Main Menu

ПРАВО НА ТЕПЛО И СВЕТ

«Тепло и электроэнергия: права и обязанности поставщика и потребителя» — так называлась пресс-конференция, которую провели наблюдательный совет по инициативе энергетики топливно-энергетического комплекса (ИПТЭК) при Министерстве энергетики и промышленности, общественный фонд «Юнисон» и сеть центров защиты прав потребителей электроэнергии (ЗППЭ).

Ее цель обсудить права и обязанности обеих сторон энергоснабжения, качество тепло- и электроэнергии, процедур обжалования и разрешения споров и вопрос оплаты за потребленную энергию. Ее устроители коснулись и существующей в стране нормативно-технической и законодательной баз в сфере тепло- и электроснабжения, инструментов и механизмов защиты прав сторон, предпосылок возникновения конфликтных ситуаций и пути их разрешения.

Распределительные компании республики слабо работают по информированию населения, сообщила сопредседатель наблюдательного совета К. Абдырасулова. Она отметила, что в минувшем году более трети их респондентов имели проблемы с электроснабжением, более 40 % из них причинен ущерб. Многие даже не обращаются к энергетикам, считая это бесполезным делом, хотя есть законы, защиещающие их права. Абоненты жалуются на контролеров, которые отключают электричество, те в свою очередь ссылаются на должностные обязанности, но они прописаны и составлены с нарушениями, акцентировала К. Абдырасулова. Однако, заметила она, у распределительных компаний нет ясной статистики по принятым обращениям потребителей, а их ежемесячно в «Северэлектро» поступает более 10 тысяч, «Жалалабатэлектро» — одна тысяча. И сразу видно, кто действительно ведет работу.

Руководитель ОО «Юстин» Н.Кравцов в своем вступлении отметил, что при использовании электроэнергии пересекаются интересы двух сторон, которые необходимо пересмотреть. Он сообщил, что сейчас ведется работа по устранению противоречий. Так, в правилах электропользования (ППЭЭ) не определена процедура расчета для случаев, когда снят прибор учета. Если это происходит, то распредкомпания обязана установить новый. Однако этот процесс может затянуться на долгое время. А как платить, когда нет приборов? В ППЭЭ указано, что расчет за месяц производится по среднему потреблению. Однако со второго месяца оплата производится по другому приложению. И абонент становится нарушителем уже по вине распредкомпании. Как сообщил Н. Кравцов, из документа изъято упоминание о качестве электроэнергии. Если свет в доме «моргает», то абонент, опираясь на существующие правила, не может предъявить претензии, так как это не основание для жалоб, заключил эксперт.

В 2012 году в электросетях зафиксировано 968 аварий, рассказал зам. гендиректора АО «Бишкектеплосеть» Э.Абдыкалыков. В 60 % жилых домов, откуда поступают жалобы, трубы изношены и забиты. Самое большое количество аварий происходит за первые месяцы отопительного сезона. Тепло к потребителю просто не проходит. За обслуживание домовых сетей ежемесячно взимается 60 тыйынов за квадратный метр. С одного дома собирается 1520 тысяч сомов, но этих денег все равно недостаточно, и жильцы должны добавлять
слесарям. И все ремонтные работы производятся за счет «Бишкектеплосетей», уточнил Э. Абдыкалыков. Абоненты часто жалуются на качество тепловой энергии. «Мы получаем тепло от ТЭЦ и подаем его бишкекчанам. Вода для отопления и потребления идет по одной трубе, температура горячей воды должна составлять плюс 57 градусов. Снижать эту температуру мы не можем, а когда на улице тепло, абоненты жалуются, что им приходится открывать окна», — отметил он.

Эксперт Н. Кравцов остановился на нормативно-правовых актах в сфере тепло- и электроснабжения. Он отметил, что в Стратегии развития Кыргызстана энергетике отведено всего около двух страниц. И, исходя из этого факта, можно сделать вывод, что электро- и теплоэнергии уделяется недостаточное внимание, а о тепле вообще нет ни слова. Следовательно, надеяться на максимально мощную модернизацию Бишкекской ТЭЦ в ближайшие 5 лет не приходится, делает вывод известный эксперт. И поясняет, что 12 котлоагрегатов столичной станции можно сдавать в металлолом. Они практически «мертвые», а предложений по их остановке никто не дает, подчеркнул Н. Кравцов.

Журналистам рассказали, что за период работы сети общественных центров защиты прав потребителей электроэнергии (ЗППЭ) созданы единые платформы для сотрудничества с энергокомпаниями и местной администрацией. Свидетельство этого — подписанные трехсторонние меморандумы о сотрудничестве между областной администрацией, «Востокэлектро» и ЗППЭ Иссык-Кульской области с администрациями Канта, Кара-Балты, Токмока, Жайылского района, «Северэлектро» и ЗППЭ Чуйской области. Сотрудники центров защиты провели более 100 «круглых столов», семинаров и тренингов для различных заинтересованных граждан, включая МТУ столичных новостроек, сетевые партнерские организации, айыл окмоту и школы.

Большое значение центры защиты и общественный фонд «Юнисон» уделяют информированию граждан о собственных правах и обязанностях как потребителей электро- и тепловой энергии. Разработана серия плакатов «Важно знать!», брошюр и памяток, где приводится краткая важная информация по действующему законодательству и нормативным документам о правах и обязанностях обеих сторон по энергоснабжению. Материалы в них публикуются на трех языках и распространяются для населения по всей территории страны при поддержке ЮС АИД. Специалисты ЗППЭ совместно с членами Наблюдательного совета по ИПТЭК и представителями энергокомпаний (центры по качеству обслуживания при РЭСах) принимают активное участие в радиосессиях и выступают на местных телеканалах. Сняты две телепередачи «Аймакты — коздой» на кыргызском и русском языках, посвященные проблемам потребителей электроэнергии.

Александр ШЕПЕЛЕНКО

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий