Main Menu

Дорогие брызги шампанского

Листая страницы истории кыргызской милиции, наткнулся на одно необычное  уголовное дело полувековой  давности, которое  расследовал тогда еще молодой оперуполномоченный  отдела борьбы с хищениями социалистической  собственности, а ныне полковник в  отставке Мухутдин Низамов. События  тех лет общеизвестны сегодня только  старшему поколению. Более  подробно рассказать о них попросил ветерана органов  внутренних дел, писателя  Леонида Зеличенко, которого коллеги по праву  называют «живой  энциклопедией кыргызской милиции».

Успехи кыргызского киноискусства 60-70-х годов хорошо известны. Художественные фильмы режиссеров Т. Океева, Г. Базарова,         Б. Шамшиева, А. Видугириса, Л. Шепитько, Д. Асановой и др. завоевали ряд престижных премий на всесоюзных и международных фестивалях. Продукция студии «Кыргызфильм» высоко и заслуженно котировалась во многих странах и на мировом кинорынке: «Первый учитель», «Зной», «Выстрел на перевале Караш», «Небо нашего детства», «Трудная переправа», «Белый пароход», «Лютый», «Красное яблоко», «Улан», «Алые маки Иссык-Куля», «Джура». На фильмах воспитано несколько поколений советских людей. Герои этих киношедевров учили справедливости, добру, любви к своей Родине, нетленным нравственным ценностям, мужеству в преодолении трудностей, в борьбе со злом, подлостью, карьеризмом, стяжательством. Целая плеяда прекрасных актеров — Чокморов,  Рыскулов, Джумадылов, Старыгин, Кыдыкеева, Джангорозова, Кумушалиева, Аринбасарова и др. — продемонстрировала всему миру свой непреходящий талант, исполняя главные роли.  Учитывая солидный творческий потенциал студии, союзный бюджет через Управление по кинематографии щедро субсидировал производство новых фильмов, выделяя огромные суммы. Эта отрасль существовала на дотации государства, но среди других студий наша считалась рентабельной. К сожалению, не всегда выделяемые суммы использовались по назначению, а частично прилипали к рукам нечестных администраторов.
Поэтому ОБХСС, включив студию в зону оперативного обслуживания, неоднократно выявлял факты злоупотреблений. Так, во время работы над фильмом «Выстрел на перевале Караш» директор и администратор допустили большой перерасход на съемки нескольких фрагментов. Когда оперативная информация об этом поступила М. Низамову, он  сразу потребовал сценарий, смету и выехал на съемочную площадку. Сравнивая сценарный план от сюжета к сюжету, пришел к выводу, что администрация систематически нарушала предварительную смету.
Например, при съемке эпизода пиршества в стане бая Жарасбая по сценарию предусматривалось израсходовать 7 бараньих туш, а по отчету была списана 21 овца. В своих путаных объяснениях директор и администратор пытались объяснить, что с первого дубля кадр не получился, приходилось повторять и, чтобы большие куски мяса выглядели свежими, а не заветренными, нужно было каждый раз докупать и варить свежих барашков. Расхитители заранее заготовили «свидетельскую базу», готовую подтвердить любую нелепость, чтобы потрафить начальству. К счастью, среди актеров, режиссеров, операторов подавляющее большинство оказалось порядочными, честными, они подтвердили, что вареное мясо по нескольку раз опускали в старый бульон, подогревали, чтобы валили густой пар и дым, и вываливали на большие блюда. И так от дубля к дублю.
Или другой факт. Убегая от преследователей, главный герой — непокорный Бактыгул (его блестяще сыграл Суйменкул Чокморов) — на своем верном скакуне кидается с кручи в бурную реку Кокомерен и пытается ее переплыть. Судя по финансовому отчету, администратор приобрел скакуна в совхозе имени Кирова Сокулукского района за 6 тыс. рублей. На самом деле он уплатил 1 100 рублей за совхозную клячу.
Рассчитываясь с участниками массовки, ловкие махинаторы вместо положенных 5 рублей за час съемок заплатили по 3 рубля. Когда снимались сцены кражи скота из соседнего казахского аула и погони, расторопный директор фильма обратился к директору того же совхоза с просьбой привлечь 1 000 сельчан и 3 табуна лошадей к съемкам, пообещав потом им первым показать новый фильм. Добровольцев нашлось много. Никто даже не заикался об оплате за участие в лихих скачках, опасных трюках. Мошенники же составили фиктивную ведомость, будто каждому выдали по 8 рублей и, подделав подписи, их присвоили.
Но, пожалуй, самым курьезным оказался случай с шампанским в сцене примирения. Бая Жарасбая за потраву хлебного поля российского переселенца по указанию губернатора готовится судить окружной суд в Верном. Бай соглашается продать подешевле большой земельный участок, чтобы только откупиться, избежать суда. Сделку решено было обмыть французским шампанским. На эту сцену ушло две бутылки шампанского, а списали 16 (2 ящика). В объяснительной хитрец-администратор написал, что вино на высокогорье не желало пениться, пришлось открывать все новые бутылки. А в действительности обе бутылки подогрели в теплой воде и поэтому  пробки вылетели со свистом, а вино било фонтаном.
Всего администрация кинокартины присвоила 18 тысяч рублей, к уголовной ответственности привлечены 4 человека. Нанесенный ущерб был восстановлен.
Позже друзья Мухутдина шутили, что, расследуя это дело, он стал  настоящим кинематографистом, знающим кухню, где пекутся фильмы.

Сергей СИДОРОВ.

 






Добавить комментарий