Миссия МВФ: РАБОТАЙТЕ, И МЫ ПРОДОЛЖИМ ПОДПИТКУ!!!
Завершена работа очередной миссии МВФ, проверявшей, как Кыргызстан выполнил свои обязательства, данные в рамках Меморандума об экономическом сотрудничестве на 2011-2014 гг.
Глава миссии Кристиан Бед- дис в рамках высокой проверки донорской организации, финансирующей бюджет Кыргызстана, сообщил, что «цель двухнедельной работы миссии заключалась в проведении консультаций в соответствии со статьей 4 Устава МВФ за 2013 год, а также в четвертом обзоре хода выполнения программы, которая поддерживается с помощью расширенного кредитного механизма». До обнародования итогов эксперты миссии провели переговоры с представителями правительства, Жо- горку Кенеша, деловых кругов, неправительственных организаций.
Каковы же основные выводы, сделанные на сей раз экспертами МВФ, в отношении осуществляемой правительством республики экономической политики?
Отмечено, что:
— В 2012 г. наблюдалось ухудшение макроэкономических условий, несмотря как на уверенный рост в секторах экономики, не связанных с добычей золота, так и на прирост денежных переводов в страну. Оно связано с существенным сокращением добычи золота на кумторском предприятии, приведшим к общему снижению объемов производства на 0,9 %. Существенно увеличился и дефицит счета текущих операций и главным образом из-за сокращения объема экспорта золота, но и из-за роста импорта вводимых ресурсов в рамках инфраструктурных проектов, реализация которых продолжается в энергетике;
— инфляция к концу 2012 г. повысилась до 7,5 % в результате произошедшего летом роста мировых цен на продовольствие. Но, подчеркивают эксперты, МВФ приветствует твердое намерение НБ КР проводить политику сдерживания инфляции. В отсутствие внешних шоков, надеются эксперты миссии, инфляция по итогам этого года не должна превысить 7 %, как и в среднесрочной (на ближайшие годы) перспективе;
— В перспективе ожидается, что восстановление объема добычи золота в 2013 г. приведет к значительному повышению темпов экономического роста (до 7,5 %) и сокращению дефицита счета текущих операций.
Ход реализации программы в целом остается удовлетворительным. Миссия отмечает, что правительство продолжает придавать большое значение бюджетной консолидации в текущем году и в среднесрочной перспективе.
Также отмечено, что бюджет на 2013 г. основан на консервативных прогнозах исходя из умеренных доходов и необходимости сдерживания неприоритетных расходов из соображений социального характера. Ожидается, что общий дефицит бюджета уменьшится до 5,3 % от ВВП. Правительство как приверженец целей укрепления налоговой политики подтвердило их передачей этой функции Министерству финансов и продолжает укреплять налоговое администрирование и совершенствование управления госфинансами.
Структурные реформы продвигаются вперед, хотя и несколько медленнее, чем ожидалось.
В финансовом секторе настоятельно рекомендуется официальным органам быстро и окончательно урегулировать ситуацию с продажей «Залкарбанка» и поддерживать контакты с парламентом, чтобы обеспечить принятие поправок к законодательной основе по борьбе с отмыванием денег и противодействием финансированию терроризма в соответствии с международной оптимальной практикой.
Миссия согласна с официальными органами, что дальнейшее улучшение делового климата является краеугольным камнем устойчивого и всеобъемлющего роста. Кроме того, стабильный и предсказуемый инвестиционный климат с надлежащим обеспечением выполнения условий контрактов и укреплением прав собственности, сокращение бюрократии и борьба с коррупцией имеют принципиальное значение для привлечения инвестиций и стимулирования роста и роли частного сектора.
Эксперты МВФ конкретизировали задачи, стоящие перед Кыргызстаном, на среднесрочную перспективу. Это восстановление бюджетной устойчивости, укрепление налогово-бюджетной сферы. Поскольку после мирового кризиса 2009 г. усилилась зависимость бюджета Кыргызстана от внешней помощи, решающую роль в сокращении бюджетного дефицита сыграют создание прочной, предсказуемой базы доходов, ослабление зависимости от внешней помощи. В то же время, советуют международные финансисты, властям необходимо создать возможности в бюджете для осуществления приоритетных расходов (на здравоохранение, образование и инфраструктуру). Препятствием для роста остаются неглубокие финансовые рынки, а широкое государственное участие в работе банковского сектора мешает инновациям в нем. Практика же целевого кредитования по ставкам ниже рыночных приводит к искажениям целей кредитования и связана с рисками. Более развитый и хорошо регулируемый финансовый сектор внушал бы больше доверия и способствовал бы усилению механизма передачи воздействия денежно-кредитной политики, считают эксперты МВФ.
