Main Menu

Без воды и ни туды, и ни сюды

На протяжении полувека целый поселок живет без водопровода

Грязную арычную воду люди отстаивают, кипятят и используют для своих нужд. Другого выбора у них просто нет. Кишечные заболевания в селе — обычное дело. Сви­репствует гепатит А. В 1996 году, когда прорвало город­скую канализацию и вода по­пала в канал, началась эпи­демия тифа. В то время 56 человек получили лечение, и трое из них сейчас инвалиды.

Жители привыкли ис­пользовать мутную воду, для них самая большая проблема   полное ее отсутствие. Обыч­но 4-5 раз в год на канале проводят профилактические работы, чистят его, а значит, перекрывают подачу живи­тельной влаги каждый раз на 10 дней. По словам главы айыл окмоту Керме-Тоо Абдулашима Атазакова, в та­ких случаях людям прихо­дится покупать питьевую во­ду, которую привозят из Оша. «40-литровая фляга стоит 20 сомов. Ее хватает на день. Вот и получается, что за 10 дней профилактики приходится отдавать мини­мум 200 сомов», — рассказы­вает он. Но не у всех хватает денег на покупку воды, по­этому люди частенько наби­рают ее в выбоинах канала, где не успело все высохнуть, — своеобразных земляных ре­зервуарах.

В момент моего пребыва­ния в селе как раз велись очистительные работы на Араванском канале. Жители спускались по глиняным сту­пенькам в грязную канаву на окраине села и набирали вла­гу.

   Я хожу сюда 3-4 раза в день с двумя ведрами. Эту во­ду мы пьем, готовим на ней еду и поим скот. Альтернати­вы у нас пока нет, — пожало­валась местная жительница Саадат.

Основной источник дохода в селе — животноводство. И если во время профилактики канала люди практически не поливают свои земляные на­делы, то со скотом возникают проблемы. Его ведь необхо­димо поить регулярно. Чтобы решить проблему, Всемирная продовольственная програм­ма ООН (ВПП ООН) и Гер­манское общество междуна­родного сотрудничества (GIZ) начали строительство трех отстойников воды для живот­ных в различных частях се­ла. Каждый рассчитан на 70 тонн, и, по словам экспертов, этого хватит на две недели. Подобные сооружения теперь начнут возводить и местные жители, но уже за свой счет. Сейчас в строительстве задей­ствованы 25 сельчан. За свою работу они получат по 200 килограммов муки и масло.

  На своем участке я вы­ращиваю только кукурузу, которую потом скармливаю животным. А вот если бы бы­ла вода, то посадил бы ово­щи. Можно их хорошо про­дать и заработать на этом деньги, — рассказал житель села Гульбар Осмон Кабулов.

Глава айыл окмоту Керме -Тоо Абдулашим Атазаков на­шел три способа решения проблемы с питьевой водой: «Можно построить неболь­шое очистительное сооруже­ние. Но сложность в том, что вода после данной процедуры станет дистиллированной, без полезных веществ. А скважину пробурить нельзя, поскольку подземные стоки засолены настолько, что не­возможно пить такую воду. Есть еще вариант: дождать­ся, пока к территории Оша присоединят земли Кенен- Сайского массива и туда про­ведут водопровод. И от него мы уже сможем протянуть трубы в наше село. Есть воз­можность напрямую проло­жить водопровод из Оша. Проект уже разработан, но денег на него нет. А власти нам не хотят помогать. На реализацию задуманного тре­буется 60 миллионов сомов, причем своими силами мы уже собрали 1 миллион 640 тысяч».

Абдулашим Атазаков пы­тается решить многие вопро­сы айыл окмоту. К примеру, подготовил проект детского садика. ЮСАИД его поддер­жал, и скоро небольшое по­мещение отремонтируют, обеспечат необходимым ин­вентарем и завезут книги. В новом здании дети смогут за­ниматься в 2 смены. Возмож­но, скоро и власти озаботятся проблемами местных жите­лей и они перестанут пить грязную арычную воду и хо­дить с протянутой рукой по международным донорам.

Ирина КОВШОВА.

Фото автора.







Добавить комментарий