Main Menu

Где деньги и когда автоматизируете Центральное казначейство? -спрашивает Минфин у подрядчиков

Еще три месяца назад, в декабре 2012-го, должен был финишировать очень полезный для Кыргызстана проект — завершение процесса автоматизации Центрального казначейства. Но пока конца не видно. Очевидно, по ряду объективных (и не очень) причин подрядчик — компания «Фри баланс» (Free Balance ltd.) — не выполнил часть своих обязательств.

 

Напомним, что Казначейство — это специальный финансовый орган, которому частично или полностью передаются функции Министерства финансов: составление проекта госбюджета и его исполнение, управление госдол-гом и эмиссия государственных ценных бумаг (казначейских обязательств, облигаций, государственных займов и т. п.).

 

В конце минувшей недели представители ОНС при Минфине, финансового ведомства, Казначейства, представители проекта GTAC-доноры (в лице Всемирного банка), компании-подрядчика, эксперты собрались в Минфине, чтобы узнать, почему тормозится финал работы. Представитель ОНС при Минфине Кыргызстана Азамат Акелеев сообщил, что основной задачей встречи является информирование общественности о ходе реализации проекта автоматизации Казначейства. Он был запущен с большим трудом в 2003 г., сроки его завершения многократно переносились. Суть проекта — сделать работу Казначейства как важнейшей финансовой структуры прозрачной, подотчетной, эффективной, открытой для общества, показать, куда расходуются государственные деньги. В чем проблема, кто виноват и кто ответственен за задержку? По словам А. Акелеева, за весь период действия ОНС при МФ члены совета ни разу не смогли встретиться с представителями компании «Фри баланс», чтобы задать им наболевшие вопросы.

 

Статс-секретарь Минфина Апмаз Бакитаев также подчеркнул, что рассматриваемая проблема очень остра, страна находится в ожидании, т. к. проект ей остро необходим. Представитель финансового ведомства также отметил, что причины задержки есть как у подрядчика, так и у заказчика — самого Минфина: «Но все эти моменты сейчас урегулированы, МФ и подрядчик обсудили новый план работы, который предусматривает завершение проекта до конца этого года. Самая проблемная часть была по бюджетному модулю, сейчас модуль апробируется в бюджетном управлении, что означает — камень преткновения ликвидирован».

 

А по словам Асылбека Чекирова, члена ОНС, эксперта по государственному и местному бюджету, в последние годы межбю-джетные отношения стали причиной некой озабоченности в стране. Потому намеченные в системе Казначейства реформы должны были положительно повлиять на сферу межбюджетных отношений и бюджета страны. Он рассказал, что по результатам недавнего исследования как население оценивает качество госуслуг и насколько ими удовлетворено, услуги Казначейства были признаны одними из лучших в КР по сравнению с иными услугами, что говорит о явном успехе реформ в этой системе за последние 5-6 лет. В программу реформ была заложена и необходимость автоматизации Казначейства. Отрадно, что в последние годы в Кыргызстане удалось повысить прозрачность госбюджета внедрением автоматизированной системы местных бюджетов, которая, на взгляд А. Чекирова, пока недооценена, хотя она очень помогла процессу повышения эффективности и прозрачности бюджета. В частности, в республике был создан сайт Okmot.kg (объединивший систему всех местных бюджетов). Поэтому заторможенность реформы Казначейства вызывает закономерную тревогу финансистов и общества.

 

Если вспомнить начало процесса, о необходимости автоматизации Казначейства специалисты МФ говорили с комиссарами Всемирного банка еще в середине 2о0з г. В 2003-2004-м шла подготовка, а осуществить все намеченное в рамках проекта Всемирного банка по технической помощи республике (GTAC) планировали в три этапа: первый проходил в 2005-2006-м, второй -в 2007-2008-м, третий — в 20102012 годах. Компоненты проекта GTAC — разработка и внедрение информационной системы управления Казначейством и информационной системы управления человеческими ресурсами. Основной целью модернизации Казначейства были определены улучшение и совершенствование управления госфинансами. С точки зрения властей и общественности такая модернизация -способ повышения прозрачности и снижения коррупционности в системе управления финансами. «Чего можно ожидать после завершения процесса? Во-первых, учета всех операций госбюджета, повышения открытости, предоставления качественной и реалистичной (а значит, и достоверной! — Прим. авт.) информации правительству о ходе исполнения бюджета и оперативных данных, предоставления информации о кассовых операциях, вплоть до уровня органов МСУ и т. д.», — поясняет финансист Чекиров.

 

В чем проблемы и почему не выполнено намеченное? На первых двух этапах сроки удалось выдержать. А вот третий — программное обеспечение, запуск в пилотном режиме и пр. — пока не исполнен. По прикладному программному обеспечению контракт был подписан с компанией «Фри баланс», он вступил в силу с конца 2009 г., сумма контракта -2,5 млн. долларов. Судя по отчетам МФ, на сегодня создан исследовательский центр, выполнена работа по оптиковолоконной связи и создана региональная сеть передачи данных через «Кыргызтелеком». Но пока нет результатов по программному модулю, охватывающему бюджетное планирование, единые казначейские счета и др.

 

По словам А.Чекирова, компания-подрядчик неоднократно просила продлевать сроки работы, партнеры шли ей навстречу. Но уже прошли все сроки. Глава ОНС закономерно поинтересовался, кто должен ответить за невыполненную работу, ведь потрачены время и значительные средства. Присутствующий на совещании региональный представитель «Фри баланс» Бакыт Жумадылов ушел от ответа о причинах задержки исполнения третьего этапа, пояснив, что к работе приступил месяц назад и что «причины — вне моей компетенции». Правда, 5-6 марта т. г. представители компании «Фри баланс» провели в Бишкеке семинар по программному обеспечению. Как утверждают представители проекта GTAC, основные вопросы были сняты и сейчас ожидается, что Минфин предоставит компании недостающую информацию, чтобы компания доработала свой отчет по модулю бюджетного планирования.

 

С кого спрашивать за задержку и кому она выгодна — осталось невыясненным. Сейчас поставлен самый-самый последний срок завершения работы — конец 2013 г. Дату определили участники недавнего совещания с участием главы Минфина О. Лавровой, директора Казначейства А. Шаиковой, представителей ВБ, компании-подрядчика и всех заинтересованных сторон. Но где гарантия, что подрядчик вновь не найдет причины для затормаживания процесса автоматизации? А деньги, пусть и кредитные, тем временем утекают.

 

Елена МЕШКОВА.




« (Previous News)



Добавить комментарий