Вести переговоры — искусство
…Кубан Айдаралиев, сотрудник Министерства экономики и антимонопольной политики КР, морщил лоб, что-то подсчитывал, то и дело заглядывая в конспект, не переставая спорить со своим коллегой из Казахстана. На мой вопрос: “Вы из Кыргызстана?” — Кубан машинально ответил: из Таджикистана! и продолжал, жестикулируя, доказывать: торговать сухофруктами нерентабельно! В результате обе стороны приняли важный документ: объединить усилия и выступить сообща на переговорных процессах с Китаем.
Представители двух стран пожали друг другу руки, а на стол легла увесистая папка с принятыми обязательствами: гармонизировать законы в соответствии с международными правилами, создать благоприятные условия при транзите товаров, не облагать их таможенными пошлинами за исключением пряжи, хлопка, шерсти, то есть той продукции, которую соседняя республика сама производит в избытке.
Эта деловая игра, благодаря которой чиновники учились тонким дипломатическим приемам торговых переговоров, сильно смахивала на действительность. А наш соотечественник Кубан Айдаралиев настолько погрузился в игру, рьяно защищая интересы соседнего Таджикистана, что напрочь забыл, что он родом из Кыргызстана.
Я, признаться, тоже на мгновение поверила в реальность происходящего, впрочем, засомневалась, узнав, что между Афганистаном и республиками Центральной Азии установлен режим свободной торговли. Когда же мы успели? Десять лет назад Афганистан предпочитал ввозить недостающие товары из Ирана, Индии, Пакистана, хотя в России, Украине и странах Центральной Азии продукция более качественная и сравнительно дешевая.
Но торговые отношения в Центральной Азии, включая соседствующий с Таджикистаном Афганистан, оставляют желать лучшего. Тем не менее тренинг, профинансированный правительством Канады, удался и был отлично проведен. В этом заслуга Университета Карлтона, преподавателей Канады и Англии, ведущих лекторов Университета Центральной Азии, представителей международных финансовых институтов.
Следует признать: наших клерков никогда не учили эффективно защищать национальные интересы на международной арене. А ведь именно от их умения и квалификации зависят экспорт и выгодная внешняя торговля, выигранные преференции по таможенным пошлинам. Это потом, после кропотливой работы в рабочих группах, многодневных, а то и многомесячных переговоров, главы государств на высшем уровне скрепят соглашения своими подписями.
Подписанные президентами документы на многие годы определят торговую политику государств, вступивших в экономические альянсы. Вся рыночная экономика держится на спросе и предложении, и главное здесь — найти сбыт своей продукции по хорошей цене, расширить потребительские рынки.
— Сервис, в том числе и торговля, занимает сегодня свыше 50% в ВВП Кыргызстана, — говорит первый вице-премьер-министр Джоомарт Оторбаев, — в этом нет ничего плохого. Многие преуспевающие экономики, к примеру, США, Гонконга, Венгрии, Эстонии, на две трети состоят из услуг. Мы просто обязаны использовать свой феномен во внешней торговле, ведь через Кыргызстан проходят все торговые потоки из Китая в Россию, Казахстан, другие страны Центральной Азии.
По сведениям экспертов Всемирного банка, только столичный «Дордой», обслуживая логистические центры транспортом, фурнитурой, ежегодно приносит $1 млрд. дополнительной стоимости. На такую же сумму мы экспортируем швейные изделия в Российскую Федерацию и соседний Казахстан.
— Маркетингу обучают в самых лучших университетах мира, а наш народ научился продавать товары и услуги самостоятельно, — подчеркнул первый вице-премьер-министр. — Мы освоили международные рынки, хорошо знаем их конъюнктуру, конкурентоспособны и узнаваемы в мире.
Не сидим на нефтяной игле, как другие сильные державы, а стараемся продавать за рубеж товары с добавленной стоимостью. Джоомарт Оторбаев привел в пример Дагестан, входящий в Российскую Федерацию. Он сильно похож на Кыргызстан, бюджет примерно такой же, но, в отличие от нас, Дагестан на 85% дотируется Москвой, а мы живем за свой счет, привлеченные займы составляют всего 5% ВВП, такими результатами можно гордиться, не все так уж плохо в нашей стране, резюмировал член кабмина. Теперь следует деликатно, без нажима, вывести “серые схемы” в экономике на свет и направить денежные потоки в народную казну. Главное — не потерять конкурентоспособности.
Сильные тренеры — активные участники
Канада, как и страны Центральной Азии, всегда зависела от торговых партнеров и отношений, которые складывались между ними. Именно здесь накоплен бесценный опыт проведения торговых переговоров как с крупными державами, так и с мелкими игроками. Преподаватели из Центра торговой политики и права Университета Карлтона — это практики, которые принимали участие в реальных переговорах и представляли Канаду в международных торговых союзах. Они научили госслужащих из Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана и Афганистана работать в одной команде, анализировать нормативно-правовое обеспечение торговых отношений, цивилизованно разрешать спорные вопросы.
