Main Menu

Скрытые схемы обогащения — Государства не успевают их отслеживать

Речь идет об акцизах. Как показывает мировая практика,  увеличение   тарифов на подакцизные товары, в частности на сигареты, не всегда благо, эта мера не приносит  ожидаемого пополнения казны.


Как только переборщим,  загнем запредельную цену,  сигаретный бизнес уходит в тень, люди начинают употреблять  дешевые, без фильтра, папиросы, а  значит, более опасную для здоровья  курительную продукцию. Народная казна остается, как говорится, при своих интересах,  а наживаются на этом  не только недобросовестные бизнесмены, но и криминал, отмывая приобретенные незаконным путем деньги.
Независимый эксперт по налогам  Андрей Красников  (он один из авторов нового Налогового кодекса Кыргызстана) уж который год  пытается достучаться до власти, растолковать депутатам Жогорку Кенеша, что пользоваться  механизмом  повышения или понижения  акцизных ставок  следует весьма осторожно. Это все равно что пройти по лезвию бритвы. Почти десять лет акцизы на сигареты  в  Кыргызстане не менялись,  мы применяли сложную пятиступенчатую систему налогообложения  в зависимости от стоимости сигарет,  теряли огромные суммы, которые оседали в чьих-то карманах.
Наши акцизы оказались в разы меньше, чем в других государствах, в  результате на наш рынок хлынул неудержимый поток  импортной продукции,  ведь Кыргызстан — член Всемирной торговой организации, а более 40% всех реализованных на внутреннем рынке сигарет  в то время стояли дешево — до 15 сомов. В республике выросла контрабанда ввоза дорогих сигарет, часть их продажи ушла в нелегальный сектор, бюджет  недобирал  налогов,  а число курильщиков   с 23% в 2002 году увеличилось почти до 30% в 2005-м.
Как известно, все цивилизованные государства  хотят видеть здоровыми своих граждан, поэтому  стараются  оградить молодое поколение от курева, минимизируют   доступ  к сигаретам подростков. Но в то же время  через  акцизы  все страны мира пытаются пополнить казну, и некоторым из них благодаря сбалансированным тарифам и разумной  политике это удается сделать.
В Кыргызстане ставки между первой и пятой  категориями  курительной продукции  разнились более чем в двадцать раз! Естественно,  контролировать  и администрировать   налоги в подобной  ситуации   очень сложно. Цена сигарет без конца менялась  в зависимости от спроса (мы живем  в рынке),  а также курса валют. Купленные заранее и уже наклеенные на пачки  акцизные марки  не соответствовали  действительности, сигареты зачастую продавали по завышенной цене,  без указания минимальной стоимости, как того  требовал закон,  а разницу в цене просто присваивали.
Ситуация  немного улучшилась с лета прошлого года, когда в Кыргызстане утвердили фиксированные ставки акцизов на сигареты, они стали зависеть не только от стоимости, но и от объемов.  Увеличились отчисления в бюджет от НДС и налога с продаж, легче стало контролировать  неучтенные товары, к тому же предсказуемые акцизы  подставили подножку  контрабанде. Повысилась конкурентоспособность отечественной сигаретной продукции. Но охватить — увы! — удалось лишь третью часть  курительной продукции,  выпускаемой  национальным производителем.
Эффект был поразительным: в бюджет государства  в прошлом году  поступило на 200 млн. сомов больше, чем в предыдущий.
Самую  эффективную акцизную политику проводят наши соседи в Казахстане. Недавно  представители JTI, одного их крупнейших концернов, выпускающих сигареты, организовали на Иссык-Куле семинар для  налоговиков  и таможенников Кыргызстана.  Разбирали налогообложение табачной продукции  и ее связь с незаконной  торговлей.
Региональный директор  по соблюдению корпоративных норм и борьбе с незаконным оборотом сигарет в СНГ, Адриатики и Румынии Дмитрий  Редько  рассказал  о масштабах  контрабанды, сращивании госструктур  с  криминальным сектором, организованной преступностью, которая, впрочем, действует  вполне законно, в рамках  установленных правил. Поэтому привлечь к ответственности  таких «предпринимателей» очень сложно.
Сегодня нелегальный сигаретный рынок  по доходности можно сравнить с  наркотиками, торговлей  оружием или людьми. Дмитрий Редько  развеял устоявшиеся мифы,  предупредил таможенников: в  неформальном сигаретном бизнесе  имеют работу, а значит, денежные средства для существования семей миллионы людей во всем мире. Здесь, как и в других отраслях экономики,  используют  новации и современные  средства коммуникации,  применяют прогрессивные технологии.
А масштабы таковы, что угрожают национальной безопасности  ряда стран. К примеру, в Мексике из-за сращивания  организованной преступности  с чиновниками работу потеряли  сотни  полицейских,  которые своевременно не дали знать о махинациях  властям, вероятно, стражи порядка были подкуплены  местной мафией.
— Там, где вращаются большие  деньги,  рядом всегда криминальные структуры, — уверен  Д. Редько, — у преступников есть  альтернатива:  заплатить штраф за нелегальное производство и продажу сигарет или  сесть  в тюрьму  на долгие годы, а то и вовсе лишиться жизни (такие законы существуют в Иране, Тайланде, других азиатских странах).  Пойманные мошенники, естественно, предпочитали первый вариант.
Он  также авторитетно заявил, что  в некоторых странах государственные служащие имеют нехилый приработок от нелегального оборота сигарет и не собираются  в ближайшее время  отказываться от дивидендов.  Дело в том, что  за доставку и транспортировку  наркотиков расплачиваются нынче не  долларами, а   вагонами, груженными  сигаретными блоками, то есть  бизнес на зелье  мягко диверсифицируется  в легальное производство. Никто и не догадывается, что это «грязные», запрещенные деньги. Ведь торговля  табаком разрешена  во многих странах мира, только плати акцизы.

