Main Menu

Вести переговоры — искусство

…Кубан Айдаралиев, сотрудник Министерства  экономики и антимонопольной политики КР,  морщил лоб,  что-то подсчитывал, то и дело заглядывая в конспект, не  переставая спорить со своим коллегой из Казахстана. На мой вопрос: “Вы из Кыргызстана?”  — Кубан машинально ответил: из Таджикистана! и продолжал,  жестикулируя,  доказывать: торговать сухофруктами  нерентабельно! В результате  обе стороны приняли важный  документ: объединить усилия и  выступить сообща на переговорных процессах  с Китаем.

Представители двух стран пожали друг другу руки, а на стол легла увесистая папка  с принятыми  обязательствами: гармонизировать законы в  соответствии с международными правилами, создать благоприятные условия при транзите товаров, не облагать их таможенными  пошлинами за исключением пряжи, хлопка, шерсти, то есть  той продукции, которую  соседняя республика сама производит в избытке.
Эта деловая игра, благодаря которой   чиновники учились тонким дипломатическим приемам торговых переговоров,  сильно смахивала на действительность. А наш соотечественник Кубан Айдаралиев  настолько погрузился в игру, рьяно  защищая интересы  соседнего Таджикистана, что напрочь забыл, что он родом из Кыргызстана.
Я, признаться, тоже  на мгновение  поверила в реальность происходящего, впрочем, засомневалась, узнав, что между Афганистаном и республиками Центральной  Азии   установлен режим свободной торговли.  Когда же  мы успели? Десять лет назад Афганистан предпочитал  ввозить недостающие товары из Ирана, Индии, Пакистана, хотя в России, Украине и странах Центральной Азии продукция более качественная и сравнительно дешевая.
Но торговые отношения  в Центральной Азии, включая  соседствующий с Таджикистаном Афганистан, оставляют желать лучшего. Тем не менее тренинг,  профинансированный правительством Канады, удался и был отлично проведен. В этом заслуга  Университета Карлтона, преподавателей Канады и Англии,  ведущих лекторов  Университета Центральной Азии, представителей международных  финансовых институтов.
Следует признать: наших клерков никогда не учили  эффективно защищать национальные  интересы  на международной арене. А ведь именно от их  умения и квалификации зависят экспорт и выгодная внешняя торговля, выигранные преференции по таможенным пошлинам. Это потом, после кропотливой  работы в рабочих группах,  многодневных, а то и многомесячных  переговоров,  главы государств  на высшем уровне скрепят  соглашения своими подписями.
Подписанные президентами  документы на многие годы определят  торговую политику государств,  вступивших в экономические альянсы. Вся рыночная экономика держится на спросе и предложении, и главное здесь — найти сбыт своей продукции  по хорошей цене,  расширить потребительские рынки.
— Сервис, в том числе и торговля,  занимает  сегодня свыше 50% в ВВП Кыргызстана, — говорит первый вице-премьер-министр Джоомарт Оторбаев, — в этом нет ничего плохого. Многие преуспевающие экономики, к примеру, США, Гонконга, Венгрии, Эстонии, на две трети состоят из услуг. Мы просто обязаны  использовать свой феномен во внешней торговле, ведь через  Кыргызстан  проходят все торговые потоки из Китая в Россию, Казахстан, другие страны Центральной Азии.
По сведениям экспертов Всемирного банка, только столичный «Дордой», обслуживая  логистические центры транспортом,  фурнитурой, ежегодно приносит    $1 млрд. дополнительной стоимости.  На такую же сумму мы экспортируем  швейные изделия в  Российскую Федерацию и соседний Казахстан.
—  Маркетингу  обучают в самых лучших университетах мира, а наш народ  научился продавать  товары и услуги  самостоятельно, — подчеркнул первый вице-премьер-министр. —  Мы освоили  международные рынки, хорошо знаем их конъюнктуру, конкурентоспособны и узнаваемы в мире.
Не сидим  на нефтяной игле, как другие сильные державы, а стараемся  продавать за рубеж товары с добавленной стоимостью. Джоомарт Оторбаев привел в пример  Дагестан, входящий в Российскую Федерацию. Он сильно похож на Кыргызстан, бюджет примерно такой же, но, в отличие от нас,  Дагестан на 85% дотируется Москвой, а мы  живем за свой счет, привлеченные займы составляют всего 5% ВВП,  такими результатами можно гордиться,  не все так уж  плохо  в нашей стране, резюмировал  член кабмина. Теперь следует деликатно, без нажима,  вывести   “серые схемы” в экономике на свет и направить денежные потоки  в  народную казну. Главное — не потерять конкурентоспособности.