— Пока процесс сотрудничества между странами Центральной Азии только складывается, — говорит старший научный сотрудник Института государственного управления и политики УЦА Роман Могилевский. — Но в реальности неформальное общение между государствами гораздо шире. Россия на днях вступила в ВТО, Казахстан и Таджикистан тоже заявили о намерении вступить в эту организацию до конца 2013 года. Очевидно, после этого наши торговые отношения станут развиваться интенсивнее.
Прошедший иссык-кульский семинар, несомненно, укрепит их, ведь представители экономических министерств не только познакомились друг с другом, но и установили между собой необходимые контакты. В дальнейшем это поможет расширить региональное сотрудничество.
По словам господина Терри Коллинз-Уильямса, сделавшего блестящую карьеру в качестве участника торговых переговоров, идея представлять другую страну в деловых играх позволила слушателям лучше узнать о приоритетах и потенциале соседних стран, что даст им в будущем больше шансов продвигать интересы своих государств в трансграничном сотрудничестве. «Энтузиазм и активность участников показали реальный экономический потенциал стран Центральной Азии».
— Инструкторы из Канады ознакомили нас с современными технологиями ведения переговоров, показали, как работают международные организации, как та или иная страна может получить преференции на переговорах, став членом, к примеру ВТО,- рассказал генеральный директор Института дипломатии МИДа Афганистана господин Хазрат Фахриз (кстати, в афганской делегации были госслужащие, владеющие пятью иностранными языками). — Необходимо подобные тренинги проводить в других странах, теперь нам будет легче вести переговоры с партнерами из центральноазиатских государств. Мы ощутили торговый потенциал каждой страны. К сожалению, прежде у нас не было таких контактов. Нам еще предстоит наладить сотрудничество в сфере транзита электроэнергии, транспорта, экспорта сельхозпродукции. Когда вернусь на родину, обязательно покажу бизнесменам проекты, предложенные нашей стране коллегами из Кыргызстана.
— Наше министерство ответственно за проведение переговоров по вопросам вступления в Таможенный союз, — продолжил беседу Таалайбек Бекташев, начальник Управления торговой политики Министерства экономики и антимонопольной политики Кыргызстана. — Приобретенные знания помогут не только вести переговоры по присоединению к ТС, но и чувствовать себя уверенно в переговорах межправкомиссии с различными государствами и ЕврАзЭС. В этом отношении организованный Университетом Центральной Азии тренинг уникален. Мы научились выстраивать партнерские отношения в сфере торговых отношений.
А вот мнение Марата Султангазиева, представителя Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан: «Отношения между Кыргызстаном и Казахстаном продолжают интенсивно развиваться. Обе стороны предоставляют друг другу инвестиции, техническую помощь. Мы регулярно встречаемся и ведем переговоры на двусторонней и многосторонней основах. Практический опыт Канады оказался весьма кстати, теперь мы «во всеоружии», знакомы с тонкостями дипломатических переговоров.
Директор Центра торговой политики и права Фил Рук (Канада) убежден — молодые люди, которые хотят преуспеть в бизнесе, должны знать правила приграничной торговли: «Товарами обмениваются не государственные лидеры, а конкретные компании, фирмы, предприятия, что и кроется в понятии «международная торговля». Правительства лишь задают рамки сотрудничества, создают условия на границах, а экономический рост обеспечивают деловые люди, в том числе те, кто занимается внешнеэкономической деятельностью».
ТОРГОВЛЯ — МОТОР ЭКОНОМИКИ
Властям очень важно выстроить конструктивный диалог с экспортерами и импортерами, возможно, для этого придется менять существующие законы. Сотрудники Университета Центральной Азии периодически исследуют социально-экономическое положение центральноазиатских республик, они создали Институт государственного управления и политики.
При финансовой поддержке правительства Канады началась реализация проекта «Региональное сотрудничество и укрепление доверия». Он направлен на развитие торговли стран центральной Азии с Афганистаном, и в нем будет задействован транзитный потенциал Таджикистана.
К сожалению, объем неформального экспорта из Китая в соседнюю республику высок. В прошлом году он составил $ 710 млн., это почти 70% официального экспорта Таджикистана. «Неформальная торговля — многоотраслевая и огромна по размерам, — отмечает Роман Могилевский. — Негативная сторона очевидна: и Китай, и Таджикистан недобирают значительного количества налогов в казну».
Однако рубить сплеча не стоит, ведь благодаря незаконной торговле небогатое население имеет доступ к дешевым товарам. Желание покончить с этим, время от времени возникающее у властей, приведет к ухудшению социального положения значительной части уязвимых слоев населения в регионе, предупреждает Роман Могилевский.
Галина ЛУНЕВА.
Related News
Стратегическая наша «железка»
В Министерстве экономики и коммерции с участием первого заместителя министра Чоро Сейитова, начальника управления автомобильногоRead More