Main Menu

Затянем потуже пояса — Надежды на высокие доходы не оправдались

На очередном заседании правительства  внесли изменения в Закон Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 гг.»

Дело не только  во временной приостановке  золотодобычи на руднике «Кумтор», хотя в  производстве ВВП  это предприятие  играет ключевую роль. Появились непредвиденные расходы, связанные с покупкой зерна, цена которого выросла. Дополнительные средства  понадобились и для  избирательной кампании по выборам  депутатов местных кенешей;  переход на подушевое финансирование ряда школ тоже требовал  дополнительных вливаний. К тому же в казну не поступили обещанные гранты  в размере 1 млрд. сомов  от Всемирного и Азиатского банка развития, других доноров. В этом мы сами виноваты: не оформили своевременно кредитные соглашения.
«Сокращение  бюджета — мера вынужденная, —  заявил, открывая  заседание правительства, премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев. — Если этого не делать, то под угрозой  окажутся выплаты зарплат госслужащим,  выполнение обязательств по пенсиям и пособиям, чего нельзя допустить».
Министр финансов Ольга Лаврова  подробно рассказала, какие именно статьи урежут, обратив внимание членов правительства, что  вынесенное на обсуждение сокращение бюджета  появилось после тщательного анализа положения дел  в экономике. По ее словам, корректировке  подверглись  в основном текущие расходы, бюджеты всех министерств, включая силовые  ведомства. Чиновникам ограничат зарубежные командировки, приостановят запланированные покупки оборудования и аппаратуры.

Убираются неосвоенные капиталовложения, выделенные на строительство, ремонт дорог,  сокращаются государственное софинансирование в ряде  проектов и взносы в международные организации, а также обслуживание внешнего долга,  все расходы уменьшатся   на  3 407,0 млн. сомов  от запланированной  суммы.
А вот спецсредства предприятий  увеличатся  более чем на 105 млн. в  сравнении  с первоначальным прогнозом. Общие  доходы   госбюджета (с  грантами ПГИ) станут ниже утвержденных показателей на  1 856,9 млн. сомов.
Дефицит бюджета сокращен на 1,6 млрд. сомов, теперь он  составляет  чуть более 21 млрд. — 7% к ВВП  (был, как помните, 24 млрд. сомов.)  Ольга Лаврова  объявила, что  существуют реальные источники покрытия образовавшейся финансовой бреши из внутренних и внешних  источников. На внутреннем рынке ожидаются поступления от реализации государственных ценных бумаг,  возврата бюджетных ссуд, есть также остатки средств на счетах правительства.  Из внешних поступлений ожидается безвозмездная  помощь от Европейского союза, поступят деньги  и  от программных займов  международных финансовых институтов.
Министр  прокомментировала изменения в  государственном бюджете. К слову, общий сбор налогов  останется  на уровне утвержденных ранее показателей — 66 191 млн., изменится лишь размер некоторых взносов. Так,  по предложению  органов местного самоуправления  снизили показатели по налогу с продаж, заменив их на такую же величину  подоходным налогом, налогом на прибыль и другими местными  поступлениями. — «Трансформация произошла в связи с  затянувшимся процессом принятия новых правил по отмену  льгот  коммерческим предприятиям при  оплате ими использованной тепло- и электроэнергии, а также природного газа,- пояснила Ольга Лаврова.
В зале поднялся шум, отовсюду звучали   настойчивые просьбы:  обеспечить в полном объеме  финансирование  силовых структур, вневедомственной охраны,  пограничников, судов, Департамента ветеринарии — ведь осенью предстоит провести  вакцинацию  овец, а в Нарынской области совсем износились насосы,  в область уже прибыли новые, товар необходимо  оплатить, где брать деньги?..
Министр финансов от прямых ответов   не уклонялась,  терпеливо  разъясняла  новую схему  выделения средств,  приглашала коллег вместе  еще раз пересмотреть заявленные ими сметы. Все жалобы  наткнулись на  непреклонную волю Ж. Сатыбалдиева:  надо учиться жить по средствам,  еще раз повторил премьер, а что касается    Гендирекции по восстановлению  Оша и Джалал-Абада, то она останется, будет  продолжать  начатые работы, Минфин обеспечит  необходимым  финансированием.
Глава правительства посоветовал  регионам, в которые поступают  выравнивающие и категориальные гранты, лучше управлять своей муниципальной собственностью: часть зданий   сдать в аренду или продать,  выручить деньги и за счет собственных средств  решать местные проблемы.

