Main Menu

СБОРЫ — ПРОЗРАЧНО

 

С понедельника на экологическом посту в Балыкчы, при въезде на Иссык-Куль, начали функционировать автоматические шлагбаумы. Они установлены по поручению правительства КР для обеспечения прозрачности поступления сборов за въезд на биосферную территорию и их использования, а также для минимизации человеческого фактора при самой процедуре оплаты. Церемония их запуска прошла с участием мэра Балыкчы М. Болотбекова, начальника УВД Иссык-Кульской области М. Исмаилова и гендиректора Генеральной дирекции биосферной территории «Иссык-Куль» А. Арынова.

На посту установлено 4 терминала, и на это затрачено 2 млн. 894 тыс. сомов. Тендер выиграла столичная компания «Дельта-профи», и первый год она будет обслуживать работу шлагбаумов-автоматов бесплатно. Установленное оборудование — совместного производства Италии, Китая и США.
Для оптимизации работы экологических постов принято правительственное постановление о сокращении перечня льготников. По старому положению правом льготного проезда обладали транспортные средства сотрудников правоохранительных органов, государственных структур охраны окружающей среды, автобусы, осуществляющие регулярные рейсы, а также транспорт жителей Иссык-Кульской области. По новому в числе льготников остались обладатели авто с иссык-кульскими госномерами, специальные транспортные средства МВД, МЧС, скорая медицинская помощь, природоохранные органы и воинские формирования.
До установления автоматических шлагбаумов большинство людей, имеющих соответствующие удостоверения, бесплатно проезжали экопост, этим правом пользовалось также местное население, предъявляя прописку в паспорте. Теперь же все данные о государственных номерах и об автомашинах, имеющих право бесплатного проезда, занесут в соответствующую базу данных. Номерные знаки проезжающих пост автомобилей будут считываться через веб-камеру. Таким образом, минимизируется человеческий фактор.
Однако не все иссыккульцы рады нововведению, поскольку у многих на машинах столичные номера или же других областей. Поэтому им теперь придется платить за въезд в биосферную зону. Зам. директора Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства А. Рустамов сообщил, что для таких жителей введут систему патентирования. Приобретя патент, они смогут проезжать бесплатно. Его стоимость будет зависеть от вида авто: легковое или грузовое, а также от целевого использования — в качестве маршрутного такси или для личных целей. Пока она не определена.
Он также пояснил, что закладку денег и их инкассацию на терминалах экопоста станет производить не местная администрация, а ЗАО «Банк Азии» из Балыкчы, с которым заключен договор о сотрудничестве. Как рассказал А. Рустамов, 10% от сборов пойдут в республиканский фонд охраны природы, 20% — в местный областной бюджет, 40% направят на биотехнические мероприятия (очистку Иссык-Куля и его побережья, борьбу с браконьерством и прочее), еще 30% уйдут на зарплату персонала и дополнительные расходы (ремонтные услуги), а также на финансирование двух экологических лабораторий.
Размеры оплаты за проезд на биосферную территорию по видам транспортных средств остаются прежними. Она должна производиться только в национальной валюте. Владельцы легковых автомобилей с государственными номерными знаками остальных регионов страны будут выплачивать 50 сомов, грузовых пассажирских автомобилей Кыргызстана -100 сомов, автотранспортных средств с зарубежными номерными знаками — по 500 сомов. Терминалы дают даже сдачу, но не принимают монеты и пятитысячные купюры. После окончательного налаживания их работы штат экопоста сократят с 30 до 10 операторов.
Акылбек Рустамов также отметил, что в 2013 году запланировано увеличить общую сумму сборов на экопосту «Иссык-Куль». Как он полагает, ожидается, что при идеальной работе установленных автоматизированных шлагбаумов эти поступления могут достигнуть 20 млн. сомов. По подсчетам местной администрации, в сложном 2010 году доход от поста был минимальный — 4,7 млн. сомов, но уже в 2011-м собрали 8,6 млн. сомов, а в прошедшем году — 11 млн. 98 тыс. сомов.
Реализация проекта установки автоматических шлагбаумов, по мнению А. Рустамова, это прежде всего сведение на нет человеческого фактора, то есть коррупции. Раньше поступали многочисленные жалобы, поскольку операторы поста допускали коррупционные действия. Зарплата сотрудников была невысокой, а вот конкурс на их места, наоборот, большим.
Предусмотрены и такие ситуации, как работа экопоста при внезапном отключении электричества. Независимо от таких аварий шлагбаумы будут действовать. Как сообщил тот же А. Рустамов, после консультаций со специалистами сделан вывод, что старые однофазные генераторы не потянут работу всех четырех шлагбаумов, и поэтому установлены новые трехфазные. Они не только смогут оснащать электропитанием сами шлагбаумы-автоматы, но и обеспечат функционирование камер слежения. От них зависят освещение и отопление всего объекта. А в случае отключения электроэнергии они продержатся еще 30 минут без подачи электричества.
Александр ШЕПЕЛЕНКО.

На фото АКИпресс моменты открытия и работы автоматической системы оплаты на экопосту «Иссык-Куль».






Добавить комментарий