Main Menu

Без сюрпризов будет работать система госзакупок

Одной из первых и важных реформ правительства стало наведение порядка в государственных закупках, чтобы бюджетные средства тратились эффективно, а госучреждения не сталкивались впоследствии с неожиданными неприятными сюрпризами: деньги заплатили немалые, а трубы в теплосети оказались подержанными, ребятишки мерзнут зимой на занятиях в школах.

В системе госзакупок вращаются миллиардные суммы, при прежней власти поставщики услуг и потребители в лице государственных предприятий нередко вступали в сговор, искусственно завышая стоимость товаров, разница оседала в чьих-то карманах, а качество приобретенных государством услуг оставляло желать лучшего.
Коррупционные схемы свелись на нет благодаря гласности и открытости тендеров, переводу торговли в электронный формат, развитию конкурентности среди поставщиков, привлечению к конкурсам региональных производителей.
Однако наша страна находится только в начале будущих грандиозных преобразований, что и подтвердило проведение международными финансовыми институтами политического диалога, касающегося сектора государственных закупок. Их мировой оборот, как показали исследования, растет из год в год. По сути, эта торговля вылилась в настоящий бизнес, в котором поставщики всегда имеют гарантированный сбыт, то есть из бюджета обязательно будут оплачены приобретенные министерствами и различными ведомствами необходимые им товары и услуги.
На презентацию исследований, проведенных экспертами Всемирного банка и Азиатского банка развития, пригласили первого вице-премьер-министра Джоомарта Оторбаева, который ознакомился также с Инициативой ЕБРР и ЮНСИТРАЛ в реформировании госзакупок на основе типового закона.
В своем выступлении член кабинета министров подчеркнул важность перевода госзакупок в электронную систему, открытость и доступность тендерных документов для всех бизнесменов, особенно работающих на отдаленных от центра территориях. Первый вице-премьер акцентировал внимание на растущем в Кыргызстане, как и во всем мире, бизнесе в области госказкупок. «В истекшем году тендерные заявки вылились в солидную сумму —
16 млрд. сомов, — сказал он, — за восемь месяцев 2012 года уже зарегистрировано заявлений на
17 млрд. сомов. Из-за непрозрачности этого сектора экономики совсем недавно в тени оставалось до 30% объемов государственных закупок, вовсю процветал сговор поставщиков и закупающих организаций, эти деяния как раз и подпадают под понятие «коррупция».
Джоомарт Оторбаев приветствовал проведение политического диалога с донорами-партнерами, отметив его своевременность и актуальность: «Правительство приняло постановление о дальнейшем плане действий, стратегию пошагового развития системы закупок. Надеемся, что с помощью международных экспертов мы станем ее совершенствовать, приближать к мировым стандартам, внедрять у себя лучшую практику».
Первый вице-премьер напомнил: прежде чем приниматься за реформы, правительство обратилось за поддержкой к международным консультантам, которые пообещали предоставить консультантов и электронную систему торгов, но в Министерстве финансов Кыргызстана самостоятельно разработали методику закупок, оценки необходимых нужд государственных учреждений; было бы неплохо гармонизировать эти документы с Инициативой ЕБРР и ЮНСИТРАЛ в соответствии с новыми нормами типового закона о госзакупках.
Дж. Оторбаев отметил: электронную систему закупок мы разработали своими силами. Существовало несколько идей, несколько подходов к тому, как эффективнее распорядиться казенными деньгами, какую предпочесть программу, реализация которой поможет нашей стране выйти на передовые рубежи.
Предстоит наладить электронное сообщение с многочисленными государственными учреждениями, установить их связь с потенциальными поставщиками, затем модернизировать всю систему. «Хотелось бы услышать комментарии по этому поводу авторитетных экспертов Всемирного банка, ЕБРР, ЮНСИТРАЛ, — сказал Дж. Оторбаев, — узнать их мнения и рекомендации, а также сопоставить наш эксперимент с другими странами Содружества. Новая система государственных закупок — часть создаваемого электронного правительства, мы хотим внедрить электронную подпись, совершенствовать нормативно-правовую базу, основываясь на лучших мировых практиках, стимулировать развитие электронных торгов».
Уже подготовлено постановление правительства, обязывающее чиновников овладеть механизмом проведения торгов, оповещения предпринимателей о нуждах и потребностях целого ряда министерств и ведомств.
