Main Menu

Маршрут динамичного развития — За пять лет нужно удвоить ВВП

Проект Стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы («дорожная карта» — рамочный документ) представил в пятницу на заседании Национального совета по устойчивому экономическому развитию КР его председатель Президент Алмазбек Атамбаев.
В мероприятии участвовали члены нового органа: торага Жогорку Кенеша Асылбек Жээнбеков, премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев, председатель Верховного суда Феруза Джамашева, руководитель аппарата Президента Данияр Нарымбаев, первый вице-премьер-министр Джоомарт Оторбаев и другие, представители аппарата Президента КР, члены правительства, директор Государственной кадровой службы при Президенте, сотрудники Жогорку Кенеша, главы международных и местных неправительственных организаций, дипломаты, эксперты, директор Антикоррупционного делового совета и так далее.
Председатель Нацсовета Алмазбек Атамбаев, открывая заседание, отметил, что оно посвящено рассмотрению проекта, и предложил участникам собрания в течение двух последующих недель изучить документ, а уж потом принимать решение с учетом как замечаний самих членов Нацсовета, так и предложений общественности. Затем он коротко изложил суть стратегии:

— Уважаемые cоотечественники!
22 года назад, в момент обретения независимости, Кыргызстан имел относительно неплохие стартовые возможности, считался индустриально-аграрной республикой. Наш народ многого достиг за советский период развития. В ХХ веке были сделаны  первые шаги к восстановлению государственности, созданию собственной экономики и возрождению национальной культуры.
Однако два десятилетия после распада бывшего СССР для народа Кыргызстана прошли в режиме «выживания». Проводимая до последнего времени государственная политика не отличалась последовательностью, не способствовала укреплению суверенитета. В результате, в отличие от многих других республик бывшего Советского Союза, Кыргызстан не смог за прошедшее двадцатилетие  найти свое достойное место в современном динамично развивающемся мире.
Экономика Кыргызстана не стала ни самостоятельной, ни тем более гармоничной составной частью Центральноазиатского региона или СНГ. Мы оказались страной без приоритетов, потеряли традиционные рынки сбыта продукции, стали импортировать товары, которые раньше сами в больших объемах поставляли другим республикам. Еще в 2009 году, по данным международных исследований,  Кыргызстан был признан самым бедным государством в СНГ. За чертой бедности находилось  32%  всего населения страны. Уровень безработицы, по официальным оценкам, превышал 8%, а по неофициальным — 14-16%. Значительная часть общества оказалась в депреcсивном состоянии, его интеллектуальная прослойка значительно истончилась. Государство не нашло эффективных механизмов воспроизводства и взращивания в современных условиях общественно-политической и профессиональной элиты. Это было время «потерянных возможностей». Ожидания позитивных перемен после мартовской революции 2005 года не оправдались, что вновь привело к народной революции в апреле 2010 года.
Народ Кыргызстана заплатил высокую цену за возможность построения на священной земле Ала-Тоо независимого, сильного и процветающего государства.
Два с половиной года после Апрельской революции и июньской трагедии прошли на фоне напряженной работы государственных органов и гражданского общества по стабилизации обстановки. Была принята новая Конституция. Избраны парламент и Президент страны. Появился первый опыт формирования коалиционного правительства.
В нынешнем году нам удалось существенно улучшить взаимодействие ветвей государственной власти. Началась судебная реформа. Преодолена опасность сращивания власти с криминалом. Первые результаты дает борьба с коррупцией.
Формируется новое понимание внешней политики. Кыргызстан делает важные шаги для того, чтобы страну начали уважать в мировом сообществе. Мы не только выполняем свои международные обязательства, но также прямо говорим о национальных интересах Кыргызстана. Это с пониманием воспринимают наши международные партнеры.
Сдвинулась с мертвой точки работа по реализации крупных совместных инвестиционных проектов.
