Main Menu

В какой модели нуждается республика?

Презентация проекта Стратегии устойчивого развития республики Президентом страны заставила общественность, людей, неравнодушных к судьбам своей страны, еще раз задать извечный  вопрос классика:  «Что делать?». Действительно, как найти выход из сложившейся тупиковой  ситуации практически во всех сферах жизнедеятельности общества, в которую мы загнали сами себя, бесконечно примеряя  чуждые образцы и модели развития? Причем делается все без учета исторической, культурной, традиционной  составляющей специфики развития народа.

Подобной ситуации не избежала и религиозная сфера. В начале 90-х годов народу, только что вышедшему из-под атеистического прессинга,  существовавшему на  протяжении почти  нескольких поколений,  была предложена либеральная западная модель государственно-конфессиональных отношений. Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» (1991г.), положения Конституции, касающиеся религии и права граждан на свободу совести, и ряд других законодательных актов, имеющих отношение к данной сфере, привели законодательную базу в соответствие с международными правовыми нормами. Официальное отношение к религии как к «опиуму народа»,  явлению пережиточному, тормозящему общественное развитие, сменилось признанием его  в качестве культурно-исторического феномена.
Таким образом,  Кыргызстан в сфере государственно-конфессиональных отношений совершил прыжок от одной крайности к другой,  от тоталитарно-атеистической модели в советский период к либеральной (1991-2008), которую многие восприняли как вседозволенность в силу отсутствия опыта существования религии в светском обществе.
Как и полагается по законам общественного развития,  данный процесс имел две стороны: положительную и негативную. С одной стороны,  появилась  возможность свободно исповедовать собственную религию, не страшась наказания, увеличилось количество религиозных объектов, начались легальная пропаганда религиозных ценностей, формирование системы религиозного образования, зарождение  религиозной медиаиндустрии,    возможность совершения религиозных праздников и обрядов,  паломничества, о чем нельзя было даже мечтать верующим в советскую эпоху.  Кроме того, возрождение религиозных ценностей после краха коммунистической идеологии было попыткой защитить культурно-религиозные традиции от западной масс-культуры.
С другой стороны,  начался невиданный наплыв в республику не только представителей мировых религий, но и ранее неизвестных, запрещенных за рубежом, деструктивных деноминаций и оккультных вероучений, среди которых Общество сознания Кришны (Вайшнавы), Церковь объединения Муна, Фалунгунь, Белое братство, культ Махариши, мормоны, сатанисты и др., обладающие мощной финансовой подпиткой. В результате неузнаваемо изменилась структура конфессионального пространства Кыргызстана. По данным Госкомиссии по делам религий, в настоящее время у нас зарегистрировано 2 330 религиозных организаций, из них     1 944 исламских  (1 792 мечети, 63 медресе,  один университет,   9 институтов, 69 объединений, фондов и миссий), 370 христианских и 14 новых религиозных течений и верований, включая Бахаи.
Такое конфессиональное многообразие сформировалось за счет, во-первых, выхода из подполья или возобновления деятельности ряда религиозных направлений, ранее не получавших официального признания и преследовавшихся государством; во-вторых, активной миссионерской деятельности зарубежных религиозных организаций, в основном протестантской направленности, проникновения так называемых новых религиозных движений (НРД) западного и восточного происхождения. По официальным данным,  в республике побывали 1 544 иностранных миссионера из 54 стран мира (из них 1 097 проповедников христианских течений), активизация их деятельности привела к  стремительному росту прозелитов, в основном  кыргызов, перешедших в другие религии, чаще протестантского направления (от 15 до 30 тыс.чел.)
На первый взгляд, казалось бы,  это так замечательно, что у нас полнейшая демократия, каждый выбирает в соответствии с существующей в стране свободой совести и вероисповедания любую религию, однако вскоре  в республике начались  многочисленные конфликты на почве прозелитизма.
