Main Menu

На Великом Шелковом пути

Японские специалисты обучают кыргызстанцев

Раскопки средневекового городища Ак-Бешим вели в этом году участники Третьего обучающего семинара по охране культурного наследия в Центральной Азии, посвященного археологическим раскопкам и консервации археологических объектов.

Семинар проходил в сентябре в рамках совместного кыргызско-японского четырехгодичного проекта, начавшегося в прошлом году. Он осуществляется на средства Агентства по делам культуры Японии, а реализуют его Национальный институт исследования культурных ценностей (Токио), Национальный институт исследования культурных ценностей города Нара, Институт истории и культурного наследия Национальной академии наук КР. Среди преподавателей на семинаре были специалисты из Кыргызстана и Японии, а вот обучение проходили не только молодые кыргызстанцы из Бишкека и Оша, но и гости из Армении, Афганистана, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана.
Как отметил глава отдела регионального окружения Национального института исследований культурных ценностей (Токио) Казуя Ямаучи, такая ситуация напоминает то, что было в населенных пунктах на протяжении Великого Шелкового пути, который начинался в японском городе Нара и вел до Рима, проходя через территорию современного Кыргызстана, что не так известно, к примеру, в Японии:
— Здесь в древние времена собирались разные люди и обменивались тем, что у них было.
Ямаучи-сан в студенческие годы изучал историю Востока и  прочел труды китайского странствовавшего монаха Сюань-Цзяна, с этого и начался его интерес к Центральной Азии. Потом он бывал на раскопках в Сирии, Египте, Иране. Работая в исследовательском институте, участвовал в различных проектах в Армении, Иране, Индии, Египте, Китае, Центральной Азии.
Отмечу, что, помимо него, среди лекторов из Страны восходящего солнца были  Такаджи Нишио, Изуми Накаи, Сусуми Моримото, Масаши Абе, Шого Куме.
Городище Ак-Бешим расположено в 8 км к юго-западу от Токмока. Ассоциируется историками с древним городом Суябом. Здесь представлены средневековые памятники буддизма и христианства, в свое время два буддийских храма были раскопаны, вблизи них обнаружен комплекс христианских церквей, причем христианский храм считается одним из древнейших крупных храмов в Центральной Азии и на Ближнем Востоке.
— Городище Ак-Бешим представляет наибольший интерес с точки зрения истории Великого Шелкового пути, он упоминается в древних китайских источниках, — поясняет Казуя Ямаучи. — Я вел также раскопки в долине Бамиан в Афганистане. Эту провинцию в начале VII в. посещал китайский буддийский монах Сюань-Цзян, который проходил также и через Ак-Бешим. В Японии его книги хорошо известны. Поэтому городище представляет большой интерес для Японии и было выбрано  в качестве объекта раскопок в рамках проекта. Это очень хорошее место для кыргызско-японского сотрудничества. Многие японцы интересуются и другими объектами, но, возможно, поработать на них удастся в будущем.
— Кыргызстану важно сохранить культурное наследие не только для привлечения туристов, но и для осознания своей идентичности, — говорил бывший посол Японии в КР Син Маруо. Незадолго до отъезда он принимал в своей резиденции участников проекта.
— Наша цель — подготовить специалистов по охране культурного наследия, обучить их технологиям, — говорит Казуя Ямаучи. — Есть вещи, которым мы можем научить, есть то, что стоит нам перенять. У нас разные взгляды на проблему защиты культурных ценностей, поэтому важно обмениваться опытом на месте.
На вопрос, чем не схожи методы охраны древностей, специалист говорит, что в мире есть много материалов, новшеств. Различен опыт в определении назначения зданий, планировки, видов кирпичей. К примеру, в Японии все здания строились из дерева, а здесь — из глины. Поэтому японцам есть чему учиться в обсуждениях с участниками из разных стран.
— Ведя раскопки, мы должны понимать быт живших здесь людей, потому что есть связь между тем, что было, и современностью. И местные жители могут рассказать то, что неизвестно, непонятно нам. Попадается много остатков еды, костей, и местные жители больше знают об этом. Археология занимается древностями, но очень тесно связана с современной жизнью.
В Центральной Азии много археологов, но специалистов по защите культурного наследия не хватает. Работа археологов важна, они определяют ценность самих объектов, но не менее важно сохранить их. Большое значение имеют дальнейшая эксплуатация и ознакомление общественности с находками. Проект предполагает документацию объектов, раскопки, консервацию,  их использование и демонстрацию.
В прошлом году проходили семинары по измерениям и съемке на местности, составлению чертежей, что относится к документации. Работы шли на тех участках, на которых в этом году мы вели раскопки. Один из результатов этого года — обнаружение помещений. Другой — возможность сотрудничества людей из разных стран. В этом году ребята по сравнению с прошлым больше сдружились. Среди них есть те, кто участвовал в предыдущем семинаре, и новые. Но они вместе работают на раскопках, и это объединяет.
Господин Ямаучи поясняет, что в этом году они нашли здания, относящиеся к периоду Караханидов (X век).
— Мы сейчас копаем рядом с дорогой, тянущейся с юга на север. Становится понятно, что она большая, мы в шутку ее называем «проспект Суяб». Вдоль нее с обеих сторон постройки. В этом году не успели много раскопать. Возможно, в следующем сможем обнаружить торговые лавки или даже базар. Туристы смогут увидеть, каким был древний рынок.
Кстати, благодаря археологам мне тоже удалось побывать «на месте действия». Ребята-кыргызстанцы под руководством японских наставников делали топографическую съемку, фиксировали контуры стен и дороги на чертежах, после чего археологи снова засыпали древние сооружения землей, предварительно защитив кирпичную кладку сетчатой тканью. Так что мне довелось еще увидеть и «проспект Суяб», и остатки комнаты с очагом… Чинарбек Жолдошов, участник проекта, замдиректора музея «Сулайман-Тоо» в Оше, провел меня по всей территории Ак-Бешима со следами раскопок, проводившихся еще в советский период. От него я узнала, что, к сожалению, от древних буддийских храмов городища ничего не осталось: они когда-то были сровнены с землей, а на их месте засеяна сахарная свекла. А вот развалины христианского храма все еще есть, как и крепостные стены, окруженные рвом, и цитадель. Кстати, пока мы находились на месте, приехали сотрудники посольства Китая, с интересом расспрашивали, фотографировали. Разумеется, китайцам тоже интересны места, в которых побывал известный буддийский монах Сюань-Цзян.
По словам господина Ямаучи, раскопанные в Ак-Бешиме здания в будущем законсервируют,  чтобы кыргызстанцы и гости могли любоваться ими. Все находки будут храниться в соответствии с законами Кыргызской Республики, об этом позаботится парнер с нашей стороны — Национальная академия наук.
— Было бы хорошо демонстрировать их в Национальном музее Кыргызстана, — делится мнением собеседник. — Сейчас все артефакты хранятся не в одном месте, а в институтах, музеях, академии. И то, что находится в учебных или научных учреждениях, недоступно простым людям, а многие туристы хотели бы ознакомиться с культурными ценностями страны. Также важно создать музеи в областях: прямо на археологических объектах или в городах — областных центрах.
— Я благодарен Кыргыстану за разрешение проводить археологические изыскания и за то,  что ваша страна всегда поддерживает этот проект, — говорит он. — Я очень горд, что мне доводится участвовать в раскопках здесь.
Записала

Алия МОЛДАЛИЕВА.
Фото автора.

 



(Next News) »



Добавить комментарий