гласит: «1. Религиозные образовательные стандарты должны быть выработаны субъектами религиозного образования и должны утверждаться уполномоченными государственными органами в сфере образования и религий. 2. Религиозные образовательные стандарты должны основываться на установленном государственном стандарте образования в Кыргызской Республике».

Далее идут требования к таковым: определение минимального уровня обязательных знаний, максимальной академической нагрузки, требований к преподавателям, к уровню знаний выпускников, форм документов об окончании.

Из всего этого можно сделать вывод, что уполномоченным государственным органам будет в принципе все равно, какой именно минимум знаний будет указан учебным заведением в поданных документах: важен лишь сам факт. В таком случае это не более чем формальность. Не может же в самом деле Минобраз диктовать, сколько именно сур и хадисов должен знать наизусть выпускник медресе, потому что религия и все культы, согласно Конституции, отделены от государства. Тогда зачем вообще нужно это утверждение стандартов? И, кстати, в законопроекте не говорится об их обязательности. Тогда каким же образом авторы думают улучшить качество образования?
Если же речь идет только о светском компоненте, то нужно было указать его обязательность в самом начале. В проекте же только в статье 12 вскользь отмечено: «Учащиеся обладают всеми правами и обязанностями для реализации образовательной программы в полном объеме, а по окончании религиозного учебного заведения — правом на получение документа государственного образца, удостоверяющего получение религиозного образования наряду с общеобразовательными предметами, и присвоение соответствующей квалификации».

Возникает вопрос: зачем тогда нужно было упоминать и воскресные школы — «обучение в воскресные дни основам христианского учения детей и взрослых» (так написано в статье 3 «Основные понятия»)? Они не относятся к религиозным учебным заведениям, это просто вид церковной проповеди.

А пункты 4 и 5 статьи 12, запрещающие выезд несовершеннолетних за пределы Кыргызстана для обучения религии и предписывающие совершеннолетним согласовывать свое стремление к получению знаний за границей с государством, противоречат статье 25 Конституции, гарантирующей каждому свободу передвигаться по стране и покидать ее.

Словом, пока в законопроекте еще есть недостатки, но, как сказал Каныбек Осмоналиев, он будет дорабатываться с учетом предложений представителей разных конфессий, гражданского общества и госорганов. Прошедшая конференция — как раз первая встреча для сбора мнений, планируется далее провести парламентские слушания.

Алия МОЛДАЛИЕВА






Добавить комментарий