Один из первых — произошедший на религиозной почве между кыргызами-мусульманами и кыргызами-баптистами в 1997 г. в с. Искра Чуйской области,  причиной которого явился запрет односельчан хоронить прозелита-баптиста на мусульманском кладбище. Затем произошел конфликт в Тогуз-Тороуском районе, на юге республики — в  Джалал-Абадской области  в том же году. Тогда около трех десятков учащихся средней школы вместе со своими учителями приняли учение баптистов. Через год, в 1998 г.,  в с. Благовещенка Сузакского района опять же ученики во главе со своим учителем географии стали свидетелями Иеговы. Большой резонанс имели  события 29 декабря 2000 г., вызвавшие напряженность в с. Сузак в связи с тем, что мусульманская общественность потребовала наказания  для двоих братьев как вероотступников,  ставших протестантами-евангелистами. В  марте 2002 г. в с. Воронцовка произошла массовая драка на религиозной почве. Основной причиной инцидента было то, что сюда приехала христианская церковь с проповедью, состоящая из кыргызского служения. Проповедников местные мусульмане не приняли и довольно чувствительно побили.   Подобная ситуация произошла в  селе Каракульджа, когда  в христианский молитвенный дом ворвались около ста прихожан мечети и  избили пастора. В мае 2008 г. произошел  конфликт между баптистами и мусульманами  в с. Куланак Нарынского района, снова  причиной инцидента на религиозной почве явился  запрет  кыргызской семье баптистов хоронить сына на мусульманском кладбище. Подобные конфликты также имели место в 2012 году в Токтогульском и Ак-Талинском районах республики. Если в северных районах Кыргызстана и  Бишкеке были активны зарубежные христианские миссионеры, распространявшие Библию на кыргызском языке и литературу протестантского характера, шли «христианизация и крещение» кыргызов, которые группами переходили в протестантские церкви различного направления, то активизация исламских миссионеров  шла прежде всего   на юге республики. Вызвала озабоченность властей активизация политического ислама в республике в лице запрещенных партий и движений, таких, как  «Хизб ут-Тахрир», ИДУ, «Акромия», «Даават Таблиг» и др., в ряде случаев обладающих более эффективным, чем у светских партий, механизмом манипулирования сознанием и поведением масс.
В результате государство было вынуждено ужесточить Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях КР», подписанный Указом Президента республики 12 января 2009 г.
Процесс радикализации населения, рост числа представителей нетрадиционного ислама становились почвой для возможных межконфессиональных и внутриконфессиональных конфликтов. Наблюдается рассогласованность в государственно-исламских взаимоотношениях. Одной из основных причин возникновения и обострения проблемных ситуаций в религиозной сфере является  низкий уровень религиозной просвещенности населения,   отсутствие собственной системы классического религиозного образования, а подготовка молодежи в религиозных учебных заведениях за рубежом ведет к  идеологическому противостоянию.
Сегодня на структуру конфессионального пространства, конфликтогенность существенное влияние оказывают внутренние процессы, происходящие в религиозных организациях, которые в свою очередь в  известной степени являются отражением более общих процессов, протекающих в социально-экономической, политической и духовной сферах республики: противоборства различных политических и социальных сил и тенденций, борьбы за передел собственности и сфер влияния в экономике, соперничества региональных элит, межнациональных конфликтов и т.п.
Таким образом, одним из важных вопросов, требующих скорейшего решения в государственно-конфессиональных отношениях современного Кыргызстана, является выбор модели его стратегического развития на перспективу.  С точки зрения историко-цивилизационной специфики, а также с  учетом развития новой  государственности,  в контексте мировых процессов и глобальных вызовов современности наиболее оптимальной в перспективе для нашей республики  является  кооперационная  модель взаимоотношений (сотрудничества и партнерства). Она также соответствует основной цели государственной религиозной политики — созданию благоприятных условий для позитивного, неконфликтного развития религиозной жизни в стране и укрепления стабильности кыргызстанского общества.