В своей речи министр финансов Ольга Лаврова обратила внимание на пользу проводимого политического диалога с общественностью и международными финансовыми институтами. «Во все времена обмен мнениями и успешной практикой проведения торгов способствовал положительному решению основной проблемы — стабильности в обществе, — заявила она. — В экономике нашей республики государственные закупки составляют 15-16% от бюджета, это существенная доля расхода средств налогоплательщиков, они должны знать, куда уходят их деньги».
11% национального дохода республики тратятся на капитальные закупки; если сравнить с трудом фермера, то он вынужден инвестировать в госзакупки суточную прибыль, поэтому у Минфина есть обязанность перед каждым гражданином, чтобы перечисленные ими в казну деньги тратились эффективно, приносили пользу. Развитие системы госзакупок, здоровая конкуренция среди поставщиков повлияют на стоимость и качество приобретаемых государством товаров и услуг. В Минфине создана рабочая группа, которая в настоящее время готовит дополнения и изменения в существующий Закон «О госзакупках» в соответствии с принятой стратегией. Действует также первая фаза интернет-портала по закупкам, вторая — в стадии разработки.
Глава офиса Всемирного банка Александр Кремер поздравил правительство Кыргызской Республики с новым прогрессивным начинанием, пообещал всяческую поддержку реформам, отметил важность проведения электронных закупок в режиме он-лайн. «Открытость и прозрачность ставят реальный заслон всем коррупционным проявлениям, способствуют отслеживанию эффективного использования средств государственной казны, — отметил он. — Цель — переход от бумажного оформления заявок к их автоматизации, что во много раз ускорит оборот документов, сделает все операции видимыми и доступными простым гражданам. Результаты торгов сразу же после их проведения размещаются на соответствующих сайтах».
По словам Филиппа Пелетье, представляющего секретариат ВТО, Кыргызстану повезло: изменяя методологию закупок, республика вправе использовать семилетний положительный опыт европейских стран и десятилетний — Всемирной торговой организации. Реформирование системы госзакупок, к примеру, в странах Европейского союза позволило более чем на треть сократить расходы бюджета этих государств, а также прилегающих трансграничных территорий. Австрия уменьшила финансирование из госказны на четверть, Португалия — на 18%. Какой потенциал у Кыргызстана, пока неизвестно. Эксперты предполагают — десятки миллиардов сомов, что в перерасчете на деньги, отпускаемые казной на каждого ребенка, может дополнительно составить около двух тысяч сомов в год. Необходимо внести соответствующие поправки в Закон «О госзакупках», скоординировать его статьи  с другими правовыми документами.
Затем участникам политического диалога представили совместный исследовательский отчет команды специалистов ВБ и АДР о количестве госзакупок в Кыргызстане за прошлый год, об их качестве, а также о том, как и кем они были оплачены. Работа проведена с финансовой поддержкой АБР, правительства Великобритании, Исламского банка развития, а также Европейского союза.
Эксперты указали на узкие места, в частности на сбор, анализ и хранение данных о госзакупках, отсутствие периодического мониторинга исполнения, недостаточную прозрачность и низкий уровень компетентности должностных лиц. Многие отстают от реформ, которые в госзакупках мировое сообщество проводит уже третий раз.
Планирование закупок обычно проводится после принятия бюджета, однако закупающие организации не в состоянии спланировать покупку, поскольку неизвестно, когда получат деньги из Минфина.
Специалисты отметили сильные и слабые стороны, определили ключевые аспекты  улучшения и укрепления системы государственных закупок в Кыргызстане, предостерегли: не всегда погоня за дешевизной приносит хорошие результаты. Привели пример покупки услуг железнодорожного транспорта правительством Великобритании для сообщения с Шотландией. Контракт был заключен на 15 лет, а впоследствии отменен. Коррупцией здесь и не пахло, просто служащие английской железной дороги неправильно поняли техническое задание, не выполнили определенные процедуры, правительству пришлось выплатить неустойку в 30 млн. фунтов. И такое бывает…
В качестве хорошего результата приводили в пример Албанию, Косово, Македонию и Турцию. В этих странах создана специальная комиссия по рассмотрению жалоб по закупкам, которая подотчетна премьер-министру. Исследование выявило системные ошибки и слабые стороны расходования бюджетных средств на госзакупки в Кыргызстане, заложило основу для продолжения реформы управления государственными финансами. Для устранения недостатков доноры предоставят финансовую помощь. Консультанты рекомендовали подготовить руководство по закупкам, обучить чиновников, средства на оплату предоставлять своевременно, а не в конце года, периодически проводить аудит. Дальнейший план действий отправлен на рассмотрение правительства.

Галина ЛУНЕВА.

 






Добавить комментарий