Main Menu

Был предан искусству до конца

Имя Урана Сарбагишева, балетмейстера-постановщика и ведущего солиста балета Национального академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева, неразрывно связано с ярчайшим расцветом кыргызского профессионального хореографического искусства, чье общенародное достояние получило широкое интернациональное звучание.

Артистический путь танцовщика Урана Сарбагишева начался в августе 1955 года, когда он после окончания Ленинградского академического хореографического училища был зачислен артистом балета нашего театра оперы и балета. А уже через четыре дня Уран исполнил свою первую сольную партию в балете П. Чайковского «Лебединое озеро», сразу заявив о себе как о высокопрофессиональном танцовщике с отличной академической школой.

За очень короткое время Сарбагишев стал ведущим исполнителем всех танцевальных партий главных героев в спектаклях театра. Его одаренность и отличные артистические данные, помноженные на прославленную академическую школу русского балета, давали ему возможность исполнять самые разнообразные балетные роли. Это и аристократические принцы в балетах «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», и романтические герои в «Шопениане», «Жизели», «Ромео и Джульетте», и порывистый Фрондосо в «Лауренсии», и мужественный Конрад в «Корсаре», и зажигательный Базиль в «Дон-Кихоте»… В каждой новой роли артист стремился посредством танца передать глубокое содержание образа, выделить наиболее созвучные его современникам черты. Такими укрупненными хореографическими портретами стали у Урана Сарбагишева герои балетов «Анар» и «Чолпон», что было особо отмечено специалистами и любителями балета во время показа этих спектаклей в Москве в 1958 году на II Декаде киргизского искусства и литературы. Главный герой балета «Чолпон», юноша Нурдин, в исполнении Урана Сарбагишева захватывал своим темпераментным, волевым танцем-полетом, не знающим никаких преград: так непринужденно и задорно множились виртуозные движения его танца, сплетаясь в упруго вихревой каскад хореографического рисунка. Талантливая игра Бибисары Бейшеналиевой, Урана Сарбагишева, Рейны Чокоевой, Сапарбека Абдужалилова привлекла внимание кинематографистов. Почти сразу же после отчетного выступления в Москве на ленинградской студии «Ленфильм» начались съемки фильма-балета «Чолпон» в исполнении кыргызских артистов, который был затем показан с триумфом в 104 странах мира. Артистический талант танцовщика Сарбагишева был многогранным.

Летом 1966 года состоялся почти полуторамесячный фестиваль балета в столице Кубы с участием крупнейших мастеров балета из Болгарии, Венгрии, Румынии, Кубы. В главных партиях балета «Жизель» выступили кыргызские артисты Рейна Чокоева и Уран Сарбагишев. Театральные деятели Гаваны высоко оценили выступления артистов из Кыргызстана. «Примером хореографического мастерства и исполнительских способностей» назвала кубинская газета «Мундо» эти выступления.

Мое знакомство с Сарбагишевым произошло почти пятьдесят лет тому назад, в августе 1964 года, когда на служебном входе нашего оперного театра ко мне подошел юноша и, поздоровавшись, назвал себя — Уран Сарбагишев. Он оказался партнером в моем дебютном спектакле — балете «Бахчисарайский фонтан» на музыку Б. Асафьева, в котором танцевал польского юношу Вацлава, а я исполнял роль крымского хана Гирея. Наши артистические пути затем многократно пересекались в балетных спектаклях и танцевальных тренировочных залах. А когда Сарбагишев был назначен главным балетмейстером театра, он пригласил меня работать педагогом-репетитором балетной труппы, и с тех пор в тесном творческом союзе мы работали в нашем театре оперы и балета, в Бишкекском хореографическом училище и на кафедре хореографии Кыргызского государственного института искусств им. Б. Бейшеналиевой.

Не прекращая своей активной исполнительской деятельности, Сарбагишев стал пробовать свои силы и в балетмейстерской работе. Обратившись к сфере национального, народно-характерного танца, Сарбагишев на колоритную музыку кыргызских композиторов Мукаша Абдраева и Абдыласа Малдыбаева поставил массовую танцевальную композицию на 32 исполнителя «В горах Ала-Тоо», прочно вошедшую в концертный репертуар нашего театра оперы и балета и ансамбля танца республики.