Вместе с тем достигнутая за 2011-й и 2012 годы стабильность остается недостаточно устойчивой. Международные эксперты по-прежнему называют Кыргызстан «недееспособным» государством. Они подвергают сомнению перспективы самой кыргызской государственности. Не исключают исчезновения нашей страны с политической карты мира как независимого государства. При этом, как отмечал в свое время известный эксперт Збигнев Бжезинский, главной проблемой Кыргызстана на пути сохранения независимости являются внутренние противоречия.
Государственное управление до настоящего времени находится в транзитном периоде. Изменена форма правления, но методы работы органов государственного управления,  принятия ими решений и их исполнения остаются прежними. Отсутствует постоянная коммуникация между органами государственной власти.
Вертикальная управленческая сеть дает сбои. Функции и полномочия органов власти на областном и районном уровнях размыты и зачастую неопределенны. Это не позволяет им в полной мере выполнять свои обязательства перед гражданами, обществом и государством.
Уважаемые члены Национального совета!
Ключевая идея представленной сегодня «дорожной карты»  развития Кыргызстана  состоит в формировании за предстоящий пятилетний период национальной устойчивости. А это означает государственную устойчивость,  экономическую устойчивость,  устойчивость общества и жизни человека.
Первым условием устойчивости  является опора на собственные возможности, собственный потенциал, внутренние ресурсы. Мы должны покончить наконец с тем положением, когда проедаем больше, чем зарабатываем. Когда живем в долг, заимствуем у других стран, у будущих поколений кыргызстанцев. Мы должны производить больше, чем потребляем.
Опора на собственные возможности должна быть принципиальным подходом во всех сферах жизни: политике, культуре, формировании кадрового потенциала страны, межгосударственных отношениях. Должно стать модным экономить. Все успешные страны и нации прошли через это в своем развитии. Это первое  краеугольное основание устойчивости страны.

Вторым условием является обеспечение законности. Потому что если не будет законности, не будет справедливости, не будет достатка, не будет устойчивости ни экономики, ни государства, ни общества. Одной из главных наших целей должны быть переход к правовому государству, утверждение права в качестве приоритетного регулятора нашей жизни.
Третьим условием устойчивости нашего государства является обеспечение общественного согласия и единства.
Экономическое неравенство, которое принес с собой рынок, политическая конкуренция, пришедшая вместе с демократией, межэтнические и межрегиональные  противоречия — все это реалии нашей жизни. Нам надо создать такую систему национального диалога, нравственности, норм поведения, которая бы позволила сохранить доброту человеческих отношений, толерантность, взаимопомощь и сострадание к страждущим.
В соответствии с перечисленными тремя обязательными условиями национальной устойчивости «дорожная карта» развития Кыргызстана определяет следующие приоритеты:
— приоритеты экономического развития Кыргызской Республики в 2013-2017 годах;
— пути формирования устойчивой политической системы и эффективного государства;
— приоритеты человеческого развития и формирования общества.
Вместе они составляют единую стратегию развития. Я не хочу ставить ни одну из этих сфер на первое место. Они все одинаково важны. Но что более существенно: они все жестко зависят друг от друга. Мы никогда не поднимем экономику, не добьемся соблюдения прав человека, если не будет политической стабильности, и никогда не придем к полноценной демократии, если общество будет нищим.
В своем выступлении я остановлюсь только на принципиальных, ключевых позициях каждой из частей президентской «дорожной карты». В полном объеме они  изложены в том проекте, который представлен вам и будет представлен обществу для обсуждения и реализации.
Национальный совет по устойчивому экономическому развитию должен особо внимательно рассмотреть экономический блок стратегии. Он представлен здесь в наиболее детализированном виде, поскольку состояние экономики является главным фактором суверенитета Кыргызстана.
Недооценка последним руководством бывшего СССР экономического фактора и необдуманное смещение приоритетов в сторону политических реформ привели в свое время к дезорганизации систем жизнеобеспечения страны и распаду Советского Союза.
Уважаемые коллеги!
К 2017 году Кыргызстан должен состояться как динамично развивающееся государство. В течение пяти лет Кыргызстану надо найти  место  в региональном разделении труда. Для этого мы должны сконцентрировать свои усилия на приоритетных отраслях экономики: электроэнергетике,  горнодобывающей отрасли, сельском хозяйстве, легкой промышленности, сфере услуг.