КАЖДАЯ ДЕСЯТАЯ  СИГАРЕТА В МИРЕ — НЕЛЕГАЛЬНАЯ

В мире ежегодно  выкуривают  550 млрд. сигарет,   выпущенных в неформальном  секторе экономики, эксперты утверждают, что к 2015 году  этот объем увеличится на 12% (сравните:  легальный рынок за это же время подрастет  только вдвое). Угроза экономикам развивающихся стран  очевидна:  солидные деньги проходят мимо казны, увеличивается контрабанда, где вообще не платят никаких налогов,  развивается  недобросовестная, нездоровая конкуренция,  демпинговые цены убивают легальное производство, все это вместе  взятое  в состоянии обрушить  любой цивилизованный рынок.
Ежегодный спрос на сигареты на черном рынке Европейского союза оценивается экспертами в 10 млрд. евро, в США — 5  млрд. долларов;   в странах ЕС, к примеру в Болгарии,  нелегальным бизнесом заняты 15 тысяч человек, 400-500 тысяч  курящих регулярно  употребляют контрабандный товар, здесь, как и в других  восточно-европейских государствах, зарегистрированы случаи, когда  целые смены таможенников, службы безопасности и высшее руководство стран  ежемесячно получали «зарплаты» и отчисления  из нелегальных фабрик.
Россия и Казахстан  срочно приняли меры:   утвердили единую акцизную ставку  для производителей и  импортеров  табачной продукции и выиграли! В соседней республике, в которой    реформа акцизной политики  началась в 2007 году, при увеличении тарифов бюджет ежегодно пополнялся на треть выше предыдущего года. Вырос ассортимент  сигарет высшего и среднего классов, стоимость которых  оказалась не по карману  подросткам.
В России единую ставку  ввели только в этом году.      Андрей  Красников  представил обзор   табачного рынка в Украине, Узбекистане, Монголии, рассказал,  к какому развалу  привели украинцев непродуманная  акцизная политика, резкое повышение  налогов на сигареты. А  вот в Монголии оказались умнее,  здесь  перешли  на фиксированные ставки, чем укрепили отечественное легальное производство.
— Задача акцизов  — установить   ценовой  барьер для детей и подростков, — говорит  кыргызстанский эксперт, — постепенно снизить процент курящих, создать  равные, справедливые условия для  развития  конкуренции на отечественном  сигаретном рынке. Разумный  размер налога  способен обеспечить стабильные поступления в бюджет, устранить коррупционные схемы.
Проанализировав  причины, влияющие  на незаконную торговлю сигаретами в Кыргызстане,  Андрей Красников рекомендует  применить не директивные, а экономические  меры:  установить  единый фиксированный акциз  на производство и  импорт табачных изделий, оптимизировать размер налогового бремени. Эксперт предлагает депутатам Жогорку Кенеша  ознакомиться с его исследованиями.
На иссык-кульском семинаре  прочли  интересные  лекции о  том, как распознать  настоящие и контрафактные сигареты,  как отличить поддельные акцизы на пачках и сигаретных блоках. Надеемся, что кыргызстанские налоговики и  таможенники  извлекут пользу  из общения  с экспертами.

Галина ЛУНЕВА.

 






Добавить комментарий