Данная модель не противоречит конституционным принципам светского государства —   обеспечению фундаментальных прав граждан на свободу совести и вероисповедания; сохранение и развитие исторически сформировавшихся религиозных традиций народов, пресечение угроз национальной безопасности в интересах общества в целом. Формирование данной модели  базируется на следующих принципах: светский характер государства;  свобода вероисповедания; равенство религиозных организаций перед законом;  невмешательство государства во внутреннюю деятельность религиозных конфессий, в том числе в содержание вероучений, обрядов, культа и других форм религиозной деятельности, а также во внутреннее самоуправление религиозных организаций, за исключением случаев нарушения ими  законодательства КР;  регистрация и государственный контроль за соблюдением религиозными организаций  законодательства; сотрудничество государства с религиозными организациями.
При этом основными сферами сотрудничества государства и традиционных религиозных организаций являются: содействие взаимопониманию и сотрудничеству между обществом и государством, сохранение общественной нравственности;  поддержка и укрепление института семьи, материнства и детства;  духовно-нравственное, патриотическое и правовое воспитание детей и молодежи;  сотрудничество в области профилактики правонарушений,  забота  о лицах, содержащихся в местах лишения свободы и отбывших наказание; наука, включая гуманитарные исследования;  здравоохранение и социальное обслуживание;  деятельность средств массовой информации, образованных с участием государства и традиционных религиозных организаций; благотворительность.
Реализация модели государственно-конфессиональных отношений предполагает осуществление комплекса мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти, местного самоуправления, поддержку инициатив гражданского общества, которые будут способствовать решению нижеследующих задач.
Необходимо отстаивать и проводить в жизнь общепринятый в цивилизованном мире принцип светскости государства, устранять все, что может привести к расколу и конфликту в обществе на религиозной основе, обеспечивая равные условия удовлетворения духовных потребностей как верующих, так и неверующих граждан страны. В целях сохранения национальных духовных традиций и социальной защиты  наших народов целесообразно принять закон о социальном партнерстве, конкретизирующий порядок допустимой и возможной меры социального взаимодействия государства и традиционных религиозных объединений. Деятельность органов власти, направленная на усиление позитивной вовлеченности мусульманских общин в жизнь гражданского общества, политические и экономические процессы, активизацию его влияния на жизнь местных сообществ, должна работать на построение социально ориентированного ислама.
Для решения многочисленных проблем, существующих  в области исламского образования в Кыргызской Республике, необходимо  формирование проекта закона и концепции о религиозном образовании, принятие поправки к Закону «Об образовании»,  разрешающей религиозным вузам аккредитовывать свою образовательную программу по государственным стандартам.
Необходимо ввести в курс школьного светского образования  предмет «Основы духовно-нравственной культуры», в вузах — «Религиоведение».
Государственной комиссии по делам религий необходимо наладить систему мониторинга религиозных процессов, координировать поиск, обработку и анализ информации, поступающей из всех регионов страны, и на этой основе создавать научно обоснованные, политически взвешенные практические рекомендации центральным и региональным государственным органам. К ее работе необходимо привлекать квалифицированных ученых-теологов, религиоведов, правоведов, социологов, прогрессивных религиозных и общественных деятелей.
Для поддержки религиозных организаций и укрепления межконфессионального диалога и связей необходимо создать консультативную группу, состоящую из представителей религиозных и светских организаций, главной задачей которой должно быть выстраивание оптимального взаимодействия власти и религии в решении социальных проблем нашего общества.
Необходимо пропагандировать государственную политику в области религий посредством средств массовой информации, разоблачать деструктивность религиозного экстремизма,  организовывать популярные просветительские теле- и радиопередачи по религиозным вопросам.
Решение этих первоочередных задач будет способствовать гармоничному взаимодействию государства и религии, а их цивилизованный и систематический диалог — достижению общих целей: воспитанию духовности, высокой нравственности граждан и укреплению государственности.

Назира КУРБАНОВА,
доктор исторических наук, КГУ им. И. Арабаева, председатель общественного наблюдательного совета Государственной комиссии по делам религий при Президенте республики.






Добавить комментарий