Граждане страны должны забыть понятие «веерные отключения» электроэнергии.
Энергетика должна стать существенной и важной составляющей экспорта, определяющей доходы страны и народа, повышающей международный авторитет Кыргызстана за счет взаимовыгодного сотрудничества с соседними странами. Дополнительная выработка недорогой электроэнергии приведет также к расширению числа предприятий, увеличению объема производства и рабочих мест на малых и средних предприятиях, оживлению экономики регионов.
Значительная часть «дорожной карты» посвящена вопросам сельского хозяйства. Кыргызстан должен не только обеспечить продовольственную безопасность, но также вернуть себе статус надежного поставщика на внешний рынок качественной, экологически чистой сельскохозяйственной продукции и продукции перерабатывающей промышленности.
В сельской местности живет более половины всего населения страны, и поэтому развитие сельского хозяйства — это одновременно и экономическая, и социальная задача. Будут выделены средства и привлечены внешние кредиты для восстановления и ремонта ирригационных систем в районах. К 2017 году будет введено 50 тыс. га новых орошаемых земель и обеспечено поливной и питьевой водой около 80 тыс. крестьянских хозяйств, или 200 тыс. человек. Там, где появится вода, оживут поля, а жизнь сельских тружеников  изменится к лучшему.
Одновременно нам необходимо за счет привлекаемых инвестиций построить ряд кластерообразующих промышленных предприятий, ориентированных на собственное сырье, электроэнергию и наши трудовые ресурсы. Они должны быть совместимы с технологическими стандартами крупных мировых производственных корпораций и в состоянии получать заказы на производство их продукции.
Мы, кстати, уже сегодня очень близки к такого рода интеграциям в производстве швейной продукции и питьевой воды.
Здесь же я бы сказал о необходимости кардинального изменения системы управления экономическим развитием. Надо перейти от распределительно-отраслевого к программно-проектному способу планирования и финансирования развития.
Важнейшим направлением работы государственных органов в 2013-2017 годах будет создание в Кыргызстане самых благоприятных условий для   отечественных и зарубежных инвесторов. На мой взгляд, решающими при этом являются: первое  — стабильность правил, регулирующих экономические отношения, второе — жесткий правовой режим, третье — доступность финансовых ресурсов.
Первоначально в отношении стабильности правил предлагается ввести мораторий на изменение условий, ухудшающих ведение бизнеса. Имеются в виду налоги, порядок лицензирования, технические стандарты.
Доступность финансовых ресурсов — это сложная задача, которую не одолеть административными способами. Но мы должны для начала решить проблему «длинных денег», а также механизма потребительского финансирования и финансирования развития. За счет этих и других инструментов, о которых подробно сказано в представленной «дорожной карте»,  надо уже через год снизить стоимость кредитов в 1,5 раза. Нынешнюю систему самых настоящих грабежей кредитополучателей, особенно по микрокредитам, надо остановить. Но не популистскими мерами, которые только ухудшают ситуацию, а за счет реальных экономических шагов.
Наибольшей проблемой являются обеспечение защиты прав собственников и участников экономических отношений, правовое обеспечение экономики. Это уже не экономический вопрос, а проблема улучшения правоприменения.
Особо хочу сказать об отношении к иностранным инвесторам. К сожалению, практика коррупционного вхождения инвесторов сформировала крайне негативное отношение ко всем зарубежным компаниям. Вернуть доверие населения очень сложно. К тому же эти вопросы сильно политизированы. Уже не один политик  сделал себе на этом карьеру. Дальше так нельзя. Мы должны сами себе ответить на вопрос: нужны стране иностранные инвесторы или нет? Если мы намерены никого не пускать, а будем сами все разрабатывать, добывать, строить, производить, тогда давайте закроем все месторождения и ничего не будем добывать, дождемся тех времен, когда у нас появятся для этого свои ресурсы, технологии, специалисты. Тогда мы должны заморозить строительство школ, дорог, пенсии, пособия, зарплату бюджетников. Но если хотим жить лучше, мы должны прекратить косо смотреть на инвесторов. Реальную защиту законопослушного инвестора, выполняющего свои обязательства, необходимо возвести в приоритет   государственной политики.
