Main Menu

Был у школьников свой фронт

Передовая статья «Письма на фронт», опубликованная 17 марта 1943 года газетой «Советская Киргизия», констатировала: «Крепче связь тыла и фронта! В этом — залог нашей победы!».

В установлении этой связи участвовали все — от мала до велика. Передовица, в частности, обращалась к школьникам: «Пусть они пишут в действующую армию. Этим они окажут большую помощь Красной Армии в разгроме врага».

Передо мной фронтовые письма из далекого 1943го, адресованные фрунзенским школьникам. В годы Великой Отечественной войны на территории Киргизии дислоцировались 25 военных госпиталей, в которые без остановки поступали с фронтов раненые и больные бойцы Красной Армии. Сегодня, пожалуй, только фронтовые письма могут передать ту атмосферу заботы и внимания, которой они были окружены. Кстати, тепло своих сердец дарил не только медперсонал, но и учащиеся средних школ. Ребята ухаживали за ранеными, давали концерты, дарили вещи, изготовленные собственными руками, — вязаные носки, кисеты, платки. Равнодушным к такому вниманию вряд ли кто мог остаться. Потому-то, уже убыв после излечения на фронт, бойцы и командиры писали в Киргизию слова благодарности, адресуя их детям.

Вот строчки из письма гвардии капитана Владимира Горенкова, датированного 29 марта 1943 года, директору школы № 13 г. Фрунзе:

«Весной — летом 1942 года я находился на излечении в госпитале № 1081, над которым шефствовала и ваша школа. Теперь, когда я полностью выздоровел и вернулся в строй, разрешите через вас передать благодарность учащимся и учителям школы за заботливое отношение к раненым. Мне запомнилось заботливое отношение ученицы старших классов вашей школы Нины Никитченко. Я вас очень прошу, напишите мне ее домашний адрес, я ей напишу письмо и лично отблагодарю, или дайте ей мой адрес, хотя она, очевидно, не помнит меня».

Но и из Киргизии на поля сражений отправлялись письма, посылки от маленьких киргизстанцев. Например, 20 марта 1943 года во Фрунзе красноармеец Иван Карельский отправил письмо Гале Рольник — ученице 2 класса средней школы № 6 им. И.В. Панфилова, в котором он благодарил за подарки и поздравление (по случаю 25-й годовщины Красной Армии — Л.С.) и обещал «еще сильнее бить фашистских бандитов, по-флотски», пожелав школьнице отличной учебы.

Читая фронтовые письма, адресованные детям, четко прослеживается единая линия: отличная учеба — удар по врагу. В одном из своих последних писем дочери — 10-летней Фаине Смирновой — капитан Федор Тихонович Смирнов, офицер 385-й Кричевской стрелковой дивизии,  сформированной во Фрунзе, давал напутствие: «Здравствуй, дочуля Фаечка! Письмо твое получил, был очень рад, что мне пишет моя любимая дочь. Я очень рад, что ты учишься хорошо, надо учиться еще лучше, так, чтобы по всем предметам было бы «отлично». А я буду бить фашистов тоже на «отлично», а потом, когда я приеду домой, я спрошу, как ты выполнила свои обязательства, а я расскажу о своих обязательствах, как я их выполнил».

В январе 1945 года в семью Смирновых пришла похоронка, в которой сообщалось, что «Смирнов Федор Тихонович в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 27 сентября 1943 года».

Для Нины Никитченко, Гали Рольник, Фаины Смирновой фронт Великой Отечественной проходил во Фрунзе. Здесь они внесли достойный вклад в дело победы над врагом: хорошо учась, протягивали руку помощи раненым бойцам, отправляли весточки фронтовикам, поддерживая их духовные силы.

Сегодня Фаина Федоровна Осипова (в девичестве Смирнова) активно трудится в ветеранской организации республики, призывая молодежь на «отлично» любить Родину, как ее отец.

К сожалению, мы не знаем, как сложились судьбы двух героинь народной войны — Нины Никитченко, Гали Рольник. Хорошо бы рассказать о них. Думается, это будет увлекательный рассказ.

Леонид СУМАРОКОВ. Письма из Центрального государственного архива Кыргызской Республики.






Добавить комментарий