Main Menu

ЖИТЬ ИЛИ НЕ ЖИТЬ?

Согласно статистическим данным, опубликованным в официальных источниках, за последние два года количество  случаев детского суицида увеличилось. Чаще всего заканчивают жизнь самоубийством подростки от 10 до 15 лет. Причем они  не только из неблагополучных семей, где родителям нет до них дела. Зачастую это несовершеннолетние из обеспеченных и благополучных на первый взгляд семей, где, скорее всего, царит внутрисемейный дискомфорт и родители надлежащим образом не исполняют свои обязанности. Этот вопрос сегодня волнует и родителей, и педагогов, и общественность. Но однозначный ответ дать невозможно.
Поделиться своим мнением мы попросили старшего инспектора отдела общественной безопасности (ООБ) Управления внутренних дел Иссык-Кульской области майора милиции Елену Борисовну ТИШАКОВУ.

— Елена Борисовна, каково  количество детских суицидов по Иссык-Кульской области?
— За последние два года  несовершеннолетними совершено  42 попытки суицида  (2011-й  — 17,  2010-й  — 25). Девятерых  удалось спасти, остальные случаи завершились смертельным исходом. Тенденция роста числа самоубийств за год возросла на 47,1%. Я считаю, что сложившаяся ситуация не может не волновать жителей нашей области. Поэтому для меня очень важно, что данную тему будут обсуждать на страницах вашей газеты.

— Как вы считаете, почему происходит рост?
— Мировая наука уже давно установила, что в целом уровень самоубийств — важнейший индикатор социального благополучия той или иной среды. Считаю, что в нашем случае такой средой является семья, точнее, внутрисемейная атмосфера. Как бы подросток ни был ориентирован на ценности своей возрастной группы, острота его переживаний становится «несовместимой с жизнью», когда он отвергнут семьей. Если в советские времена она считалась ячейкой общества и к семейной жизни готовили со школьной скамьи (вспомните уроки этики, внутрисемейные конфликты  обсуждались на комсомольских и партийных собраниях), то сейчас «дружить домами» немодно, а при криках о помощи закрывают окна, чтобы жить по принципу «никого не видел, ничего не слышал».

— Это единственная причина?
— Нет, но это суть проблемы. Если проанализировать статистические данные, можно выделить  несколько причин. Во всех трагических добровольных уходах из жизни есть некая закономерность, которая помогает лучше понять данную проблему. Я приведу наиболее характерные примеры:
Безответная любовь. Б. Ж. 1995 г.р., девушка из Балыкчы, покончила с жизнью именно из-за этого. Еще двух девчонок удалось спасти. Дети в этом возрасте бывают максималистами. Они живут по принципу «все или ничего».
«Я никому не нужен».     10-летняя Ж. Д. из села Семеновка Иссык-Кульского района рассталась с жизнью, когда её и сестренку отругала мама за то, что они не могли поделить яблоко. Последовал этому  примеру и ее односельчанин У.У. 1995 г. р. из-за того, что отец не дал денег на приобретение телефона. М. А. из села Дархан Джеты-Огузского района свел счеты с жизнью из-за того, что родители не купили понравившиеся ему брюки к     1 сентября. Подумайте только, насколько ранимы души подростков, если детские обиды с минутными эмоциональными всплесками стоили им жизни.
Анализ показывает, что 56% всех самоубийств в нашей области связаны с семейными конфликтами: разводом родителей, алкоголизмом, болезнью и смертью близких…  Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые дети от ощущения собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. За каждым самоубийством  личная трагедия, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.
Есть и такие случаи, когда суицид является определенной игрой, то есть подросток до конца уверен в том, что его спасут. Таким образом он хочет обратить на себя внимание.
Можно ли было спасти этих детей? Теоретически — да,  если родные, близкие, друзья и другие лица, общающиеся с ними, были бы более внимательны, помогли своевременно выявить проблемы, расширить горизонты, показать альтернативный выход.  Но как распознать в человеке, который рядом с нами, порывы к столь серьезному и страшному решению. Думаю, на этот вопрос милиция  ответить  уже не может.