Как подчеркнул К. Беддис, «миссией достигнута предварительная договоренность по большинству элементов экономической политики на 2013 год, которые могут послужить основой для завершения четвертого обзора по выполнению Кыргызстаном обязательств. Мы подходим к завершению наших переговоров с правительством. Если удастся достичь окончательных договоренностей, исполнительный совет МВФ мог бы рассмотреть итоги обзора в июне. В случае его утверждения МВФ предоставит стране очередной транш в 15 млн. долларов, увеличив таким образом общий объем средств, фактически предоставленных в рамках этой программы, до примерно 75 млн. долларов.
Что касается необходимости, целей, возможности предоставлять по линии МВФ республике бюджетную поддержку и дальше, глава миссии подчеркнул: «Обычно МВФ оказывает поддержку платежного баланса, но в некоторых исключительных случаях по ряду причин у фонда есть возможность предоставлять бюджетную поддержку, но только в случае наличия потребности и со стороны платежного баланса. Учитывая, что после кризиса 2010 г. ситуация с бюджетом в Кыргызстане является весьма сложной, мы согласились помочь правительству поддержать бюджет, чтобы оно могло реализовать свои программы. Мы предполагаем, что во время действия этой программы (утвержденной в июне 2011 г. и рассчитанной на три года) эта политика будет продолжена. Если ваши официальные органы будут и дальше заинтересованы в этом в следующей программе, то мы готовы обсудить с ними вероятность продолжения этой целевой подпитки бюджета».
Также глава миссии уточнил, что особенность бюджетной поддержки по линии фонда в том, что она не привязана к конкретным проектам, как и аналогичная поддержка со стороны других финансовых организаций. «Однако правительство также получает и проектное финансирование, привязанное к конкретным программам, и оно контролируется должным образом, — заметил Беддис. — Наши программы предусматривают наличие определенных условий — мы договариваемся с правительством о бюджетных параметрах. Например, чтобы социальные расходы не сокращались ниже определенного уровня, говорим об определенном размере бюджетного дефицита, объеме расходов и траектории изменения фонда оплаты труда (в % от ВВП), о сумме, которая будет расходоваться на товары и услуги. Но при этом мы не говорим правительству, что эти 15 миллионов можно использовать для финансирования какой-то конкретной статьи».
Будет ли правительство отчетно за расходование этих средств перед МВФ? Оно обязуется отчитываться перед МВФ (в виде отчетов) о расходовании бюджетных средств, по доходам и расходам. Если на установленную сторонами контрольную дату дефицит бюджета будет выше запланированного, то МВФ вновь вернется к рассмотрению вопроса и проведет обсуждение с кыргызским правительством. К примеру, если фонд оплаты труда в процентах к ВВП будет значительно выше прогнозируемого. Но в целом в детали бюджета правительства МВФ не вмешивается.
Резюмируя, эксперты миссии МВФ отмечают, что с момента мирового кризиса 2009-го и внутреннего кризиса 2010-го бюджет Кыргызстана в большей степени зависит от внешней помощи. Чтобы зависимость стала меньше, правительству следует обеспечить предсказуемую базу доходов, что даст ему возможность лучше планировать среднесрочный бюджет и управление финансами, более четко определять приоритеты и направления статей расходов. Что касается среднесрочной перспективы, тут большое значение имеют реформа финансовых рынков, сокращение активного участия государства в финансовом секторе. И напоследок глава миссии напомнил, что при поддержке фонда в стране реализуется проект по разработке нового банковского кодекса. В случае его принятия и выполнения в соответствии с рекомендациями будут созданы равные условия для банков, всех участников финансовых рынков, а у центрального банка появится возможность лучше регулировать рынок и решать проблемы банковского сектора.
Елена МЕШКОВА.
Related News
В ожидании чуда
С наступлением зимы наверняка многие задумались о том, как будут встречать Новый год. Хозяйки шерстятRead More
Гори, гори ярко
Вот и подходит к концу последний месяц года. Снега в городе практически нет, но инейRead More