Main Menu

ОпираЯсь на разум и справедливость Мудрость предков — в этих принципах

В Академии госуравления при Президенте прошла междисциплинарная научно-практическая конференция «Вопросы управления в фольклоре и письменных памятниках кыргызского этноса», посвященная  1170-летию Великого кыргызского каганата. Впервые ученые и эксперты обратились к тому, чтобы выяснить, как отразились вопросы управления в кыргызском фольклоре и какие уроки из этого можно почерпнуть.

Их можно извлекать всегда, а жизнь дает немало поводов  убедиться в этом. Главное, чтобы урок оказался впрок. К такому мнению пришли участники конференции: философы, политологи, историки, юристы, филологи, эксперты, государственные и муниципальные управленцы. Они согласились, что в нынешний период конфликтов сказки, предания и легенды — кладезь народной  и вековой мудрости — могут оказаться спасительными, ибо взывают к разуму правителей. И привели конкретные примеры прошлого.
Так, Б. Торогельдиева, профессор АГУПКР, темой своего исследования выбрала конфликты и пути их разрешения в кыргызских пословицах, для чего рассмотрела свыше 1 000 пословиц. Оказалось, что более 60 их процентов посвящены межгрупповым конфликтам. И такой сильный акцент, по мнению Торогельдиевой, связан с тем, что кыргызское общество на первый план всегда выносило интересы коллектива, а не индивидуальные интересы человека.
С. Абдрасулов, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук КГЮА, проанализировал труды Жусупа Баласагына «Кудатту билим» и то, как преподносится там мироустройство. «Традиционная управленческая культура кыргызов базировалась на нравственных основах, — сказал он. — И если потомки Манаса Великодушного хотят продлить свое бытие, они должны не только знать свою историю, основы своей культуры и государственного управления, но и руководствоваться ими».
По его мнению, кыргызы могут создать особую форму правления — софиократию (мудрократию), если начнут опираться на разум и справедливость и сохранять духовность. И поддержкой тут станут советы старейшин, курултаи.
Ученые попытались дать беспристрастную характеристику образу жизни кыргыза и даже отождествить с другими культурами. Ибо это прямо или косвенно влияет на выбор курса — политического, экономического, культурного, образовательного.
«Кыргызы — древнейшие представители кочевого мира Центральной Азии, — сказала Ш.Акмолдоева, профессор КНУ им.Баласагына. — Они изначально сформировали свои, отличные от оседлости, бытие, мышление, менталитет, социальные институты, культурно-исторические ценности, отличные от привычных понятий восточной культуры». По ее мнению, необходимо отказаться от бесспорности западных ценностей и оценок кочевой культуры. Ведь для кочевника осесть и остановиться  значит потерять высшую ценность. «В кочевом обществе мудрый правитель не тот, кто имеет власть, а кто соблюдает и чтит традиции, — сказала профессор. — Реальная власть принадлежит не одному правителю, а целой группе — мудрецам, военачальникам. Общество склонно задавать вопросы: кто мы и куда идем, а не только о хлебе насущном. И ответ невозможен без анализа прошлого духовного опыта, без понимания национальных особенностей. Сегодня наше общество волнует проблема выработки новой национальной идеологии. Но сдвиги начинаются тогда, когда имеются четкие и достойные идеологические ориентиры. И «Манас» должен стать этой платформой.
У.Асанова, профессор КТУ «Манас», разобрала роль ритуала в управлении.
— Конфуций писал: там, где есть корни, есть путь, — отметила она. — Поэтому поиск путей преодоления современного кризиса управления через исследование традиций — благодатная задача. Можно воссоздать эффективную модель управления, соответствующую устремлениям народа к благоденствию, справедливости и миру. В кыргызской культуре вся жизнь человека представляет собой ритуал: отношения между старшими и младшими, мужем и женой, рождение ребенка, женитьба, похороны, благословение, гостеприимство, игры — все ритуализировано. Результат подчинения ритуалу — спокойствие, гармонизация, безопасность.
В пример Асанова привела историю Кожожаша, сказку о царь-птице Буудайык и, конечно же, сказ о манкурте, воспроизведенный Ч.Айтматовым.
— Современным управленцам важно знать эти легенды, чтобы пробудилось у них уважение прав, достоинства и свободолюбия каждого человека, чтобы помнили, что основа свободолюбия — память, — заострила внимание профессор. — Во всех произведениях устного творчества красной нитью проходит мысль об огромной ответственности руководителя перед народом, его справедливого отношения к нему.
Кстати, профессор КРСУ А. Дононбаев обнаружил связь идей Калыгула и Конфуция, несмотря на колоссальную разницу во времени. В частности, он обратил внимание на то, что они не личность подгоняли под существующую или желаемую форму организации жизни, а, наоборот, форму избирали такую, чтоб человек реализовал свои гуманистические начала наиболее гармонично.
Его коллега из КРСУ профессор Б. Борубашев проанализировал политико-правовые основы управления традиционным кыргызским обществом. И пришел к выводу, что политическая система в основном носила демократический характер.  И хотя в эпосе «Манас» есть элементы военного руководства, а в формировании органа государственной власти участвовали мужчины, решение же принималось общим голосованием.
— До середины IХ века система управления кыргызов основывалась на родоплеменном делении, — пояснил он. — И основными институтами общественно-политической системы были курултаи, топ, дубан, манап, бий, волостные управления, айыльные старшины и аксакальство. Курултаи играли роль судебного, совещательного органа на местном уровне и собирались для решения имущественных и земельных споров. Традиционное общество функционировало на основе обычно-правовых норм, обеспечивающих устойчивость общественных отношений, ибо регулировало социальные, имущественные, политические и иные стороны жизни (чему способствовали чрезвычайные съезды биев). С середины IX века система управления уже была основана на территориальном принципе, айыльная община помогала сохранению родовых пережитков и стала политической, хозяйственной и фискальной единицей.
Конференция была направлена на то, чтобы собрать на одном дискуссионном поле отечественных ученых из разных отраслей науки и экспертов для сотрудничества  и выработки конкретных предложений по улучшению современной системы госуправления.

Галина МИХАЙЛИНА.

 






Добавить комментарий