«Дорожная карта» развития Кыргызстана содержит конкретные инфраструктурные мероприятия по его выходу из транспортного тупика и перехода в разряд транзитных стран. Планируемое строительство железных и автомобильных дорог международного класса даст толчок развитию экономики регионов, решит проблему доступа к месторождениям полезных ископаемых. Все это приведет к повышению занятости населения и улучшению его экономического положения. Это обеспечит дополнительную транспортную связь между севером и югом страны. Предусматривается ежегодно  восстанавливать свыше 300 км автодорог с асфальтобетонным покрытием и проводить капитальный ремонт не менее 150 км  автодорог с укладкой асфальтобетонного покрытия. Развитие системы воздущных сообщений и железных дорог поможет нам стать крупным узловым транспортным центром.
Особо нужно отметить проблемы развития регионов. Территориальные диспропорции у нас не просто есть, они чудовищны. И по объемам производства,  и по доступу к финансам, и по занятости, и по доходам, не говоря уже о культуре жизни. Мы должны в ближайшие три года остановить тенденцию разбегания масштабов экономики и уровня жизни территорий, расширения пропасти между ними и перейти к выравниванию.
Одним из безоговорочных приоритетов развития Кыргызстана являются сфера туризма и обретение нашей страной статуса крупного, отвечающего современным требованиям регионального центра туризма и отдыха.
Важно использовать приобретенные в ХХ  и в начале ХХI века конкурентные преимущества. У Кыргызстана имеются возможности стать интеграционной площадкой по многим вопросам взаимодействия и сотрудничества в Центральной Азии.
Создать условия для формирования в Кыргызстане международного финансового центра, регионального центра современного искусства, развития отдельных секторов креативной экономики, которые, как оказалось, весьма по силам кыргызстанцам.
В целом за пять лет мы должны в два раза увеличить внутренний валовой продукт Кыргызстана и довести его с     1 200 долларов США в расчете на душу населения в 2011 году до 2 500 долларов США в  2017-м. В случае реализации намеченных мер  ежегодный прирост ВВП составит не менее 7%,  а его совокупный размер в 2017 году — 630 млрд. сомов.
За 5 лет будет создано дополнительно более 350 тысяч рабочих мест, а это значит, что в каждой семье будет как минимум один работающий. Произойдет реальное, а не на бумаге снижение к 2017 году уровня бедности с 37% до 25%,      т. е. на 12%. При этом средняя заработная плата в стране достигнет 26 тысяч сомов.
Думаю, если мы за пять лет сможем достичь запланированного, это будет неплохим результатом.
Качественная реализация всех перечисленных задач требует наличия специального координирующего органа, который мог бы объединить на долгосрочной основе усилия всех ветвей государственной власти, частного сектора и гражданского общества. Таким органом, на мой взгляд, может стать  Национальный совет по устойчивому экономическому развитию.

Уважаемые соотечественники!
Для устойчивого развития экономики нам нужны политическая стабильность и работоспособная система государственного управления. Нынешняя система политического и государственного устройства сформировалась в результате трудного пути и острой политической борьбы. Она, конечно, далека от совершенства. Но она — лучшее из того, что у нас было.
Как глава государства, я вижу свою задачу в том, чтобы, с одной стороны, поддерживать эффективную работу этой системы и в то же время с другой,  сообразуясь с реалиями и потребностями развития страны,  осуществлять необходимую коррекцию.
Первостепенное значение имеет повышение авторитета Конституции Кыргызской Республики. Мы не можем игнорировать  необходимость совершенствования системы государственного устройства. Но основной акцент следует делать не на изменении действующей Конституции, а на принятом в мировой практике гибком развитии, адаптации ее норм к потребностям реальной жизни. Опыт показывает, что ответы на многие вопросы можно найти в рамках действующей Конституции.

