Main Menu

Холодно на улице и на душе…

За окном минус шестнадцать.  В такую погоду люди стараются не выходить из дома без особой надобности. А есть те,  кто в лютый холод остается на улице. Сердце разрывается, когда видишь замерзших людей, а если еще и с ребенком на руках… От одной мысли мороз по коже. Приют «Милосердие» принимает  бездомных  женщин с детьми. Здесь они могут жить неограниченное время.

К нашему приходу все разбежались. Директор центра Рая Казиевна рассказала, что бездомные  женщины  стесняются и не хотят попасть в объектив камеры. Все они воспитывают детей, которые ходят в школу и детские сады, и, естественно, не хотят, чтобы  окружающие знали, в каких условиях им приходится жить. Впрочем, одна из мамочек все-таки быстро вернулась,  переживая за  своего восьмимесячного малыша. Пока мама пряталась, он весело играл с еще одним ребенком из  приюта. Гульзана (так зовут маму озорного мальчика) —  инвалид по зрению,  у нее двое детей, старшей дочери 5 лет. Из-за плохого зрения девушка не работает, родители тоже не могут помочь  Гульзане, они  малоимущие, поэтому вот уже год она вынуждена жить здесь. Когда мы спросили, где отец ее детей, она ответила, что он сидит в тюрьме.
Гульзана  — единственная из шестнадцати женщин, проживающих в приюте, — не работает по состоянию здоровья. Когда мамы с детьми поступают сюда, директор пытается их трудоустроить. Есть договоренности со швейными цехами и пекарнями. Детей определяют в школы и сады. Устройство на работу — это одно из условий проживания здесь. Ведь оплатить все расходы мам и детей приют не в состоянии.  В центре предусмотрено  одноразовое питание  для мам — ужин. А детей кормят два раза. Большим преимуществом заведения считается неограниченность пребывания, то есть, пока они не обретут свой дом, никто их отсюда не выгонит. Волонтеры сразу же начинают искать родственников попавших в беду, те иногда даже забирают их  или детей, в общем,  помогают чем могут.
По словам Раи Казиевны, раньше в этом здании был приют для беспризорных детей. Затем его перепрофилировали в приют детей с матерями. По словам директора, страсти здесь кипят нешуточные — однажды трудный подросток убил бабушку сторожа.
— Сейчас дети у нас хорошие, — добавляет Рая Казиевна, — все учатся,  мамы с детьми живут в одной большой комнате. Две поменьше освободили, спонсоры обещали подарить центру компьютеры, тогда пригласят педагогов и ребят будут обучать компьютерной грамотности, они об этом давно мечтают. Спонсоров  много. Атай Садыбакасов  ежемесячно помогает продуктами и одеждой. Американские организации тоже дают разные нужные вещи. Горожане приносят игрушки, одежду.
Словом, подытоживает директор, хороших людей много. Сотрудники центра  ежемесячно пишут письма в кинотеатры города, объясняют тяжелую жизненную  ситуацию матерей-одиночек и естественное  детское желание посмотреть мультики. Детям ни разу не отказали, пускают бесплатно на дневные сеансы.
Но женщины, живущие здесь, вовсе  не дружная семья, которая делит горе пополам. Крики и взаимные претензии друг к другу — обычное дело. Однажды одна из девушек после крупного скандала  кинулась на другую с ножом. Их конечно выселили. А вот запретить ругаться между собой просто нереально. Причины ссор банальны: то кто-то взял чьи-то вещи, то дети что-то не поделили, а матери из-за этого воюют. Все обитатели — жертвы семейного насилия. Одну из женщин муж бил с самого начала совместной жизни, а потом и вовсе бросил с четырьмя детьми, уехал в Россию и женился. Женщина осталась без жилья и средств. Второй год живет в приюте. Очень много работает на заводе, ведь не так просто прокормить  четверых детей и обеспечить их обучение в школе и садике.
Многие — в глубокой депрессии. Психика расшатана до предела. Отсюда все ссоры и интриги. Вывести из себя может даже мелочь. С ними работают психологи, но этого мало. Жизненные проблемы, беспомощность, безысходность настолько угнетают их, что даже специалист не всегда в состоянии помочь.
Рая Казиевна признается, что видела горе-матерей, которые не работают и хотят жить за счет государства или добрых людей годами. Поэтому главное условие пребывание здесь — трудоустройство, исключение делается только для тех, кто не может работать из-за проблем со здоровьем или имеет грудного малыша. Неплохо было бы государству продумать механизм и дать  возможность таким женщинам самим зарабатывать.
В Кыргызстане на зимний период открыто 9 временных и постоянных приютов для лиц без определенного места жительства с предоставлением им одноразового горячего питания и медицинского обслуживания.
Кроме «Милосердия», есть в Бишкеке и приют «Коломто», в котором женщины с детьми без определенного места жительства получают ночлег. В Оше функционируют кризисные центры «Ак-Журок» и «Отец Сергий». В Караколе  планируется открыть приют для бездомных на базе Национального общества Красного Полумесяца. По данным Минсоцразвития,  совместно с местными властями проводятся подготовительные работы для  открытия еще одного приюта.  За счет местного бюджета отремонтируют  здание, а за счет денежных средств социального заказа Минсоцразвития КР приобретут соответствующие оборудование и материалы.
За зимний период 2011-2012 года на территории республики погибли от холода 64 человека. Учитывая переполненность приютов Бишкека и Чуйской области, министерство выделило места в Нижне-Серафимовском доме-интернате для инвалидов и престарелых на 4 месяца.

Анна САРАЖИТИНОВА.
Фото  Нины ГОРШКОВОЙ.

 






Добавить комментарий