ЧТО НАС ЖДЕТ В БУДУЩЕМ?
Об изменениях в республиканском бюджете на следующий год и прогнозах на 2014-2015-й  рассказал министр экономики и антимонопольной политики  Темир Сариев. Содокладчиком выступила  министр финансов Ольга Лаврова. Министр экономики  предупредил о рисках, которые могут повлиять на рост ВВП. «Стабильность экономического развития будет зависеть от  условий, созданных для инвесторов. Местные органы власти  в некоторых районах, вместо того чтобы привлекать инвесторов, создавать для них условия, занимаются прямым шантажем». На что премьер рекомендовал установить персональную ответственность представителей правительства в областях, а также мэров Бишкека и Оша  за работу промышленных предприятий.
«Предлагаю закрепить,   к примеру,  нефтеперерабатывающий завод в Кара-Балте  за представителем правительства в Чуйской области, так же  поступить  с предприятиями, которые простаивают, только в таком случае будет положительный эффект», — отметил Жанторо Сатыбалдиев.
С учетом  низких показателей  текущего года (экономический рост ожидается на уровне 1,8%) сотрудники министерства экономики, как обычно,   подготовили три возможных  сценария развития событий.
Первый —  пессимистический, исходит  из неблагоприятных  предпосылок:  добыча золота на Кумторе остается на том же, что и в 2012 году,  уровне — 12,7 тонны. При  таких обстоятельствах  рост ВВП составит 5,9%.
Оптимистический вариант  предполагает увеличение внутреннего валового продукта  на 9,8, если мы, конечно,  сможем мобилизовать все имеющиеся в стране ресурсы, а производство золота на Кумторе достигнет 17,5 тонны. Ожидается увеличение добычи драгметалла  втрое за счет освоения  новых месторождений — «Иштамберды и  Жамгыр. Нарастить объемы производства  планируется на ОАО «Кыргызалтын» (имеются в виду Солтон-Сары, «Макмалзолото» и Терексайский рудник).
Третий сценарий — обычный, базовый.  По нему экономический рост прогнозируется на уровне 7%, инфляция — 8%, а добыча золота на Кумторе поднимется до 16 тонн.
Т. Сариев подчеркнул, что в будущем  году начнется восстановление  промышленности, а производство сельскохозяйственной продукции, стройматериалов, предоставление услуг войдут в стабильное русло. Принятые меры  создадут необходимые условия для устойчивых темпов дальнейшего  экономического роста.  Наибольший вклад в ВВП ожидается от индустриальных и сервисных предприятий, а  влияние  агросектора и строительства будет, скорее всего, нейтральным.
Положительную роль сыграет запуск простаивающих предприятий, а также ввод  новых производственных мощностей — Кара-Балтинского и Кантского нефтеперерабатывающих заводов.  Выпуск листового стекла на ОсОО «Интергласс» вырастет втрое  по сравнению с нынешним годом.