Как Президент страны, я намерен поддерживать развитие политической системы и политической конкуренции. Все должны привыкнуть к тому, что путь к власти лежит только через выборы.
Но только честные выборы могут служить основой для построения справедливой политической системы. Проведение свободных и состязательных выборов повлекло за собой усиление  политической конкуренции. Это делает выборы с каждым разом все более прозрачными, позволяет выявлять административный ресурс  и грязные технологии, к применению которых привыкли участники выборного процесса за прошлые годы. В этой связи нам необходимо глубоко проанализировать итоги прошедших в нынешнем году выборов депутатов местных кенешей. Внести необходимые изменения в законодательство с целью дальнейшего пресечения нечестных методов политической борьбы.  На проведении честных выборов нельзя экономить. От них зависит доверие к власти. Поэтому правительству необходимо изыскать ресурсы для их обеспечения.
Создать, наконец, единый государственный регистр населения. По опыту зарубежных стран для проведения честных выборов нужно продумать использование таких технических достижений, как видеокамеры, биометрические паспорта.
Мы должны признать, что до сих пор не удалось реорганизовать государственный аппарат управления. Он непосильно громоздкий, малоэффективный, не ориентированный на гражданина, функционально избыточный. Между тем стране достаточно компактного, но эффективного государственного аппарата. В «дорожной карте» развития Кыргызстана заданы четкие ориентиры его реорганизации. Для более детальной проработки вопроса предлагается сформировать государственную комиссию по оптимизации управления, включающую в себя независимых экспертов, представителей гражданского общества, политических партий.
Пусть эта комиссия разработает и предложит не косметические, а существенные, кардинальные меры по оптимизации государственного аппарата, в том числе и президентского, правительственного, судебного, аппарата Жогорку Кенеша. И мы должны к началу формирования бюджета 2014 года, то есть к осени следующего года, принять решение по этому вопросу.

Уважаемые участники совета!
Согласно стратегии развития, предстоит новый этап борьбы с коррупцией. На первом нам удалось посеять смятение и неуверенность в стане коррупционеров. В Кыргызстане становится невыгодным воровать. Но это лишь верхушка айсберга, и основная борьба впереди. Она  связана с коренной реформой правоохранительной и правоприменительной систем.
В стратегии мы сформулировали цели, которых хотим достичь в судебной реформе и в целом в реформе правоохранительной системы.
Нам надо изменить саму идеологию государственного правоохранения. И прежде всего преодолеть наследие еще сталинских времен — обвинительный залог этой системы, игнорирование прав человека. Нам нужна либерализация законодательства и правоприменительной практики в неразрывном сочетании с неотвратимостью наказания.
В последнее время в Кыргызстане начинает складываться новое понимание внешней политики, подчинение ее исключительно интересам народа.
Все наши соседи и внешнеполитические партнеры должны понимать, что Кыргызская Республика не может не иметь собственных интересов и надо с ними считаться. Прагматизм и эффективность, равноправие и взаимовыгодность, транспарентность и последовательность — вот ключевые основы нашей внешней политики.
Надо всерьез взяться за реорганизацию Вооруженных сил.
Нам нужен прорыв в решении пограничных проблем. Уже двадцать с лишним лет мы не можем договориться с соседями и поставить точку в этом вопросе.
Мы — открытая страна, и кыргызская граница имеет все основания стать зоной мира и спокойствия, беспрепятственного перемещения людей и товаров.
Завершая речь, Президент призвал:
— Надо меньше чернить свою страну, у нас становится больше и светлого, — и рассказал притчу о пчелах и мухах. — В сад залетают и мухи, и пчелы. Пчела ищет цветы, опыляет их, и они потом дают свои плоды. А муха видит только гниль и падаль. Наша страна сегодня нуждается в пчелах, мух у нас и так много.

