Main Menu

ТРУДНЫЕ ШАГИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ

В столичном отеле «Достук» прошел «круглый стол», участники которого обсудили многочисленные проблемы, с которыми сталкивается молодежь в резиденциональных учреждениях: детских домах и школах-интернатах. Диалог помог ознакомиться с имеющимся опытом и найти новые способы содействия их воспитанникам в переходе к самостоятельной жизни, выработать рекомендации по развитию жизненных навыков и умений в условиях интернатных учреждений.

В нем участвовали представители министерств социального развития, образования и науки, интернатных учреждений, сотрудники общественного фонда «Институт детства”, Международного молодежного фонда (ММФ) и ЮСАИД. С приветственным словом обратились заместитель министра социального развития КР Э. Байсалов, директор программы Jasa.kg Международного молодежного фонда У. Шабынов и координатор этой программы В. Потоцкая.

В минувшем году в республике 360 молодых людей из 12 детских домов Баткенской, Джалал-Абадской, Иссык-Кульской, Ошской, Таласской и Чуйской областей прошли программу социальной реабилитации «Паспорт к успеху» (ПКУ), которую реализует ОФ «Институт детства». Об этом участникам диалога рассказала программный менеджер общественного фонда Н. Джакубова. Проект запущен с целью адаптации и самоопределения выпускников детских домов республики.

Вся его программа включала в себя 46 уроков по обучению важным жизненным навыкам, приспособленным к потребностям подопечных резиденциальных учреждений: шитье, кулинария, токарное и слесарное дело. «Паспорт к успеху» состоит из пяти частей, которые помогают усилению личностных качеств и способностей воспитанников, получению ими знаний о здоровом образе жизни, умению конструктивно справляться с конфликтными ситуациями, развитию навыков, нужных для достижения успеха в профессиональной деятельности, подготовке молодыми людьми мини-проектов для решения проблем местного сообщества.

С молодежью с начала 2012 года проводились занятия по поведению в социуме, здоровому образу жизни, готовности к трудоустройству. Программа «Паспорт к успеху», по замыслу ее инициаторов из Международного молодежного фонда (ММФ), должна способствовать интеграции выпускников детских домов в общество. В Кыргызстане пока не развита система услуг для детей, лишенных родительского попечения, для их вхождения в социум.

Ребята находятся под присмотром, их вовремя кормят, но проблема в том, что большинство из них совсем не имеют бытовых навыков. Им сложно строить диалог с людьми разного возраста. Многие обижены на родителей, которые оставили их на воспитание у дальних родственников, а сами уехали на заработки или же являются алкоголиками или наркоманами. Воспитанники детдомов, сталкиваясь с повседневными трудностями и неурядицами, после выпуска часто попадают в группы риска или подвергаются негативному влиянию, что затрудняет их адаптацию в обществе, отметила Н. Джакубова.

Она сообщила, что подопечные детских интернатных учреждений отличаются своеобразием психологических функций, неразвитым социальным интеллектом, иждивенчеством и непониманием материальной стороны жизни. В детдомах и школах-интернатах в основном занимаются учебным процессом и воспитанием детей в пределах одного учреждения. Поэтому они не умеют рационально расходовать деньги, вовремя обращаться за помощью к медикам, специалистам для оформления документов и испытывают сложности в обучении и трудоустройстве. Это создает трудности для их социализации, обусловленные рядом объективных факторов, таких, как отсутствие обучения хозяйственным и бытовым навыкам, поэтому они не подготовлены к жизни.

Нужно приложить усилия, чтобы повысить их способность к адаптации и позитивному поведению, позволяющему объективно справляться с требованиями и вызовами повседневного бытия. Помочь развитию жизненных умений и специализировать молодежь интернатных учреждений и призвана программа «Паспорт к успеху», которая проводилась в шести областях страны и предоставила ее участникам возможность посетить местные учебные заведения, кинотеатры, театры и бизнес-предприятия. Молодые люди также разработали 17 социальных проектов в своих сообществах. Создано и методическое пособие по реализации программы на кыргызском и русском языках, сообщила Н. Джакубова.

За 2012 год в республике выявлено 2 625 детей, оставшихся без попечения родителей, рассказала в диалоге за «круглым столом» начальник Управления по защите детей Министерства социального развития КР Г. Абитова. Она изложила задачи Стратегии развития социальной защиты населения, решение которых поможет обеспечить достойную жизнь уязвимым семьям и детям. Специалист отметила, что из этого числа 1 069 несовершеннолетних переданы под опеку, над 370 установлено попечительство, 802 ребенка усыновлены или удочерены, 384 направлены в интернатные учреждения, еще часть (247 детей) возвращена из детских учреждений в семьи.
Она заострила внимание участников диалога на основных целях Стратегии развития социальной защиты населения на 2012-2014 годы. К ним, по словам специалиста, относится повышение доступа уязвимых семей и детей к государственным социальным выплатам, гарантированным социальным услугам, ориентированным на обеспечение детям семейного окружения. В этот перечень также входят создание системы государственной социальной поддержки для социально незащищенной категории населения, повышение уровня и качества жизни семей и ребят, находящихся в сложной жизненной ситуации, на основе полного охвата системой социальной поддержки крайне бедных. К важным целям она отнесла развитие рынка социальных услуг на местном уровне, социализацию и интеграцию семей и детей, пребывающих в трудном жизненном положении.
Министерство образования и науки КР планирует изучить и оценить деятельность 11 ре-зиденциальных учреждений своей системы. Об этом рассказала в своем выступлении ведущий специалист ведомства С. Мамбетова. Она сообщила, что в план оптимизации управления финансированием детских интернатов на 20132016 годы входят разработка нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждений, предоставляющих социальные услуги, а также мониторинг и оценка их работы.

Сегодня в состав резиденциальных учреждений образовательной системы республики входят 7 детских домов, 1 центр поддержки семьи и детей, 4 общеобразовательные школы-интерната, 15 общеобразовательных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья, специальные школы-интернаты для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания. Специалист отметила, что распределение происходит на основании решения судебных органов, временного акта территориального органа социальной защиты (6 месяцев) и по заключению психолого-медико-педагогической консультации для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обсуждение главных тем «круглого стола» продолжила преподаватель БГУ С. Амерханова, которая рассказала о результатах проведенного группой специалистов исследования психологического воздействия уроков программы «Паспорт к успеху» на воспитанников детских интернатов. Затем об обеспечении прав на семейное окружение детей, лишенных родительского попечения, сообщила президент ОФ «Лига защитников прав ребенка» Н. Турдубекова. Своим опытом развития жизненных навыков и постинтернатного устройства выпускников поделились советник по семейной опеке общественного фонда «SOS-Детские деревни Кыргызстана» О. Орозбаева и программный менеджер общественного фонда «Ойэсис» Л. Салимжанова.

Особенно заинтересованно встретили участники диалога выступления непосредственных участников проекта «Паспорт к успеху»: ресурсных тренеров, работающих в детских домах и школах-интернатах. Интересные сообщения об итогах реализации проекта в своих учреждениях сделали тренеры Октябрьского детского дома Джалал-Абадской области Ч. Жабирова, старший воспитатель Военно-Антоновского детского дома Г. Андрусова и тренер Панфиловской школы-интерната Чуйской области Б. Алымбеков.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Айнуры ДЖАПАРОВОЙ






Добавить комментарий