По сведениям экспертов МВФ,   развитие мировой экономики в 2013 году постепенно начнет улучшаться, ВВП поднимется  с 2,5% до 3,5% , ведущую роль в росте мирового производства по-прежнему принадлежит Китаю — 8,2%,  за ним идет Индия — 5,9 %. А что касается наших основных  торговых партнеров  — России и Казахстана, то  там тоже прогнозируется рост,  хоть и небольшой. Инфляция в этих государствах зашкаливать не будет,  останется на уровне 5-7%.
А вот риски сохраняется: угрозы будут исходить от   стран Европейского союза, здесь рост ВВП  снизится с 0,5% до 0,2%.
Что касается сельского хозяйства, планируется увеличение  поголовья скота, посевных площадей и  ирригационных систем;  рынок земли и лизинг будут дальше развиваться, крестьяне получат от государства льготные кредиты.
По запланированным  инвестиционным проектам  предстоит   выполнить огромный объем  строительных работ, протянуть линии  электропередачи, связывающие территорию страны в единое энергетическое кольцо. Прирост капвложений  составит  12,5%, из них более 70% — внутренние инвестиции (внешние увеличатся на 17,3%)
Поступление доходов  будет зависеть от  темпов роста ВВП и   собираемости налогов, а также  от  автоматизации  таможенных процедур. Зарплаты тоже немного подрастут — на 15,4% .С учетом  инфляции реальное увеличение  будет  невысоким:  чуть более 6%.
— Ожидаемый экономический рост обеспечит занятость  населения,  что повлечет за собой снижение бедности  с 8,4% в 2012 году до 8,1% в 2013-м, — сказал в заключение Темир Сариев.-  Мы должны стремиться к более высоким показателям, наша республика очень нуждается в  устойчивом развитии  экономики, чтобы  каждый кыргызстанец получал за свой труд достойную заработную плату, мог приобрести жилье, оплатить обучение детей.
Для  улучшения  работы предпринимателей  многое сделано в нынешнем году,  существенно облегчены  правила открытия бизнеса, но  эффект от новаций  мы увидим лишь в 2013 году, уверенно заявил Т. Сариев.
По информации  О. Лавровой, проект республиканского бюджета  на следующий год разработан с учетом приоритетов и направлений, определенных бюджетной резолюцией на 2013 год и прогнозами на 2014-2015-й, утвержденными Жогорку Кенешем. Доходы  планируются в  сумме 85 544,3 млн. сомов, расходы — 102 978,0 млн. сомов. По проекту республиканского бюджета на 2013 год дефицит бюджета  предусматривался в размере 17 433,7 млн. сомов.

Комментируя  сбор налогов, глава правительства отметил их плохое администрирование. «В Оше иной раз не  найти свободных мест в гостиницах, та же картина летом в иссык-кульских здравницах,  а налоговые поступления остаются на том же уровне». Ж. Сатыбалдиев  поручил Государственной налоговой службе  с учетом цен на золото пересмотреть  суммы налоговых  поступлений. Фонду  по управлению государственным имуществом поручено рассмотреть возможность увеличения дивидендов,  таможенникам — подготовить дополнительные расчеты  по поступлению  средств  от импорта товаров.
С учетом предложений и замечаний  проект закона » О республиканском бюджете на 2013 год и прогнозах на 2014-2015-й»  был принят членами правительства.

ВПЕРЕДИ ЗИМА
На заседании правительства рассмотрели готовность  отраслей экономики и населения к осенне-зимнему периоду. Доклад по этому вопросу сделал министр энергетики и промышленности Автандил Калмамбетов.
Он проинформировал  о  накоплении воды в Токтогульском водохранилище, отметил отставание от утвержденного графика заготовки угля Министерства внутренних дел, Государственной пограничной службы, ГП «Кыргызжилкоммунсоюз», Ошского муниципального предприятия «Теплоснабжение» и  Бишкекской мэрии.  По словам А. Калмамбетова,  ТЭЦ Бишкека и Оша готовы к отопительному сезону. «Этой зимой ограничений и отключений   электроэнергии не  предвидится, накопленный объем воды в Токтогульском водохранилище позволяет покрыть потребность в электроэнергии всей страны».
Что касается подготовки к зиме населения, министр сообщил, что проблем нет, кыргызстанцы  приобретают уголь.
Премьер-министр  напомнил: «Вы все докладываете мне, что  готовность к холодам хорошая. Зима начнется, тогда и проверим справедливость ваших слов». Ж. Сатыбалдиев  поручил  полномочным представителям правительства и руководителям  распределительных энергокомпаний   проконтролировать  готовность  к зиме  под персональную ответственность.
Кабмин обязал все ведомства  и органы местного самоуправления  обеспечить поставку топлива в полном объеме,  неукоснительно соблюдать установленные лимиты  потребления электроэнергии. Координацию всей работы возьмет на себя Министерство энергетики и промышленности.

Галина ЛУНЕВА.   

 

 






Добавить комментарий