Main Menu

Миссия МВФ: РАБОТАЙТЕ, И МЫ ПРОДОЛЖИМ ПОДПИТКУ!!!

Завершена работа очередной миссии МВФ, про­верявшей, как Кыргызстан выполнил свои обя­зательства, данные в рамках Меморандума об экономическом сотрудничестве на 2011-2014 гг.

Глава миссии Кристиан Бед- дис в рамках высокой проверки донорской организации, финан­сирующей бюджет Кыргызстана, сообщил, что «цель двухнедель­ной работы миссии заключалась в проведении консультаций в со­ответствии со статьей 4 Устава МВФ за 2013 год, а также в чет­вертом обзоре хода выполнения программы, которая поддержива­ется с помощью расширенного кредитного механизма». До обна­родования итогов эксперты мис­сии провели переговоры с пред­ставителями правительства, Жо- горку Кенеша, деловых кругов, неправительственных организа­ций.

Каковы же основные выводы, сделанные на сей раз эксперта­ми МВФ, в отношении осуществ­ляемой правительством респуб­лики экономической политики?

Отмечено, что:

  В 2012 г. наблюдалось ухуд­шение макроэкономических усло­вий, несмотря как на уверенный рост в секторах экономики, не связанных с добычей золота, так и на прирост денежных перево­дов в страну. Оно связано с су­щественным сокращением добы­чи золота на кумторском пред­приятии, приведшим к общему снижению объемов производства на 0,9 %. Существенно увеличил­ся и дефицит счета текущих опе­раций и главным образом из-за сокращения объема экспорта зо­лота, но и из-за роста импорта вводимых ресурсов в рамках ин­фраструктурных проектов, реа­лизация которых продолжается в энергетике;

  инфляция к концу 2012 г. по­высилась до 7,5 % в результате произошедшего летом роста ми­ровых цен на продовольствие. Но, подчеркивают эксперты, МВФ приветствует твердое намерение НБ КР проводить политику сдер­живания инфляции. В отсут­ствие внешних шоков, надеются эксперты миссии, инфляция по итогам этого года не должна превысить 7 %, как и в среднес­рочной (на ближайшие годы) перспективе;

   В перспективе ожидается, что восстановление объема до­бычи золота в 2013 г. приведет к значительному повышению тем­пов экономического роста (до 7,5 %) и сокращению дефицита счета текущих операций.

Ход реализации программы в целом остается удовлетвори­тельным. Миссия отмечает, что правительство продолжает при­давать большое значение бюд­жетной консолидации в текущем году и в среднесрочной перспек­тиве.

Также отмечено, что бюджет на 2013 г. основан на консерва­тивных прогнозах исходя из уме­ренных доходов и необходимос­ти сдерживания неприоритетных расходов из соображений соци­ального характера. Ожидается, что общий дефицит бюджета уменьшится до 5,3 % от ВВП. Правительство как приверженец целей укрепления налоговой по­литики подтвердило их переда­чей этой функции Министерству финансов и продолжает укреп­лять налоговое администрирова­ние и совершенствование управ­ления госфинансами.

Структурные реформы про­двигаются вперед, хотя и не­сколько медленнее, чем ожида­лось.

В финансовом секторе насто­ятельно рекомендуется офици­альным органам быстро и окон­чательно урегулировать ситуа­цию с продажей «Залкарбанка» и поддерживать контакты с парла­ментом, чтобы обеспечить при­нятие поправок к законодатель­ной основе по борьбе с отмыва­нием денег и противодействием финансированию терроризма в соответствии с международной оптимальной практикой.

Миссия согласна с официаль­ными органами, что дальнейшее улучшение делового климата яв­ляется краеугольным камнем ус­тойчивого и всеобъемлющего ро­ста. Кроме того, стабильный и предсказуемый инвестиционный климат с надлежащим обеспече­нием выполнения условий конт­рактов и укреплением прав соб­ственности, сокращение бюро­кратии и борьба с коррупцией имеют принципиальное значение для привлечения инвестиций и стимулирования роста и роли ча­стного сектора.

Эксперты МВФ конкретизиро­вали задачи, стоящие перед Кыр­гызстаном, на среднесрочную перспективу. Это восстановле­ние бюджетной устойчивости, ук­репление налогово-бюджетной сферы. Поскольку после мирово­го кризиса 2009 г. усилилась за­висимость бюджета Кыргызстана от внешней помощи, решающую роль в сокращении бюджетного дефицита сыграют создание прочной, предсказуемой базы до­ходов, ослабление зависимости от внешней помощи. В то же вре­мя, советуют международные финансисты, властям необходи­мо создать возможности в бюд­жете для осуществления прио­ритетных расходов (на здравоох­ранение, образование и инфра­структуру). Препятствием для ро­ста остаются неглубокие финан­совые рынки, а широкое государ­ственное участие в работе бан­ковского сектора мешает иннова­циям в нем. Практика же целево­го кредитования по ставкам ниже рыночных приводит к искажени­ям целей кредитования и связана с рисками. Более развитый и хо­рошо регулируемый финансовый сектор внушал бы больше дове­рия и способствовал бы усиле­нию механизма передачи воз­действия денежно-кредитной по­литики, считают эксперты МВФ.