На меня обижаются журналисты за то, что я стараюсь не читать газеты. Читаешь о выборах, и складывается впечатление, что хуже этих не было. Вспомните,  четыре года назад в Бишкеке на выборах явка составила 60%. Да, и сегодня  много недостатков, но давайте видеть светлое, думать о хорошем, потому что мысль материализуется. Другое дело, что правительство, парламент, Президент должны делать выводы и искать средства, принимать поправки в законы, чтобы решать вопросы.
— Это особая страна, — продолжил он. — Пассионарная. Если мы энергию людей направим не на разрушение, а на созидание, то станем первыми в Центральной Азии по развитию. У нас все для этого есть, если только мы сами не загубим, не затопчем те цветочки, которые только начали расти. Нужно сберечь их, чтобы они дали плоды. Жаль будет, если мы упустим шанс, который дал нам Бог.
Перейдя снова на государственный язык, Алмазбек Шаршенович отметил, что наша история свидетельствует о том, что для достижения успеха нужно единство.
— Наша цель — независимый развитый Кыргызстан, — такими словами заключил свое выступление Президент.
*    *    *
Вслед за главой государства слово взял премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев.
— Сегодня мы участвуем в первом заседании Национального совета по устойчивому экономическому развитию Кыргызстана и выслушали содержательный доклад Президента Атамбаева Алмазбека Шаршеновича.
Хочу подчеркнуть, что создание Национального совета продиктовано временем и вытекает из новой Конституции, политического устройства страны. Именно в Основном законе заложена необходимость согласования усилий и скоординированной работы всех ветвей власти, поддержанных обществом и направленных на решение важнейших задач развития страны.
Поэтому инициатива Президента создать Национальный Совет крайне важна и своевременна, и правительство полностью ее поддерживает и готово учесть все конструктивные замечания и предложения при доработке данного документа.
В докладе Президента изложены комплексное видение и путь развития страны на ближайшие пять лет, определены приоритеты развития стратегических отраслей экономики, на которых мы все должны сосредоточить свою работу.
Важно, что этот концептуальный документ разрабатывался  совместно усилиями сотрудников аппаратов Президента и правительства  с широким привлечением экспертного сообщества и ведущих деятелей науки страны.

Уважаемые члены совета!

Сегодня перед страной стоит целый комплекс сложных и нерешенных вопросов, которые копились годами и с которыми нам придется столкнуться в перспективе. Об их наличии свидетельствуют как аналитические оценки независимых экспертов, так и неудовлетворительные позиции страны в международных рейтингах.
Это дает все основания смело делать самые важные шаги в реформах и преобразованиях,  чтобы не отстать от глобальных мировых процессов и состояться как конкурентное государство в Центральноазиатском регионе.
В этой связи мы уже сейчас должны определить ключевые экономические ориентиры на ближайшие годы, достижение которых станет основой  улучшения благосостояния граждан и последующего динамичного долгосрочного развития.
Хочу особо отметить, что пятилетнее видение развития Кыргызстана — это общий документ для всех ветвей власти, хотя основная работа по его реализации ложится на правительство. На основе данного концептуального видения правительству необходимо доработать среднесрочную программу развития с ежегодными планами действий.
Замечу, что детализация конкретных мер и действий политики должна проводиться в рамках ежегодных подробных планов правительства по реализации политики экономического развития страны, обозначенной в рамках данной концепции. При этом необходимо расписать персональную ответственность руководителей государственных органов за выполнение мероприятий этих планов и достижение заданных целей.
Работа правительства может быть более результативной при условии делового и эффективного сотрудничества с Жогорку Кенешем. В этом направлении у парламента и правительства  есть возможность дальнейшего улучшения взаимодействия.
Теперь, когда мы обсуждаем проект стратегического документа развития Кыргызстана, взаимоотношения Жогорку Кенеша и правительства должны выйти на новый уровень.
Кроме того, необходимо развивать механизмы вовлечения граждан  в строительство будущего своей страны.
Таким образом, стратегическое видение экономического развития на следующие пять лет является фундаментом  дальнейших реформ.
Достижение в среднесрочной перспективе устойчивого роста экономики, предсказуемой инфляции, сбалансированного бюджета и жизни по средствам не за счет будущих поколений станет основным залогом экономической стабильности.