Сильные тренеры — активные участники
Канада, как и страны Центральной Азии, всегда зависела от торговых партнеров и отношений, которые складывались между  ними. Именно здесь  накоплен бесценный опыт проведения торговых переговоров как с крупными державами, так и с мелкими игроками. Преподаватели из Центра торговой политики  и права Университета  Карлтона  — это практики, которые принимали участие  в реальных переговорах и  представляли Канаду в международных торговых союзах. Они  научили  госслужащих из Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана и  Афганистана  работать  в одной команде, анализировать  нормативно-правовое обеспечение торговых отношений,  цивилизованно разрешать спорные вопросы.
— Пока процесс сотрудничества между  странами Центральной Азии только складывается, — говорит старший научный сотрудник  Института  государственного управления  и политики УЦА Роман Могилевский. — Но в реальности неформальное общение  между государствами гораздо шире. Россия на днях вступила в ВТО, Казахстан и Таджикистан тоже заявили о намерении вступить в эту организацию до конца 2013 года. Очевидно, после этого  наши  торговые отношения станут развиваться интенсивнее.
Прошедший  иссык-кульский семинар, несомненно, укрепит их, ведь  представители экономических министерств не только познакомились друг с другом, но и  установили между собой необходимые контакты. В дальнейшем это поможет расширить  региональное сотрудничество.
По словам  господина Терри Коллинз-Уильямса,  сделавшего блестящую карьеру  в качестве участника торговых переговоров, идея   представлять другую страну в деловых играх  позволила слушателям лучше узнать о приоритетах и потенциале соседних стран, что даст им в будущем  больше  шансов продвигать  интересы своих государств в трансграничном  сотрудничестве. «Энтузиазм и активность участников  показали реальный  экономический потенциал стран Центральной Азии».
— Инструкторы из Канады ознакомили нас  с современными технологиями ведения переговоров, показали, как работают международные организации, как та или иная страна может получить преференции на переговорах, став членом, к примеру ВТО,- рассказал генеральный директор Института  дипломатии МИДа Афганистана господин Хазрат Фахриз (кстати, в афганской делегации были госслужащие, владеющие пятью иностранными языками). — Необходимо подобные тренинги проводить в   других странах, теперь нам будет легче вести переговоры с партнерами из центральноазиатских государств. Мы ощутили торговый потенциал каждой страны. К сожалению, прежде  у нас не было таких контактов. Нам еще предстоит наладить сотрудничество в сфере транзита электроэнергии, транспорта, экспорта  сельхозпродукции. Когда вернусь на родину, обязательно покажу бизнесменам проекты, предложенные нашей стране коллегами из Кыргызстана.
— Наше министерство ответственно за проведение переговоров по  вопросам вступления в Таможенный союз, — продолжил беседу Таалайбек  Бекташев, начальник Управления  торговой политики Министерства экономики и антимонопольной политики Кыргызстана. — Приобретенные знания  помогут не только вести переговоры по присоединению к ТС, но и  чувствовать себя уверенно  в переговорах межправкомиссии с различными государствами и ЕврАзЭС. В этом отношении организованный Университетом Центральной Азии  тренинг уникален. Мы научились выстраивать партнерские отношения в сфере торговых отношений.
А вот мнение  Марата Султангазиева, представителя  Министерства экономического развития и торговли  Республики Казахстан: «Отношения между Кыргызстаном и  Казахстаном продолжают интенсивно развиваться. Обе стороны предоставляют друг другу инвестиции, техническую помощь. Мы регулярно встречаемся и ведем переговоры на двусторонней и многосторонней основах. Практический опыт Канады оказался весьма кстати, теперь мы «во всеоружии», знакомы с тонкостями  дипломатических переговоров.
Директор Центра торговой политики и права Фил Рук (Канада) убежден — молодые люди, которые хотят преуспеть в бизнесе,  должны знать  правила приграничной торговли: «Товарами обмениваются не государственные лидеры, а  конкретные компании, фирмы, предприятия, что и кроется в понятии «международная торговля». Правительства лишь задают рамки сотрудничества, создают условия на границах, а экономический рост обеспечивают деловые люди, в том числе те, кто занимается  внешнеэкономической деятельностью».

ТОРГОВЛЯ — МОТОР ЭКОНОМИКИ
Властям очень важно выстроить  конструктивный диалог  с экспортерами и импортерами, возможно, для этого придется менять существующие законы. Сотрудники  Университета Центральной Азии периодически исследуют социально-экономическое положение центральноазиатских республик, они создали Институт государственного управления и политики.
При финансовой поддержке правительства Канады  началась реализация проекта  «Региональное сотрудничество и укрепление доверия». Он направлен на развитие торговли стран центральной Азии с Афганистаном, и в нем будет задействован  транзитный потенциал Таджикистана.
К сожалению,  объем неформального экспорта из Китая в соседнюю республику высок. В прошлом году он составил $ 710 млн., это почти 70% официального экспорта Таджикистана. «Неформальная торговля — многоотраслевая  и огромна по размерам, — отмечает Роман Могилевский. — Негативная сторона очевидна: и Китай, и Таджикистан  недобирают значительного количества налогов в казну».
Однако рубить сплеча не стоит, ведь благодаря незаконной торговле небогатое население имеет доступ к дешевым товарам. Желание   покончить с этим,  время от времени возникающее у  властей, приведет к ухудшению социального положения значительной части  уязвимых слоев населения в регионе, предупреждает Роман Могилевский.

Галина ЛУНЕВА.

 



« (Previous News)



Добавить комментарий