Main Menu

Как распорядиться… прахом?

Прочитал в вашей газете статью «Как умру — похороните» и вспомнил калединскую повесть «Кладбище». Правда,  то было еще при Союзе, в восьмидесятых перестроечных, и место действия  где-то в центральной России, а не у нас. А  вот проблемы,  поднятые в повести,  похожи на наши, значит,  они  не перестают быть злободневными.

Кто-то сказал: «Хочешь узнать, как живут люди, сходи на кладбище». Если судить по множеству недешевых надгробий, совсем неплохо живем. Или же оставшиеся живые выбиваются из сил, чтобы ушедшие в мир иной были не обделены вниманием нашим и их могилы выглядели не хуже других?
Нравы изменились, а может, правда, мы действительно стали хорошо жить, если вспомнить о многолюдных и обильных поминальных застольях. Хотя справедливости ради стоит сказать, что священнослужители не перестают призывать нас к скромности в соблюдении обычаев.
Так вот, как-то не очень вяжутся с нашей сегодняшней жизнью порядки в местах упокоения. Многие судачат и втихомолку возмущаются неблагополучием на городских кладбищах: необходимостью много платить за место, неблагоустроенностью, кучами неубранного мусора, вандализмом и порчей памятников… Возмущаются горожане, но помалкивают: то ли по привычке, то ли из-за нашего пресловутого восточного менталитета.
Все мы рано или поздно проходим через ворота погоста: многократно в качестве провожающих в последний путь близких своих и один раз не своими ногами по воле Всевышнего. И когда приходится сталкиваться с хозяйственно-организационной стороной печального события, то «по-восточному» стараешься спокойно воспринимать процесс переговоров и улаживания вопроса выбора и оплаты места захоронения. Заранее знаешь и настраиваешься на то, что придется платить много и не в кассу. Но даже если внутренне возмущен этим, понимаешь, что деваться некуда, и платишь.
Хочешь где-нибудь поближе и поудобнее — плати сколько назовут. Ну а если на асфальте — совсем другая цена. Приходится соглашаться, правда, иногда немного торгуясь. Еще и, как правило, остаешься благодарным за благополучно решенный вопрос. А что поделаешь, в такой ситуации время не ждет. Это потом, когда спокойнее размышляешь об этом, задаешься вопросом: а можно ли изменить ситуацию в лучшую сторону? Мест для кладбищ все меньше, расположение их все дальше, уплотнение будет все большим (уже сейчас пройти к могиле иногда просто невозможно, тем более при установке памятника). А цены, увы, взлетают.
Так вот, подумалось о кремировании! Во всем мире это цивилизованный способ захоронения. У нас проблема, конечно, в том, что население столицы становится все более и более мусульманским, а в исламе отношение к кремированию резко отрицательное.
И что об этом говорят Коран и муфтият? Интересно, из тысячи захоронений за первую половину этого года сколько пришлось на «немусульманские»? Еще в девяностых годах прошлого века бизнес-проект строительства крематория обсуждался в правительстве, обществе, но не прошел.
Главное кладбище столицы — Юго-Западное — уже закрыто, но захоронения уплотняются. Значит, кто-то, имеющий право, дает разрешение на это? Тогда дело за установлением обоснованной цены с оплатой через кассу. Может быть, не хватает на это распорядительной воли властных органов. Кстати, тогда, возможно, появятся деньги для качественного обслуживания мест захоронения.
Что касается точки зрения обывателя на кремирование, рискну предположить, что немало найдется тех, кто не возражал бы после ухода из жизни быть кремированным и «уложенным» в вазу или капсулу с закладкой в общую, специально построенную на погосте «стену» под табличку с именем и датами. Так может, нам стоит вернуться к обсуждению этого вопроса?

В. ЗИНИН.
Бишкек.

 






Добавить комментарий