Сдержать во что бы то ни стало — Может ли государство регулировать цены?
В советское время при командном управлении экономикой установление цен происходило централизованно в зависимости от затрат на производство, реализации товара и оказания услуги. И поскольку государство участвовало в этом до начала процесса производства, рынок не играл существенной роли в ценообразовании. Спрос фиксировался на уровне заранее заданных цен, не вызывая их дальнейшего изменения.
В свободном рынке, в конкуренции предприниматели самостоятельно ищут потребителей, расширяют объем продаж, увеличивают долю на рынке. Конкуренция заставляет предлагать потребителям широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. Соответственно потребитель тоже имеет право выбора на покупку качественной продукции по приемлемым ценам. Именно при купле-продаже «сталкиваются» спрос на товар и услугу, целесообразность их приобретения, качество и конкурентоспособность. Иначе говоря, цены формируются в зависимости от спроса и предложения. То есть, если товара на рынке много — цены снижаются, а если количество товара сокращается — цены растут. Поэтому основной задачей государства при рыночной экономике является поддержание устойчивого баланса спроса и предложения. И у государственных структур есть определенный набор инструментов регулирования цен.
Один из них — денежно-кредитная политика. Например, в 2012 году правительство Кыргызской Республики приняло определенные меры по насыщению рынка зерном, мукой. Была отменена сезонная ввозная (импортная) таможенная пошлина на муку, подготовлен проект постановления правительства о временном запрете вывоза пшеницы, введена единая ставка таможенных пошлин и налогов за 1 кг пшеницы при ввозе наземным и воздушным транспортом, разбронировано 20,2 тыс. тонн зерна, дано задание реализовать муку от его переработки по ценам ниже рыночных.
Президенты Казахстана и Кыргызстана договорились о выделении нам 200 тысяч тонн зерна с отсрочкой платежа.
Не осталась в стороне и Россия. Достигнута договоренность о поставке 100 тысяч тонн пшеницы, из которых 20 тысяч тонн поступят в виде гуманитарной помощи. За остальные 80 тысяч расплатимся через год — со следующего урожая.
В Бишкеке регулярно проходят осенние ярмарки. Горожане могут купить сельхозпродукцию с первой субботы сентября до первой субботы ноября в микрорайоне «Джал», по улице Нуркамала в
12-м микрорайоне и на пересечении улиц Жумабека и Шопокова. Ярмарки действуют и в регионах республики.
Однако в рыночной экономике существуют и монопольные структуры. Предприятия стремятся к монополии, вытеснению конкурентов с рынка, расширению сферы своей деятельности. Они стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Для контроля ситуации монополисты могут создавать искусственные барьеры для входа на рынок, заключать антиконкурентные соглашения, например, об ограничении объема продаж, о фиксации цен, разделе рынка. Все это в конечном итоге приводит к росту цен на товары. Поэтому принятый Закон «О конкуренции» направлен на предупреждение, ограничение, пресечение монополистской деятельности и недобросовестной конкуренции, обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынка. Контролировать это призван Департамент по развитию конкуренции при Министерстве экономики.
Кроме того, на него возложено регулирование деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий, к которым отнесены электроэнергетика, железнодорожные перевозки, электрическая связь, транспортировка природного газа, поставка водопроводной воды, канализация и т. д.
К разрешенным монополистам относятся ОсОО «Газпром нефть Азия», Кантский и Южный цементные заводы, предприятия, осуществляющие внутренние авиационные перевозки, некоторые угледобывающие предприятия и пр.
Все основные продукты питания — мука, хлеб, молоко, растительное масло, мясо и другие — являются товарами свободного конкурентного рынка, и государство не вмешивается в регулирование цен. Но если наблюдается их необоснованный рост, правительство регулирует стоимость социально значимых товаров.
Для этого принято постановление «О внесении дополнений и изменений в постановление правительства Кыргызской Республики «О государственном регулировании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров» и создана нормативно-правовая база, предусматривающая механизм введения регулирования на отдельные виды продовольственных товаров на 20 и более процентов в течение месяца согласно утвержденному этим же постановлением перечню. Сюда относятся мука пшеничная, ржаная, хлеб (формовой), молоко пастеризованное, масло растительное и животное, мясо (говядина, баранина, свинина), сахар-песок, рис, макаронные изделия.
Введение государственного регулирования — это все-таки крайняя мера, и сдерживать цены следует установлением таможенных тарифов, введением защитных мер, проведением интервенции Фондом госматрезервов, снижением налогов, организацией ярмарок, открытием фирменных торговых точек и адресной поддержкой малоимущих.
Азамат ЖОРОБЕКОВ.
Related News
Электронный счёт минус теневой оборот
С начала года субъекты предпринимательства выписали более 9,2 млн. электронных счетов-фактур (ЭСФ) на сумму оборотаRead More