Магистральным направлением творческих поисков молодого балетмейстера-постановщика Сарбагишева стало утверждение современности, героической, крупномасштабной, волнующей зрителей высокой правдой чувств. Именно современники стали героями первого спектакля, поставленного Ураном Сарбагишевым в театральный сезон 1967 года. Балет композитора В.Власова » Асель» по чудесной повести Ч. Айтматова «Тополек мой в красной косынке» был обращен к современникам, сидящим в зрительном зале. Вопросы моральной чистоты, высокой ответственности нашего современника за свои поступки стали главными для постановщика балета Урана Сарбагишева, художника А. Арефьева, дирижера К. Молдобасанова, артистов Б. Бейшеналиевой, Б. Арунова, С. Молдобасановой и всех участников этого спектакля.

С этой знаменательной постановки молодого хореографа начинается более чем 40-летний творческий путь Урана Отунчуевича Сарбагишева, автора целого ряда спектаклей нашего балета, вошедших в сокровищницу мирового хореографического искусства. Тема красоты и величия героического подвига стала главной в постановках хореографа Сарбагишева — балетах «Спартак» А.Хачатуряна, «Прометей» Э. Аристакесяна, «Бессмертие» Ч. Нурымова, центральный образ которого был навеян обликом Героя Советского Союза Чолпонбая Тулебердиева, закрывшего своим телом амбразуру вражеского дзота.
Сарбагишев — создатель почти сорока уникальных хореографических постановок, полнометражных и одноактных балетов, балетных сцен в оперных спектаклях, концертных номеров. Оригинальные хореографические спектакли Сарбагишева поставлены на оперно-балетных сценах Казани, Челябинска, Алматы, Днепропетровска, Душанбе. Именно ему, хореографу-новатору, доверяли право первой постановки своих произведений композиторы К. Молчанов — балет «Макбет», У. Мусаев — балет «Томирис», Ч. Нурымов — балет «Бессмертие», С.Полуэктов — балет «Бастилия», К. Молдобасанов — балет «Сказ о Манкурте» и балет-оратория «Материнское поле’. Рассказывая о судьбе простой кыргызской женщины Толгонай, потерявшей в войну трех сыновей и мужа, повествуя о мужестве и стойкости советских людей, вынесших тяжелые испытания и неимоверные тяготы в борьбе с фашизмом, авторы спектакля утверждали величие и силу человеческого характера. Яркая и самобытная музыка К. Молдобасанова была талантливо интерпретирована Сарбагишевым. Пластическая партитура хореографа воплотила не только самые разнообразные танцевальные формы классической хореографии. Сарбагишев смело и необычно переосмысливал их, нашел оригинальные сочетания и взаимосвязи, насытил национальной фольклорной пластикой. Балет-оратория «Материнское поле» перешагнул театральные границы республики, был поставлен на сценах театров Советского Союза и за рубежом. Создатели балета-оратории «Материнское поле» композитор и дирижер К. Молдобасанов, балетмейстер-постановщик У. Сарбагишев, исполнительницы роли Толгонай А. Токомбаева и Р. Чокоева были удостоены высокого звания лауреатов Государственной премии СССР в области театрального искусства за 1976 год.

Многочисленные зрители недавнего вечера памяти Урана Отунчуевича Сарбагишева на сцене оперного театра с большим интересом и вниманием просмотрели обширные хореографические сцены из балетных постановок хореографа — спектаклей «Спартак», «Асель», «Чолпон», «Дон Кихот», «Сказки Венского леса», балета-оратории «Материнское поле», мастерски исполненные ведущими солистами кыргызского балета в сопровождении симфонического оркестра театра под руководством дирижера Н. Полотова.

Благодарная память об Уране Отунчуевиче Сарбагишеве, народном артисте республики, лауреате Государственной премии СССР, профессоре, награжденном орденом «Знак Почета», медалью «Данк», орденом «Манас» III степени, выдающемся творце прекрасного балетного искусства навсегда сохранится в наших сердцах.

Роберт УРАЗГИЛЬДЕЕВ,

народный артист Кыргызской Республики, доктор искусствоведения, профессор.

 






Добавить комментарий