Main Menu

Центральная Азия как туристическая Мекка — Страны региона объединяются в борьбе за туриста

Самолеты, корабли, сверхскоростные поезда сделали страны, регионы, континенты ближе. Путешествовать стало быстро, удобно и модно. Количество людей, отправляющихся посмотреть другие края, с каждым годом растет. Расширяется рынок туристических услуг, увеличивается и прибыль. Но выстоять в битве за туриста в одиночку странам-новичкам, только осваивающим эту ниву, весьма непросто.

Как отмечают эксперты, сегодня единым туристическим «фронтом» выступают  государства Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Океании. Пришло время объединяться и нашему региону. Об этом говорилось на завершившейся в Бишкеке первой Центральноазиатской региональной конференции по туризму. Здесь собрались представители соответствующих министерств, а также туроператоры со всего региона. В марте этого года была создана Центральноазиатская туристическая ассоциация, куда вошли Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Казахстан. А значит, начало объединению уже положено.
Выгоды, получаемые мировой экономикой от туриндустрии, не могут не впечатлить. В 2011 году заработано более одного триллиона долларов США, туризм занимает 30% мирового экспорта услуг. Такие страны, как Монако, Лихтенштейн и Андорра, в основном живут за счет иностранцев. 50 тысяч жителей Андоры обслуживают ежегодно около 12 миллионов приезжих.  В США туризм является  второй по занятости отраслью промышленности. Одно рабочее место создает дополнительно еще 2,5  рабочих места.  Для приезжих открываются развлекательные комплексы, отдаленные регионы пополняют свой бюджет, растут объемы инвестиций.
По словам эксперта по территориальному маркетингу и брендингу Максата Чакиева, на данный момент странам региона прежде всего необходимо выработать общую туристическую  стратегию, создать единый бренд, определить общие и страновые проблемы.
Генеральный директор туристической компании «Небесные горы» Иен Клейтор считает, что сейчас наша страна похожа на мозаику: для иностранцев привлекательны горы, Иссык-Куль, конные и зимние виды спорта.
— Вам надо лишь выбрать приоритеты и направить туда инвестиции, — сказал иностранный бизнесмен. — Что касается развития  регионального туризма, то он невозможен без облегченного передвижения через границы. Время само заставляет объединяться, ведь туристу, приезжающему в регион, интересно побывать и в соседних странах, получить как можно больше впечатлений.
Данияр Казаков, представляющий Департамент туризма при Министерстве культуры и туризма, отметил, что ведомство работает над созданием национальной стратегии. В качестве приоритета рассматривается продвижение экотуризма через развитие регионов. Культура и туризм должны пойти рука об руку. Предполагается открыть в сельских клубах туристические центры, библиотекарей будут готовить как гидов, окажут поддержку развитию ремесел, подключат к работе фольклорные группы, чтобы туристы смогли увидеть в полной мере культуру и обычаи страны.   По словам Д. Казакова, при премьер-министре начал работу совет по туризму, это дает надежды, что проблемы в отрасли будут решаться быстрее. Рассматривается  возможность для иностранцев получать визы для въезда в Кыргызстан посредством Интернета. Жогорку Кенеш ввел безвизовое посещение республики гражданам 44 стран. И как результат — в этом году Кыргызстан посетило свыше трех миллионов туристов. Тогда как в Узбекистане эта цифра равна 400 тысячам иностранцев.
Чтобы упорядочить работу бизнеса, государством введены  нормы сертификации пансионатов и домов отдыха. Здесь, кстати,  между участниками встречи возник небольшой спор.
По словам управляющего компанией «Kyrgyz Concept» Данияра Аманалиева, подобная мера мешает развитию туризма в стране. Как и неудавшаяся попытка продвижения закона «О туризме», в котором  пытались ввести  обязательное профобразование для людей, занятых в этой сфере. Но вот его коллеги  из других стран  заявили, что подобные меры необходимы, как  же могут работать в профессии люди, не знающие базовых основ?
По словам Д. Аманалиева, региональное сотрудничество имеет большие перспективы. Центральная Азия отличается разнообразием ландшафтов. Тут и пустыни, и горы, и леса, и реки. Например, Узбекистан богат архитектурой прошлых столетий, Кыргызстан интересен кочевой культурой и природой. Главное — выбрать приоритеты для привлечения туристов и определиться, какую группу туристов мы хотим заинтересовать. В нашей стране было немало  подобных попыток. Например, продвижение бренда «Кыргызстан — страна Санта Клауса». Но,по словам Д. Аманалиева, эта идея  не удалась из-за того, что в основном она была направлена на детей, а мальчишек и девчонок из развитых стран нам в общем-то заинтересовать нечем. Есть опыт Непала, где развивали доступный и дешевый туризм. Но из-за нагрузок на экосистему был нанесен непоправимый вред природе. А значит, такой сценарий нам явно не подходит. По словам выступавшего, последнее время в Кыргызстане развивается политический туризм. Наша страна интересна иностранцам как родина двух революций. И наш опыт на фоне того, что творится в арабских государствах, переживших свержение авторитарных режимов, интересен зарубежным гостям.
Среди важных мер, которые необходимо принять нашим странам,
Д. Аманалиев отметил облегчение разрешительных процедур для посещения и перемещения, открытие международных авиарейсов,  уменьшение цен  туристических услуг. Наша страна пока в этом отношении одна из  самых дорогих в регионе.  Также, по словам выступавшего, развитию высококачественного сервиса на Иссык-Куле мешает непрозрачность продажи  земель.
— Все знают, что честным путем приобрести участки в береговой зоне очень сложно, поэтому добросовестные предприниматели сюда не идут. Пансионаты зачастую покупаются с целью перепродажи. Государству нужно навести порядок, чтобы инвесторы не опасались вкладывать свои деньги в эту сферу, — сказал Д. Аманалиев.
В ходе встречи участники разделились на рабочие группы, обсуждая вопросы территориального маркетинга, роль государства и человеческие ресурсы в туризме. По итогам работы они приняли резолюцию, которую передадут правительствам своих стран.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.

 






Добавить комментарий