Main Menu

Пройти по лезвию ножа

Авиабаза «Манас» стала точкой политического противостояния России и США за присутствие в регионе. Здесь сплелось многое — и геополитическая борьба, и отечественная коррупция, связанная с продажей авиатоплива. Возможности получать немалые барыши только разжигали аппетиты семейных кланов предыдущих президентов. Все это не могло не оказывать своего негативного влияния на обстановку в стране. 

Возможно, вопрос с пребыванием иностранных военных решится уже в ближайшие годы в связи с намерениями Президента А. Атамбаева вывести Центр транзитных перевозок (ЦТП). Но политологи предполагают, что США пойдут на многое, чтобы задержаться в Центральной Азии. Слишком выгодная стратегическая позиция: рядом Китай,  Россия, тот же Афганистан, регион граничит с Ираном. В водовороте большой политики наша небольшая республика, сотрясаемая политическими и экономическими кризисами, становится заложницей интересов сверхдержав. Политологи, экономисты из России и Кыргызстана провели «круглый стол» на тему «База «Манас» — что вместо?», где высказали разные взгляды, представили различные расклады ситуации.
По мнению директора информационно-аналитического центра МГУ по изучению постсоветского пространства Алексея Власова, дальнейшее присутствие военной базы в аэропорту «Манас» — это вопрос имиджа и доверия.
— Решение о выводе принималось в Кыргызстане не раз и на разных уровнях, но так и не было доведено до логического конца, а доверие является чувствительным фактором в отношениях России и Кыргызстана. С моей точки зрения, наличие американской базы в Центральной Азии — это не фактор стабильности, а угроза безопасности всего региона, учитывая те противоречия, которые существуют в нем. Алмазбеку Атамбаеву сейчас нелегко. Если с внутриполитическими проблемами он справляется, то внешние силы могут обострить ситуацию. Здесь очень важна поддержка со стороны России.
А. Власов заметил, что большая часть населения в Кыргызстане выступает за уход военной базы.  По мнению российского эксперта, наличие боевых самолетов на территории «Манаса» мешает развитию аэровокзала.
Но у нынешнего Центра транзитных перевозок есть перспективы перепрофилироваться в так называемый хаб — логистический узел. И тогда с его помощью можно привлечь немалую прибыль в казну страны.
— Для этого понадобятся инвестиции. И, как я понимаю, Кыргызстан рассчитывает на то, что соучастником в этом проекте будет Россия. А вопрос участия Российской Федерации — это вопрос выполнения внешнеполитических обязательств со стороны вашей республики, вопрос откровенности и доверительности, — сказал А. Власов.
Впрочем, для Кыргызстана присутствие американских военных — это не только факт политический, но и вопрос финансовых прибылей, поступающих от аренды воздушных врат страны. Учитывая тощий бюджет и большие проблемы в экономике, потеря такого источника финансовой подпитки видится некоторым местным политологам весьма ощутимой.
— Последние три года в Кыргызстан поступило около 200 млн. долларов от США за аренду аэропорта. Раньше мы не получали таких сумм. Поэтому предмет должен оставаться открытым для обсуждения, — заявил Мурат Бейшенов. — Мы не можем закрывать ЦТП, не просчитав все. Например, потянем ли мы вступление в Таможенный союз? Нам нужно оставить поле для лавирования.
По мнению М. Бейшенова, Центр транзитных перевозок не стоит пока закрывать и надо продлить контракт еще на 2-3 года. А профессор КРСУ Зайнидин Курманов отметил, что наша республика должна продолжать вести многовекторную политику.
— Если Россия хочет, чтобы Кыргызстан был только пророссийским, пусть возьмет нас на содержание. Иначе мы и дальше будем «многовекторничать», — сказал З. Курманов.
Редактор российского журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов предложил по-иному взглянуть на экономическую составляющую рассматриваемой темы.
— Многие бизнесмены из России опасаются вкладывать свои средства в Кыргызстан. Дело не только в политической нестабильности, но и в чувстве патриотизма предпринимателей и текущем имидже Кыргызстана как страны с американской военной базой. Многие наши бизнесмены не хотят ехать в Кыргызстан из-за присутствия здесь вооруженных сил США, — заявил А. Куртов. — Если же Кыргызстан присоединится к проектам Евразийского экономического союза, тогда прибыли от хаба будут расти, а восполнение потерь от вывода ЦТП произойдет только при интеграции с Россией.
Поддержал такое мнение и отечественный экономист Жумакадыр Акенеев.  По его словам, гражданский аэропорт «Манас»  не развивается все эти годы потому, что его используют не по назначению.
— Девяносто пять процентов  приземляющихся на     аэродроме самолетов — военные, и только 5-6 — гражданские. Ни в одной стране такого нет! Где это видано, чтобы столичный аэропорт занимало какое-то государство? — задался вопросом выступавший.
Ж. Акенеев считает, что после ухода военной авиации увеличение приема гражданских авиарейсов станет приносить в бюджет хорошую прибыль.
— Парламент может не ратифицировать заявленное Президентом решение о выводе базы, — предположил кыргызстанский экономист. — Но пусть депутаты не забывают, что во время выборов в Жогорку Кенеш в программах четырех из пяти победивших партий содержался  пункт о ликвидации ЦТП. Даже если мы все придем к выводу, что база должна остаться, она уйдет. Это уже решено. Если этого не случится, Кыргызстан потеряет лицо перед партнерами.
За «круглым столом» прозвучало предложение, что Россия и США должны сесть за стол переговоров и сами договориться по ЦТП «Манас».
Но заведующий отделом Центральной Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин посчитал этот вариант маловероятным.
— На мой взгляд, в Кыргызстане сейчас есть элемент неопределенности по вопросу о ЦТП «Манас».  Много раз говорилось на самом верху, что американской военной базы в стране не будет, и сейчас отказаться от ранее озвученной позиции было бы определенной потерей лица. С другой стороны, можно лишиться реальных средств, и сейчас рубить с плеча не стоит. Но это дело народа и власти Кыргызстана, как выходить из тупика, в который она сама себя ввела и поставила. Руководству республики нужно пройти по лезвию ножа и найти выход из ситуации.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.






Добавить комментарий