На наш взгляд, необходимо уделить пристальное внимание  реформированию экономики из потребительского в инвестиционный формат и осуществить переход на проектный подход.
В этой связи правительство полностью поддерживает тезис Алмазбека Шаршеновича о необходимости отказа от практики реагирования на уже случившиеся факты. Надо переходить к практике стратегического планирования — лучше предупредить болезнь, чем лечить ее последствия.
Государству надлежит сконцентрировать все усилия на реализации конкретных проектов национального масштаба и искоренить практику «распыления» инвестиций.
Должен быть обеспечен категорический отказ от остаточного принципа финансирования проектов развития.
При этом наши совместные усилия в реализации проектов должны быть направлены на решение стратегических экономических задач, таких, как достижение энергетической и транспортной безопасности, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение делового климата в стране.
Вместе с тем отмечу, что правительство для решения национальных задач привлекает значительные кредитные ресурсы, которые требуют законодательного обеспечения.
Парламент и правительство должны найти общие решения по процедурным вопросам, чтобы кредитные средства поступили вовремя и были использованы целенаправленно на развитие страны.
Для ускорения подготовки нормативных актов по законодательному обеспечению стратегических направлений экономики целесообразно разрабатывать сразу полный пакет документов. Работа может быть построена на основе совместных рабочих групп из представителей парламента, правительства, бизнеса и экспертного сообщества. Разработанный совместно пакет документов будет в первоочередном порядке вноситься на рассмотрение парламента.
Основу любой рыночной экономики составляет частный сектор, где ведущую роль играют малые и средние предприятия, которые  создают  рабочие места. В данный момент они работают на свой страх и риск, насыщая рынок товарами и услугами, а бюджет — налогами. Поэтому надо признать, что мы еще  сделали многое, чтобы оградить предпринимателей от давления чиновников,  излишнего регулирования, которое становится барьером на пути создания и расширения предприятий.
Принятые правительством меры позволяют  в наступающем году реально улучшить  условия ведения бизнеса и повысить престиж страны в международных рейтингах. В этом направлении мы будем активно работать с бизнес-сектором и  донорским сообществом.
Есть проблемы, которые правительство не может решить без помощи судебной власти. Мы говорим о проблеме гарантий по обеспечению правовой защиты и свободы предпринимательской деятельности, законных прав собственников.
Есть случаи рейдерского захвата частной собственности в пользу коррумпированных чиновников или других лиц с помощью судебных решений. В такой ситуации все наши усилия по улучшению бизнес-среды выглядят в глазах инвесторов, особенно зарубежных,  попыткой прикрыть бессилие государства в защите инвестиций и частной собственности.
Какой же инвестор будет вкладывать деньги в нашу экономику в таких условиях?
Начавшаяся реформа судебной системы, надеюсь, приведет к восстановлению доверия предпринимателей к судам.
Правительство со своей стороны готово к конструктивному сотрудничеству с Верховным судом страны по улучшению правовой защиты и свободы предпринимательской деятельности, защиты частной собственности.
Уважаемые члены совета!
Предложенная Президентом страны инициатива  совместно разработать концептуальное видение развития Кыргызстана содержит конкретные экономические ориентиры на ближайшие годы.
В условиях новой политической структуры общество, партии и неправительственные организации будут внимательно контролировать действия властей по достижению объявленных целей и оценивать вклад каждой ветви власти в общую работу. Поэтому необходимо четко прописать процессы управленческого и общественного контроля реализации документа.
Для достижения заложенных целей все мы, в первую очередь органы исполнительной власти, должны перестать работать в режиме «пожарной команды», надо привыкать работать по долгосрочному плану, последовательно продвигаясь к поставленным целям.
Пятилетнее видение развития Кыргызстана именно такой документ, позволяющий всем нам согласованно и продуманно действовать во благо нашей страны. При этом мы должны четко понимать, что достижение заложенных преобразований и  реализация конкретных мер политики данного документа напрямую зависят от слаженной и консолидированной деятельности трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) и в первую очередь от политической стабильности в стране.
