Main Menu

Тайна «Объекта 5-с»

В 30 километрах от Бишкека на  известном среди историков и археологов Краснореченском городище  группой специалистов Кыргызской академии наук совместно с российскими коллегами из  Государственного Эрмитажа обнаружена статуя Будды, что стало сенсацией  в научном мире.

Предыстория
Сенсация или не сенсация, только о том, что неподалеку от села Красная  Речка глубоко в земле находится буддийский храм с цветными фресками,  легенды ходили еще в 70-е годы прошлого века.  Будто бы нашли его местные трактористы, распахивая в очередной раз колхозное поле, и наткнулись на саманную стену в земле; сообщили тут же сельской администрации, ну а те в свою очередь рассказали о странной находке сотрудникам Академии наук.  Ученые мужи приехали,  начали раскопки, а когда нашли это строение древнего зодчества, то почему-то внезапно его и закопали. Кто-то говорил, что из-за того, что не было в то время  достойных технологий, чтобы начать реставрацию потрясающе красивых фресок, кто-то называл другие причины, а только больше этого храма никто в глаза не видел,  исчез он, как таинственная  Атлантида, что еще сильнее подогревало страсти вокруг  неизвестного чуда света. В конце концов рассказ об архитектурном памятнике   превратился в легенду, часто звучавшую в устах  археологов на вечерних посиделках у палаток при свете костров. Потом повествования  становились реже и реже, пока не вытеснили их новые, не менее интересные истории.  А храм, был ли он?

Легенда оживает
И вдруг  как гром среди ясного неба: в глубине одного из краснореченских холмов найдена глиняная статуя Будды, сидящего в позе лотоса на пьедестале.  Значит, это не миф, налицо все доказательства  того, что храм существовал на самом деле.
Хорошо сохранились нижняя часть скульптуры и остатки ещё одной статуи — бодхисатвы.
«Но  основание   самого пьедестала еще лежит под слоем земли, где археологи надеются найти оставшиеся части торса и голову. Предположительно  высота статуи  около 5 метров, включая сохранившиеся полтора метра, в некоторых местах видны следы красной, бордовой, желтой, голубой и охристой красок, — рассказывает один из руководителей раскопок  археолог  Валерий Кольченко. — Скорее всего, бесценная находка относится к VIII-X вв. и представляет особый интерес для ученых всего мира, а для Кыргызстана в особенности.  Уже прислали свои поздравления  коллеги из России, Японии, проявили интерес специалисты из Индии. Совместный кыргызско-российский археологический  отряд начал свою работу около пяти лет назад, а  исследования «Объекта 5-с» — так обозначили средневековый храм — ведутся с 2010 года. Мы предполагали, что  это будет находка, связанная с эпохой расцвета буддийской культуры, а  раскопки 2011 года только подтвердили догадку».
«Это уже вторая статуя Будды,  найденная на территории Кыргызстана,  — дополнил рассказ  научный сотрудник  отдела Востока российского Государственного Эрмитажа Асан Торгоев. — Первое глиняное изваяние  было найдено более сорока лет назад и сейчас хранится  в Эрмитаже, но  все равно оно является собственностью Кыргызстана и в любой момент  по требованию руководства страны может  быть транспортировано  на родину». На вопрос, как оно там оказалось,  Асан сказал, что  статуя вывезена из Кыргызстана на реставрацию  еще   при Советском  Союзе,  и на тот момент это было самое лучшее решение, потому что Эрмитаж как тогда, так и сейчас обладает лучшими в мире реставрационными мастерскими, лабораториями и  высококвалифицированными специалистами. «Объект  5-с» также  отправится по окончании работ в Эрмитаж, где им займутся реставраторы. Российская сторона  возьмет на себя финансовые расходы  на  восстановление уникального памятника древней культуры, а потом он вернется домой.
«Хорошо бы  выделить бесценному памятнику отдельное помещение в нашем Историческом музее, как это делается в других странах для таких объектов. А самым лучшим вариантом  было бы открыть музей на  Краснореченском городище — есть предположение, что это не последняя статуя Будды. Ведь мы планируем сделать нашу страну привлекательной для путешественников — так это будет еще одна достопримечательность,  куда можно привозить туристов, — пояснили Валерий Кольченко и Асан Торгоев. — В этом году  раскопки  закончены, памятник законсервирован по полевой методике лаборатории реставрации монументальной живописи Государственного Эрмитажа.  На следующий год приедут уже несколько реставраторов  — в этот раз был один, — потому что работа очень кропотливая, трудоемкая, материал — глина — очень хрупкий, большого напряжения  потребует транспортировка артефакта. Памятник будет охраняться, так как есть опасность, что «черные археологи»   не столько найдут какие-либо  исторические ценности, сколько навредят раскопкам».

Все флаги в гости к нам?
Краснореченское городище, стоящее на Великом Шелковом пути,  само по себе явление уникальное. Говорят, что был там когда-то древний город Навекет, что аналогично названию Новгорода, и, так же, как в древнерусском «торговом центре», здесь  пересекались  разные народы,  этносы, страны, эпохи. Скорее всего, так оно и было, потому что при раскопках находили предметы старины согдийской, караханидской,  монголо-тимуридской  и других культур. Теперь вот еще и буддийская. По всей видимости,  в навекетский  период древние находили общий язык между собой, были интересны  друг другу, несмотря на  национальности,  различные религии, обычаи и традиции. Здесь, на пересечении всех путей и дорог,  жизнь била ключом, расцветали не только сады, но и ремесла, развивались наука и искусство, «все флаги в гости к ним» были.  Прошло более тысячи лет, давно нет Навекета, но, как и в былые времена, на этом месте  вновь проживают люди  разных национальностей  — наверное, эта территория особенная.  Возможно,  пройдет какое-то время и, как и столетия назад, все «флаги в гости к нам» будут: есть все  условия для развития туризма, ремесел, торговли.

Галина МИХАЙЛИНА.






Добавить комментарий