— Есть ли факты суицидов из-за школьного рэкета?
— Как причина он  не фигурирует ни по одному факту суицида. Однако в ходе встреч, различных семинаров и «круглых столов» учащиеся общеобразовательных учреждений области утверждают, что школьный рэкет и суицид взаимосвязаны.
Мне надолго запомнится работа учащегося школы им. Тынаева Жолдошбек уулу Романа на  конкурсе рисунков на тему «Рэкет и школьник», проведенном сотрудниками  ИДН ОВД Джеты-Огузского района. В сознании юноши школа ассоциируется с острым колом, и есть только два пути: либо подчиниться общим правилам школьной системы и стать жертвой рэкета, либо уйти из жизни как поборнику справедливости. Однако те, кто, возможно, ушел вторым путем, вряд ли осознали, что об их истинной причине расставания с жизнью никогда не узнает широкий круг общественности, так как школьный рэкет — это бич нашего времени, который сильнее страха смерти.

— Если школьный рэкет и суицид взаимосвязаны, почему эта  причина не выявляется?
— В 28% случаев  причины не установлены, так как отсутствуют предсмертные записки, предварительные соответствующие высказывания или другие явные доказательства… Кроме этого, психологи утверждают: поскольку в общественном сознании суицид часто связывается с чьим-либо позором, виной или страхом наказания, то родственники заинтересованы в сокрытии реальных фактов. Хотя официально фальсификация причин суицидов на территории нашей области не зарегистрирована, ее нельзя не учитывать, особенно при рассмотрении отношений родителей с детьми, которые зачастую не строятся на фундаменте открытых, полностью искренних, эмоционально теплых отношений, не являются надежной защитой от многих, иногда суровых испытаний.   Именно мать с отцом  должны воспитывать в подростках уверенность в своих силах, в том, что все проблемы можно решить. Они должны радоваться, если ребенок со своим горем придет  именно к ним, это будет свидетельствовать о доверии. Его  надо заслужить. Самое главное — чтобы ребенок знал, что  жизнь прекрасна и родители его очень любят.

— А что делает милиция для разрешения ситуации?
— Совместно с кафедрой психологии Иссык-Кульского государственного университета имени Касыма Тыныстанова мы разработали методические рекомендации для  использования сотрудниками ОВД области в работе с несовершеннолетними, родителями и преподавателями. Провели  тренинги для сотрудников ИДН ОВД, оперуполномоченных уголовного розыска по обучению навыкам выявления и общения с подростками девиантного поведения, в т.ч. склонных к суицидам.
Пытаемся обратить внимание на эту проблему областной госадминистрации,  направляем туда письма. К сожалению, ответной реакции пока нет.

— Какие срочные меры необходимо принять, чтобы остановить волну детских суицидов?
— Необходимо открыть «телефон доверия” для подростков. Раньше он был установлен в Каракольском Обществе Красного Полумесяца, куда поступали звонки от несовершеннолетних.  И хотя проект закончил свою работу, дети продолжали  обращаться. Желательно, чтобы звонок, даже междугородный, был бесплатным,  так как нет ничего дороже жизни ребенка.
Надо провести широкомасштабную акцию в средствах массовой информации, посвященную профилактике суицидального поведения, ввести в районные и городские отделы поддержки семьи и детей психолога. Поскольку самоубийства совершают  школьники,  учреждения образования  обязаны своевременно заметить и помочь ребенку в решении его проблем.
Однако многие педагоги недооценивают степень важности такой работы.  Следует внимательно относиться к ребенку, если у него обнаружатся следы побоев,  пропуски уроков по неуважительным причинам. Недопустимо, если педагоги стараются избавиться от учащихся, проживающих в неблагополучных семьях. Администрациям школ необходимо незамедлительно сообщать в комиссию по делам несовершеннолетних, прокуратуру о случаях семейного неблагополучия, ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей. На уроках  литературы,  классных  часах подростки должны получать понятия об  отношениях между  полами, о первой любви, ценности и уникальности человеческой жизни, об ответственности перед близкими, о многообразии способов решения трудных  ситуаций.
Поскольку проблема суицида среди несовершеннолетних связана со многими социально-экономическими факторами, её необходимо изучать и решать комплексно. Я убеждена, что нужна специальная программа  предупреждения самоубийств.
— Спасибо за беседу.

Равиль  ВАХИТОВ.

 






Добавить комментарий