Main Menu

Сдержать во что бы то ни стало — Может ли государство регулировать цены?

В советское время при командном управлении экономикой установление цен происходило централизованно в зависимости от затрат на производство, реализации товара и оказания услуги. И поскольку государство участвовало в этом до начала процесса производства,  рынок не играл существенной роли в ценообразовании. Спрос фиксировался на уровне заранее заданных цен, не вызывая их дальнейшего изменения.

В свободном рынке, в конкуренции предприниматели самостоятельно ищут потребителей, расширяют объем продаж, увеличивают долю на рынке. Конкуренция заставляет предлагать потребителям широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. Соответственно потребитель тоже имеет право выбора на покупку качественной продукции по приемлемым ценам. Именно при купле-продаже «сталкиваются» спрос на товар и услугу, целесообразность их приобретения, качество и конкурентоспособность. Иначе говоря, цены формируются в зависимости от спроса и предложения. То есть, если товара на рынке много — цены снижаются, а если количество товара сокращается —  цены растут. Поэтому основной задачей государства при рыночной экономике является поддержание устойчивого баланса спроса и предложения. И у государственных структур есть определенный набор инструментов регулирования цен.
Один из них — денежно-кредитная политика. Например, в 2012 году правительство Кыргызской Республики приняло определенные меры по насыщению рынка зерном, мукой. Была  отменена сезонная ввозная (импортная) таможенная пошлина на муку, подготовлен проект постановления правительства о временном запрете вывоза пшеницы, введена единая ставка таможенных пошлин и налогов за 1 кг пшеницы при ввозе наземным и воздушным транспортом, разбронировано 20,2 тыс. тонн зерна, дано задание реализовать муку от его переработки по ценам ниже рыночных.
Президенты Казахстана и Кыргызстана договорились о выделении нам  200 тысяч тонн зерна с отсрочкой платежа.
Не осталась в стороне  и Россия. Достигнута договоренность о поставке 100 тысяч тонн пшеницы, из которых 20 тысяч тонн поступят в виде гуманитарной помощи. За остальные 80 тысяч расплатимся через год — со следующего урожая.
В Бишкеке регулярно проходят осенние ярмарки. Горожане могут купить сельхозпродукцию с первой субботы сентября до первой субботы ноября в микрорайоне «Джал», по улице Нуркамала в
12-м микрорайоне и на пересечении улиц Жумабека и Шопокова.  Ярмарки действуют и в регионах республики.
Однако в рыночной экономике существуют и монопольные структуры.  Предприятия стремятся к монополии,  вытеснению конкурентов с рынка, расширению сферы своей деятельности. Они  стремятся установить контроль над  ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке.  Для  контроля ситуации  монополисты могут  создавать искусственные  барьеры для входа на рынок, заключать антиконкурентные соглашения, например, об ограничении объема продаж, о фиксации цен, разделе рынка. Все это в конечном итоге приводит к росту цен на товары. Поэтому принятый  Закон «О конкуренции» направлен на предупреждение, ограничение, пресечение монополистской деятельности и недобросовестной конкуренции, обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынка. Контролировать это призван Департамент по развитию конкуренции при Министерстве экономики.
Кроме того, на него возложено  регулирование деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий, к которым отнесены электроэнергетика, железнодорожные перевозки, электрическая связь, транспортировка природного газа, поставка водопроводной воды, канализация и т. д.
К разрешенным монополистам относятся ОсОО «Газпром нефть Азия», Кантский и Южный цементные заводы, предприятия, осуществляющие  внутренние авиационные перевозки, некоторые угледобывающие предприятия и пр.
Все основные продукты  питания — мука, хлеб, молоко, растительное масло, мясо и другие — являются товарами свободного конкурентного рынка, и государство не вмешивается в регулирование цен. Но если наблюдается их необоснованный рост, правительство регулирует стоимость социально значимых товаров.
Для этого принято постановление  «О внесении дополнений и изменений в постановление правительства Кыргызской Республики «О государственном регулировании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров» и создана нормативно-правовая база, предусматривающая механизм введения  регулирования на отдельные виды  продовольственных товаров на 20 и более процентов в течение месяца согласно утвержденному этим же постановлением перечню. Сюда относятся мука пшеничная, ржаная, хлеб (формовой),  молоко пастеризованное, масло растительное и животное, мясо (говядина, баранина, свинина), сахар-песок, рис, макаронные изделия.
Введение государственного регулирования — это все-таки крайняя мера, и  сдерживать цены следует установлением таможенных тарифов, введением защитных мер, проведением интервенции Фондом госматрезервов, снижением налогов, организацией ярмарок, открытием  фирменных торговых точек и адресной поддержкой малоимущих.

Азамат ЖОРОБЕКОВ.

 






Добавить комментарий