Уверен, что совместными усилиями мы сохраним единство народа и страны, построим независимую экономику, создадим для граждан Кыргызстана условия для плодотворного труда и достойной жизни.
*    *    *
Торага Асылбек Жээнбеков, коротко выступив на государственном языке, высказал поддержку инициативе создать Нацсовет, разработать и реализовать стратегию и пообещал содействие парламента в части законодательной поддержки и контроля за исполнением нормативно-правовых документов.  Также он заявил о необходимости дополнения каждого раздела прогнозными показателями, составления списка необходимых для принятия или изменения законов и актов, призвал не отвлекать внимание на мелочи, обходясь основными вещами, а в целом — поддержать принятие проекта.
Далее высказались остальные члены органа.
Лидер парламентской фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев отметил причину необходимости Нацсовета: правительства, как показывает жизнь, могут быстро меняться. Поэтому в условиях возможной смены составов кабинета министров, парламента, а также противоречий, мнений и решений политиков и чиновников нужны неизменные и единые цели и ценности, своего рода руководство, которое каждый чиновник должен знать так же хорошо, как таблицу умножения.
По его мнению, концепция должна стать основным документом, в ней не должно быть мелких разделов. А правительство должно привести свои планы в соответствие со стратегией.
Постоянный координатор ООН в Кыргызстане Александр Аванесов:
— Цель совета должна заключаться в том, чтобы быть действенным механизмом совместного и творческого обсуждения важнейших приоритетов и стратегических задач, стоящих перед страной. Не вызывает сомнения, что Кыргызстану нужна национальная стратегия, четко определяющая видение и приоритеты развития на долгосрочную перспективу, естественно, дополненная среднесрочными программами и планами развития, которые должны быть обеспечены соответствующими  финансами, другими необходимыми ресурсами для достижения намеченных целей и, конечно же, индикаторами устойчивого человеческого развития, которые в свою очередь будут служить для проверки исполнения. Естественно, должна быть система мониторинга.
Начавший свою работу Координационный совет партнеров по развитию, возглавляемый премьер-министром, тоже может внести свою лепту в обсуждение и реализацию намеченных целей стратегии, отметил он.
Также он упомянул как важный момент то, что большой акцент в разработке и реализации программ сделан на участие гражданского сектора.
— Для успешного достижения целей устойчивого развития нужна комплексная проработка факторов экономического, социального и экологического развития, — сказал Александр Аванесов.
Также представитель ООН выразил надежду на эффективную координацию разработки и реализации стратегии и программ устойчивого развития на национальном уровне со всеми партнерами, включая органы госвласти центрального и регионального уровней, местного самоуправления, гражданского общества и международных партнеров по развитию, широкое вовлечение в этот процесс гражданского общества и разъяснение принимаемых в рамках стратегии программ действий, мер, политики и информирование населения.
Министр экономики Темир Сариев предложил разработать стратегию даже до 2025 года, где период до 2017-го рассматривался бы как первый этап,  также необходимо одновременно со страновой продумать и региональные стратегии. По его мнению, центром и целью развития должен стать человек, а реализация важнейших национальных проектов в сфере экономики должна проводиться с предварительным анализом и оценкой экологических последствий и социальных выгод. Важно сформировать координационно-экспертную группу.
Лидер фракции «Ата-Журт», а также парламентской коалиции меньшинства Мыктыбек Абдылдаев предложил четко указать в документе, какой модели экономического развития Кыргызстан мог бы придерживаться: либеральной, плановой или рыночной. Он также считает, что необходимо изменить название совета, включив слово «социальный». А его коллега из фракции «Ар-Намыс» Феликс Кулов высказал пожелание экспертам обозначить приоритеты, четко прописать, будет ли подход к реализации стратегии программно-проектным, станут ли под это дело создаваться компании или само государство намерено претворять их в жизнь.

Алия МОЛДАЛИЕВА.
Фото Султана ДОСАЛИЕВА.






Добавить комментарий