Как подчеркнул К. Беддис, «миссией достигнута предвари­тельная договоренность по боль­шинству элементов экономичес­кой политики на 2013 год, кото­рые могут послужить основой для завершения четвертого об­зора по выполнению Кыргызста­ном обязательств. Мы подходим к завершению наших перегово­ров с правительством. Если удастся достичь окончательных договоренностей, исполнитель­ный совет МВФ мог бы рассмот­реть итоги обзора в июне. В слу­чае его утверждения МВФ пред­оставит стране очередной транш в 15 млн. долларов, увеличив та­ким образом общий объем средств, фактически предостав­ленных в рамках этой програм­мы, до примерно 75 млн. долла­ров.

Что касается необходимости, целей, возможности предостав­лять по линии МВФ республике бюджетную поддержку и даль­ше, глава миссии подчеркнул: «Обычно МВФ оказывает под­держку платежного баланса, но в некоторых исключительных слу­чаях по ряду причин у фонда есть возможность предоставлять бюд­жетную поддержку, но только в случае наличия потребности и со стороны платежного баланса. Учитывая, что после кризиса 2010 г. ситуация с бюджетом в Кыргызстане является весьма сложной, мы согласились помочь правительству поддержать бюд­жет, чтобы оно могло реализо­вать свои программы. Мы пред­полагаем, что во время действия этой программы (утвержденной в июне 2011 г. и рассчитанной на три года) эта политика будет про­должена. Если ваши официаль­ные органы будут и дальше заин­тересованы в этом в следующей программе, то мы готовы обсу­дить с ними вероятность продол­жения этой целевой подпитки бюджета».

Также глава миссии уточнил, что особенность бюджетной под­держки по линии фонда в том, что она не привязана к конкрет­ным проектам, как и аналогичная поддержка со стороны других фи­нансовых организаций. «Однако правительство также получает и проектное финансирование, при­вязанное к конкретным програм­мам, и оно контролируется долж­ным образом, — заметил Беддис. — Наши программы предусматри­вают наличие определенных ус­ловий — мы договариваемся с правительством о бюджетных па­раметрах. Например, чтобы со­циальные расходы не сокраща­лись ниже определенного уров­ня, говорим об определенном размере бюджетного дефицита, объеме расходов и траектории изменения фонда оплаты труда (в % от ВВП), о сумме, которая будет расходоваться на товары и услуги. Но при этом мы не гово­рим правительству, что эти 15 миллионов можно использовать для финансирования какой-то конкретной статьи».

Будет ли правительство от­четно за расходование этих средств перед МВФ? Оно обязу­ется отчитываться перед МВФ (в виде отчетов) о расходовании бюджетных средств, по доходам и расходам. Если на установлен­ную сторонами контрольную дату дефицит бюджета будет выше запланированного, то МВФ вновь вернется к рассмотрению вопро­са и проведет обсуждение с кыр­гызским правительством. К при­меру, если фонд оплаты труда в процентах к ВВП будет значи­тельно выше прогнозируемого. Но в целом в детали бюджета правительства МВФ не вмешива­ется.

Резюмируя, эксперты миссии МВФ отмечают, что с момента мирового кризиса 2009-го и внут­реннего кризиса 2010-го бюджет Кыргызстана в большей степени зависит от внешней помощи. Что­бы зависимость стала меньше, правительству следует обеспе­чить предсказуемую базу дохо­дов, что даст ему возможность лучше планировать среднесроч­ный бюджет и управление фи­нансами, более четко опреде­лять приоритеты и направления статей расходов. Что касается среднесрочной перспективы, тут большое значение имеют рефор­ма финансовых рынков, сокра­щение активного участия госу­дарства в финансовом секторе. И напоследок глава миссии на­помнил, что при поддержке фон­да в стране реализуется проект по разработке нового банковско­го кодекса. В случае его принятия и выполнения в соответствии с рекомендациями будут созданы равные условия для банков, всех участников финансовых рынков, а у центрального банка появится возможность лучше регулиро­вать рынок и решать проблемы банковского сектора.

Елена МЕШКОВА.







Добавить комментарий